11.5. Сетевые структуры управления
Как уже отмечалось, традиционные иерархические и бюрократические формы организации и управления во многих случаях не отвечают возросшим требованиям к современным предприятиям относительно их способности к быстрым изменениям, обучению и модернизации, поэтому под влиянием научно-технического прогресса в последние 20-30 лет в индустриальных странах произошли эволюционные изменения теории и практики управления. Это было адекватное реагирование на неуклонное усложнение внешней среды во времени. Точность предвидения изменений во внешней среде и время адаптации к изменениям в ней являются оценкой эффективности управления. Достижение положительных результатов на более длительную перспективу - вот что требуется от сегодняшних менеджеров. Поэтому компании все чаще экспериментируют в области развития своих структур и процессов. Особое внимание стало уделяться созданию сетеобразных структур. Термин «сеть» сам по себе является абстрактным понятием, означающим набор узлов и отношений, связывающих эти узлы, и используется в различных областях науки, включая теорию организации, нейронные технологии, теорию коммуникаций и теорию малых групп. В бизнесе под сетью понимается способ регулирования взаимозависимости фирм, отличающихся и от объединения этих фирм в одну интегрированную организацию, и от координации их деятельности с помощью рыночных механизмов и основанный на корпоративной игре с особыми отношениями.
Организация в форме сети - гибридное решение, объединяющее три типа структур (функциональная, дивизионная, матричная), обеспечивающее более эффективный вариант разграничения деятельности и связей, а также пропорций между автономией и контролем. В последние 20 лет сетевой принцип организации стал одним из символов общемировых революционных изменений в управлении конкурентоспособными компаниями. Его суть состоит в замене многоуровневых иерархий кластерами фирм, координируемых рыночными отношениями вместо административных, т.е. под сетевой организацией понимается идеальный организационный тип, который характеризуется структурой свободно связанной сети принципиально равноправных и независимых партнеров. При принятии решения о переходе к формам организации, основанном на сетях, учитывается ряд факторов:
1) повышенная потребность в организационной гибкости и новых ноу-хау;
необходимость снижения рыночной неопределенности;
необходимость новых форм управления объединенным производством;
развитие высокотехнологичной промышленной базы;
необходимость управления многообразием культур. Наибольший вклад в процесс становления межфирменных сетей вносят два фактора - рост технологической сложности и развитие информационных технологий.
Быстрое распространение данного принципа, независимо от размера, отраслевой и национальной принадлежности проводящих его корпораций, позволяет авторитетным американским знатокам вопроса утверждать, что вряд ли «какая-либо отрасль когда-нибудь вернется к тому типу конкуренции, в которой могут выжить фирмы, являющиеся традиционными пирамидальными организациями». В век знания сохранение старых организационных форм может иметь фатальные последствия для предприятий. В этой связи большой интерес представляет анализ причин возникновения сетевых организационно-управленческих форм, который может служить ориентиром для более полного понимания новых тенденций организационного развития.
Часто предприятия с блестящим прошлым придерживаются старых традиций. Но именно былые достоинства технологического и организационно-культурного порядка могут неожиданно потерять свою ценность. Это происходит не только потому, что изменения внешней хозяйственной и общественно-политической обстановки в условиях обостряющейся конкуренции ставят под сомнения многие устоявшиеся представления и требуют растущих инновационных усилий, но и потому, что сложившиеся организационно-управленческие формы с их незыблемостью и инерционностью нередко ведут к кризисам, грозящим самому существованию фирм. Сетевые структуры в обществе и экономике возникли не сегодня. Они существуют со времен глубокой древности, с тех пор, как люди стали общаться, вступать в устойчивые контакты друг с другом. И взаимодействия сетевого типа можно рассматривать как повсеместное явление, характерное для всех стран. И, хотя исторически межорганизационные образования не новы, в последней четверти XX века они стали обретать новое качество, обусловившее живейший интерес к ним специалистов в области стратегического управления. С одной стороны, устойчивые и долгосрочные объединения с двумя или более участниками перестали быть экстравагантным или ситуационным управленческим решением, с другой - во все большем числе отраслей выживание во внутринациональной и международной конкуренции стало зависеть от участия в подобных альянсах, порой сводивших вместе традиционных соперников. К общим причинам таких организационных изменений принято относить глобализацию бизнеса и усиление международной конкуренции, ускорение процессов обновления технологий и их проникновения через границы отраслей и государств, а также в целом возрастание неопределенности бизнес - среды, требующее нетрадиционных методов адаптации к ней. Другая причина связана с одновременным бурным развитием внутри- и межфирменных компьютерных сетей на базе персональных компьютеров (ПК) и рабочих станций, давших жизнь новому типу деловых коммуникаций и позволивших заметно снизить затраты на управление потоками информации.
