105. Возможные источники капитала для создания и развития фирмы.
Категория «капитал» – одна из фундаментальных, основополагающих, ключевое понятие в теории финансов и один из основных объектов управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъектОВ. Теории капитала имеют длительную историю. Адам Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или денег. При этом он производил различие между основным капиталом (он производит прибыль, оставаясь при этом достоянием того, кто им владеет) и оборотным капиталом (он тоже производит прибыль, но перестает быть достоянием его владельца). Д. Рикардо трактовал капитал как средства производства, не делая при этом различий между палкой и камнем в руках первобытного человека и современными машинами и фабриками. В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, или это самовозрастающая стоимость. При этом К. Маркс доказывал, что капитал – это не деньги. Деньги становятся капиталом лишь тогда, когда на них приобретаются средства производства и рабочая сила, причем создателем прироста стоимости он считал только труд наемных рабочих. «...Поэтому капитал можно понять лишь как движение, а не как вещь, пребывающую в покое». Прибыль, по Марксу, представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, рассматриваемую как порождение всего авансированного капитала.
Можно выделить три основных подхода к формулированию сущностной трактовки капитала:
1. Экономический подход (физическая концепция капитала) .Капитал – это стоимость (совокупность ресурсов), авансированная в производство с целью извлечения прибыли. В данном случае капитал рассматривается как совокупность ресурсов, являющихся источником доходов общества. Капитал можно разделить на реальный и финансовый, основной и оборотный капитал. В соответствии с этой концепцией величина капитала исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу, т.е. фундаментальное уравнение бухгалтерского учета выглядит так:
Активы = Совокупный капитал
2. Бухгалтерский подход (финансовая концепция капитала). Капитал трактуется как интерес собственников субъекта в его активах, т.е. термин «капитал» в этом случае выступает синонимом чистых активов, а его величина рассчитывается как разность между суммой активов хозяйствующего субъекта и величиной его обязательств. Обязательство – это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.
В этом случае фундаментальное уравнение принимает вид:
Активы = Обязательства + Капитал.
Такой же подход существует и в определении, данном в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Термин «капитал» означает «чистые активы, или собственные средства компании». В практической деятельности утвердилось понимание чистых активов как активов предприятия, свободных от всех долговых обязательств. Фактически чистые активы – это собственный капитал предприятия. Согласно концепции поддержания финансового капитала прибыль считается заработанной, только если имеет место прирост чистых монетарных активов за отчетный период без учета всех выплат собственникам организации и их вкладов в организацию в течение отчетного периода. Именно в соответствии с данной концепцией капитал трактуется как доля собственников в активах организации, а прибыль - как прирост фактической покупательной способности инвестированного собственниками капитала. А в соответствии с концепцией поддержания физического капитала прибыль считается заработанной, только если за отчетный период имеет место прирост физической продуктивной (или операционной) способности организации (ресурсов, фондов, обеспечивающих эту способность) без учета всех выплат собственникам организации и их вкладов в организацию в течение отчетного периода. Очевидно, что в рамках данной концепции капиталом фирмы выступает вся ее продуктивная мощность, то есть совокупность всех ее активов как носителей будущей экономической выгоды.
3. Учетно-аналитический подход представляет собой комбинацию двух предыдущих подходов.
В этом случае капитал как совокупность ресурсов характеризуется одновременно с двух сторон: а) направлений его вложения и б) источников происхождения. Соответственно выделяют две взаимосвязанные разновидности капитала: активный и пассивный. Активный капитал – это имущество хозяйствующего субъекта, формально представленное в активе его бухгалтерского баланса в виде двух блоков – основного и оборотного капитала.ТПассивный капитал – это источники средств, за счет которых сформированы активы субъекта, причем источники долгосрочного характера. Они подразделяются на собственный и заемный капитал. В соответствии с учетно-аналитическим подходом величина капитала исчисляется как сумма итогов разделов III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства» бухгалтерского баланса, т.е. в этом случае фундаментальное уравнение бухгалтерского учета примет вид:
Активы = Капитал + Краткосрочные обязательства
Рассматривая капитал с позиций отражения его в бухгалтерском балансе организации (предприятия), отметим, что структура актива и пассива бухгалтерского баланса различна, однако итог актива и пассива (валюта баланса) одинаков. Пассив по отношению к активу выполняет функцию финансирования, а активы – функцию покрытия. Тем самым выделим понятие «совокупный капитал», который выступает в качестве источника формирования активов организации, т.е. термин «капитал» будем использовать в самом широком смысле, а именно в качестве совокупных источников финансирования имущества предприятия (совокупных финансовых ресурсов).