Недостаток стандартной пирамидальной организационной структуры заключается также в увеличении дистанции между управляющими высшего звена и теми, кто пользуется продукцией и услугами компаний. Сетевая организация приходит на смену и является отрицанием организации иерархической, при которой полномочия, роли и ответственность жестко распределены сверху вниз по принципу пирамиды. При сетевом типе организации зависимость и соподчиненность функциональны, т.е. в значительной степени предопределены факторами совместной деятельности, например, спецификой производственного процесса. Решая задачи управления, объединения в единое целое разрозненных частей, сетевая система порождает нетрадиционный подход к лидерству. Руководящее звено - необходимый элемент любой организационной структуры. Но сущность, внутреннее содержание и функции руководства в разных системах различны. В иерархической модели полномочия и компетенция распределяются сверху вниз, и в результате права и ответственность попадают в сферу полномочий исключительно руководства. В сетевой модели руководящее звено выделяется в процессе взаимодействия всех структурных элементов. Выдвижение в лидеры происходит естественным путем. При этом ответственность, хотя и в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. Другой важный аспект -границы, рамки институциональных структур, их ранжир и степень жесткости. При иерархическом построении основной обособленной структурной единицей на микроэкономическом уровне выступает отдельное предприятие, отдельная компания. В условиях сетевого взаимодействия границы между структурными элементами не являются столь жесткими; их размывают все более сложные и диверсифицированные связи, складывающиеся как внутри компаний, так и между самими компаниями. Возникают условия, при которых производственный процесс сам видоизменяет все более подвижные границы структурно обособленных звеньев, в рамках которых он существует, а также корректирует характер взаимодействия этих звеньев между собой.
Классификация сетевых структур
Сети принято подразделять на внутрифирменные и межфирменные. И если внутрифирменные сети являются более или менее логичным итогом эволюции ранее известных процессов децентрализации крупных компаний, то распространение сетевой формы межфирменных отношений произошло в ходе массивной реструктуризации отраслей и компаний. С одной стороны, устоявшиеся фирмы в своем стремлении сосредоточиться на «стержневой компетенции» проводили решительное разукрупнение, резко сокращая число уровней внутренних иерархий. При этом соображения эффективности диктовали заказ на стороне широкого спектра видов деятельности, а порой - избавление даже от самого производственного компонента стоимостной цепочки. С другой стороны, вновь создаваемые фирмы также отказывались от роста путем вертикальной интеграции и вместо этого создавали альянсы с независимыми поставщиками или дистрибьютерами на всем протяжении своей стоимостной цепочки.
Пионерные работы Р. Майлза, Ч. Сноу, Г. Торелли, К. Имаи и X. Итами, в которых была сделана попытка рассмотреть закономерности развития и основные характеристики сетевых межфирменных структур в контексте экономических проблем стратегии бизнеса, были выполнены уже в первой половине 1980-х годов. Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков.
Во-первых, за несколько последних десятилетий фирмы, использующие старые структуры, предпочитали содержать в своей организации все ресурсы, необходимые для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм, расположенные в различных точках ценностной цепи.
Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы - не просто доступные взаимоотношения с независимыми хозяйствующими субъектами. На самом деле различные компоненты сети осознают свою независимость и хотят делиться информацией, кооперироваться друг с другом, предоставлять продукцию для того, чтобы поддерживать собственное место в ценностной цепи.
В-третьих, сети предполагают более действенную и заинтересованную роль всех участников. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.
В-четвертых, во все возрастающем ряде отраслей, включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и другие, сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участниками групп - производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми компаниями.
Первыми предложили внятную классификацию сетевых структур Р. Майлз и Ч. Сноу, выделив три их разновидности (представляющие в определенном смысле движение от простого к сложному) - внутреннюю, стабильную и динамическую и описав механизм функционирования каждой. Рассмотрим кратко эти три типа сетей.
Внутренняя сеть. Внутренние сети позволяют достигать конкурентного преимущества посредством создания системы свободного предпринимательства в рамках больших организаций. Основной заложенный в них принцип - принцип взаимодействия между подразделениями организаций на основе рыночных цен. Внутренняя сеть не предполагает значительного вынесения деятельности вовне фирмы, однако требует введения вовнутрь ее сил рынка. Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует создания рыночной экономики внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на открытом рынке. Цель внутренней сети, как и ее предшественника - матричной формы, -получить конкурентные преимущества путем предоставления широкой предпринимательской свободы с нацеленностью на конечный результат, совместного использования подразделениями редких ресурсов и последовательного развития и обмена управленческим и технологическим ноу-хау. Пример внутренней сети - производство компонентов автомобилей в компании «General Motors» после серии консолидации и реорганизаций 1980-х годов, когда число отделений, производящих компоненты, сократилось до восьми. Другим примером внутренней сети может служить шведская ABB. Внутренние сети могут испытывать большие трудности из-за чрезмерного расширения, но еще в большей степени из-за неправильно сориентированной модификации. Наиболее частая ошибка руководства - это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Не все взаимодействия во внутренней сети должны вытекать из определяемых на местах решений в области спроса-предложения. Корпоративные руководители могут также видеть выгоду в том, чтобы внутренние структурные единицы осуществляли закупку у вновь созданной или приобретенной единицы, даже если ее цены несколько выше, чем на рынке. Но способ, с помощью которого руководители решают подобные вопросы, является определяющим в оценке жизнеспособности сети. Они должны создавать стимулы и направлять деятельность структурных единиц, показывая преимущества в извлечении прибыли.
Стабильная сеть. Эта форма в своей основе близка к функциональной организации и применяет структурные принципы и операционную логику функциональной формы. Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем соединения специализированных ресурсов в соответствии с заданной продуктовой цепочкой ценностей. Однако вместо единственной вертикально интегрированной организации стабильная сеть замещает ряд компонентов фирмы, каждый из которых тесно связан с ее ядром конкретными соглашениями. Она обычно предполагает частичный заказ товаров и услуг на стороне и является способом привнесения гибкости во всю стоимостную цепочку. В стабильной сети активы принадлежат нескольким фирмам, специализирующимся на конкретных видах деятельности. Зачастую набор торговых партнеров располагается вокруг «стержневой» фирмы, поставляя ей ресурсы либо выступая дистрибьютерами ее продукции. Данный подход распространен среди таких ведущих автомобильных компаний, как «Chrysler», «Toyota», BMW, у которых до 70% стоимости конечного продукта приходится на закупаемые на стороне детали и комплектующие. К выгодам стабильной сети относятся надежность поставок и дистрибуции, а также тесная кооперация в производственных графиках (способствующая повышению загрузки оборудования) и контроле качества. Обратная сторона медали здесь - взаимозависимость и некоторая утрата гибкости. Наиболее распространенная угроза эффективности стабильной сети - это требование полной утилизации ресурсов фирмы для пользы центра этой цепи. В этом случае цены, качество и технические параметры организации не совершенствуются путем рыночной конкуренции. Стабильная сеть также может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые центральные фирмы пытаются установить see условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмешательство в процесс поставки и распределения со стороны центральной фирмы может отвергаться другими. И в результате фирма-центр превращает организацию в вертикально интегрированную функциональную систему.