- 1. Экономические системы. Виды экономических систем.
- 2. Решение в экономических системах основных экономических вопросов.
- 3.Семейная экономика. Рациональный потребитель.
- 5. Неравенство доходов и его причины.
- 7. Защита прав потребителя.
- 8. Сбережения, Страхование , «Меры социальной поддержки»
- 9.Рынка товаров и факторов производства.
- 10.Спрос.Предложение. Цена. 10. Спрос. Предложение. Цена.
- 11. Типология рынков и её основы.
- 12. Понятие о спросе и величине спроса. Понятие о предложение и ветчине предложения. Закон предложения.
- 13. Эластичность проса, её виды и причины существования.
- 14 .Эластичность предложения и её связь-с техническим прогрессом.
- 16. Рынок товаров и факторов производства: рынок капитала, рынок земли, рынок трудовых ресурсов. Спрос, предложение на данных рынках.
- 17. Формирование рыночных цент их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества.
- 18. Механизмы формирования и изменения рыночных цен. Система цен, закономерности её формирования. Понятие об уровне цен.
- 19. Понятие о конкуренции её роль в экономическом развитии. Экономические и психологические основы возникновения конкуренции.
- 20 .Понятие о монополии и анализ её разновидностей.
- 21. Понятие о закономерности возникновения монополии. Экономические последствия монополий.
- 22. Монополистическая конкуренция и барьеры для выхода на рынок.
- 23. Законодательные основы антимонопольной политики. Методы ограничения монополистической деятельности.
- 24.Проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
- 25.Антимонопольное регулирование в России и его эффективность
- 26. Проблема естественных монополий.
- 27. Особенности сельскохозяйственного производства как отрасли экономики.
- 28. Закономерности развития организационно-производственный структуры сельского хозяйства и исторический опять в России.
- 29. Механизм государственный поддержки и регулирование сельскохозяйственный производства.
- 30. Понятие о макроэкономике и её основные проблемы в современной России. Макроэкономика как сфера знаний о процессах развития национальной экономики в целом.
- 31.Понятие об отраслях экономики и отраслевой структуре экономики страны.
- 32.Структура и уровень развития экономики России в целом, её отраслевая структура и сдвиги в ней.
- 33. Основные типы макроэкономических проблем (безработица, инфляции, динамика экономического развития, международное экономические отношения ) и их взаимосвязь.
- 34. Понятие о безработицы .Причины возникновения и типы безработицы, её динамика.
- 35. Проблемы безработицы в России.
- 36.Деньги в банки в современной экономике.
- 37. Функции денег в экономике. Типы денег.
- 38.Структура денежной массы и закономерности её изменения в России.
- 39. Закономерности формирования предложения денег и его связь со склонностью населения к сбережениям.
- 40. Понятие «инфляция». Причины и закономерности возникновения и развития инфляции.
- 41. Основные виды инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, инфляция подавленна.
- 42.Классификация инфляции по масштабам роста цен: вялая, галопирующая, гиперинфляция.
- 43. Методы борьбы с инфляции.
- 44. Влияние инфляции на экономику страны и политическую ситуацию.
- 45. Банки. Центральный банк. Коммерческие банки. Роль банков в создании денег.
- 46. Типы банков и устройство банковской системы.
- 47. Масштабы инфляции в разных странах мира.
- 48.Основы финансового устройства государства.
- 49. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения.
- 50. Государственные финансы и экономические основы их возникновения.
- 51. Структура доходов и расходов государственного бюджета в России. Проблемы рационализации бюджета.
- 53. Государственный долг и проблемы его обслуживания.
- 54. Типы филкальной политики и их влияние на экономику. Понятие о налогах и основные типии налоговых систем. Налогообложение как элемент механизма го
- 55.Закономерности развития налоговых систем и причины использования различных типов налогов.
- 56. Понятие о экономическом росте и методы его измерения. Источники экономического. Методы измерения экономического роста.
- 57. Закономерности экономического роста и понятие о цикличности. Понятие об экономических циклах и причинах , их порождающих. Основные фазы экономического цикла.
- 58. Экономический рост и его связь с границей производственных возможностей общества.
- 59.Основные типы макроэкономических показателей и их структура.
- 60. Анализ динамики макроэкономических показателей в России.
- 61. Роль научно-технического прогресса.
- 62. Взаимосвязь между темпами экономического роста, инфляций и безработицей. Опыт регулирования экономического роста в России.
- 63. Факторы ускорения или замедления экономического роста. Методы антициклического регулирования.
- 64. Мировой опыт использования иностранных иностранных инвестиции для регулирования циклического развития и ускорения экономического роста.
- 65. Особенности использования иностранных инвестиции в России.
- 66. Влияние экономики на принятие политических решений. Понятие об общественном выборе.
- 67. Взаимосвязь экономики и политики.
- 68. Понятие о лоббизме. Роль лоббизма в экономической и политической жизни общества. Особенности его правления в России.
- 69. Дискуции о роли государства в регулирование экономики.
- 70.Национальные и групповые экономические интересы.
- 71. Роль бюрократии в экономическом развитии общества.
- 72. Взаимосвязь демократии и экономического прогресса.
- 73.Анализ взаимосвязи экономики и экологии в условиях глобализации хозяйственных процессов.
- 74. Понятие об общественных благах.
- 76. Понятие о границах возможностей рынка в решении проблем экономического и социально развития.
- 78.Международное разделение труда на мировом рынке.
- 79. Внешняя торговля и национальная экономика.
- 80. Протекционизм в современной России.
- 81. Механизмы регулирования внешней торговли.
- 82.Валютный механизм мирового рынка. Причины многовалютности мировой торговли, история развития валютного рынка и проблема золотого стандарта.
- 83. Роль валютных курсов в развитии экономических процессов внутри страны.
- 84. Принципы и проблемы международного экономического сотрудничества. Роль России в мировой экономике.
- 85. Важнейшие международные экономические организации (мвф, Мировай банк, гатт и др) и основные принципы их деятельности.
- 86. Взаимодействие России с международными экономическими организациями.
- 89. Типология фирм, достоинства и недостатки каждого из типов фирм.
- 90. Причины, поражающие сосуществование разных типов фирм.
- 91. Многообразие фирм и проблема стабильности экономического роста, сохранения политической устойчивости в стране.
- 92. Распространенность различных типов фирм в российской экономике.
- 93. Понятие об основных элементах процесса управления: планирования, организации, контроле реализации планов.
- 94.Понятия о маркетинге. Основные концепции маркетинге.
- 95.Организация управления персоналом. Методы экономического и морального стимулирования работников. Взаимодействие менеджеров и профсоюзов.
- 96.Способы оценки издержек и управления ими коммерческой форме.
- 97.Методы заработного ценообразования.
- 99.Понятия о скидках и наценках к ценам.
- 100.Ценовая дискриминация.
- 101.Управление динамики цен в условиях инфляции.
- 102. Взаимосвязь цены и жизненного цикла товара.
- 103. Понятие об оптовой и розничной торговле. Основные формы организации торговой деятельности и особенности развития торговли России.
- 104. Финансовый менеджмент.
- 105. Возможные источники капитала для создания и развития фирмы.
- 106. Типы инвестиции и из значение в деятельности фирмы.
- 107. Понятие о дисконтирование и его роль в оценке результатов инвестиции.
- 108. Основные методы привлекательности инвестиции.
- 109. Принципы разработки бизнес-плана и инвестиционных проектов.
- 110.Организации, поддерживающие инвестиционный процесс в России.
- 111. Особенности привлечения иностранных инвнстиции.
- 112. Правовая среда деятельности фирм в России. Законодательства о защите прав потребителей.
- 113. Понятие о деловой репутации фирмы как разновидности её активов.
- 114. Методы государственного воздействия на деятельность коммерческих форм в России.
- 115. Органы государственного контроль.