Динамичная сеть. Операционная логика динамичной сети наиболее близка дивизиональной структуре, которая стремится адаптироваться в бизнес - среде путем сосредоточения работы самостоятельно управляемых отделений на различных либо смежных рынках. Будучи применяемой в быстро или дискретно изменяющихся конкурентных средах, она в исполнении некоторых фирм представляет собой сетевую форму, доведенную до пределов возможного в смысле увлечения заказывания на стороне видов деятельности.
Динамичные сети дают преимущества одновременно в специализации и гибкости, особенно при необходимости организации с минимальными затратами и минимальными потерями операционного времени многих независимых фирм для единовременного или краткосрочного совместного проекта. Стоит ли говорить, насколько это актуально ввиду возрастания в современной конкуренции роли фактора времени? Для достижения полной реализации потенциала динамичной сети необходимо множество фирм (или подразделений фирм), действующих в направлении ценностной цепи, готовых соединиться вместе для выполнения определенной задачи, а затем разъединиться, чтобы стать частью другого временного союза. Наличие множества возможных партнеров, желающих применить свои умения и ресурсы для достижения общей цели динамичной сети, является не только залогом успеха, но и источником потенциальных проблем. Фирмам приходится осваивать достаточно широкий сегмент в ценностной цепи, чтобы справляться с задачей тестирования и защиты своего вклада в общее дело. Проектанту необходимо поддерживать свою способность строить прототипы, производителю -экспериментировать с новыми технологиями и т.д. Фирмы, у которых основа вклада либо слишком узка, либо слабо определена, на рынке легко опережаются конкурентами. В итоге динамичная сеть предъявляет к своим составляющим требования по постоянному совершенствованию технической компетентности и по масштабам деятельности не только для поддержания их собственной устойчивости, но и дееспособности сети в целом.
Сети можно также классифицировать по видам деятельности, например, можно выделить предпринимательские сети, сетевой маркетинг, сетевой менеджмент и пр. Для примера рассмотрим более подробно сетевой маркетинг. Возникновение сетевого маркетинга продиктовано желанием возобновить более прямой контакт с потребителями со всеми его положительными аспектами и необходимостью оптимизировать отношения между производителями и его продавцами с целью максимального стимулирования предпринимательских качеств последних. Сетевой маркетинг зародился в 40-х годах в США. Компания «Калифорния витамине» впервые внедрила революционную по тем временам многоуровневую систему выплаты агентам комиссионных за продажи и привлечение в компанию новичков, т.е. за создание своей сети распространения товаров. Сетевая система распространения стала серьезным бизнесом в начале 60-х годов, когда в Америке начался экономический бум. Небольшие фирмы использовали сетевой маркетинг как дешевый способ довести до покупателей свои технологические новинки, с которыми опасались иметь дело крупные торговые фирмы. Так поступала «Кока-кола», выпуская на рынок новые напитки, «Колгейт» с некоторыми зубными пастами, «Жилетт» и даже «Панасоник». Прообразом сетевого маркетинга в бывшем СССР был Госстрах с его агентами. Точных цифр относительно объема продаж, осуществленных в системе сетевого маркетинга, не существует. По данным Американской академии прямых продаж, за 1994 год общий оборот составил, как минимум, 62 млрд долларов. По мнению экспертов, приблизительно 30 млрд из этого объема приходится на сетевой маркетинг. Этот метод продажи используют такие известные фирмы, как «Цептер», «Амвей», «Гербалайф Интернейшнл», «Мери Кей», «Вижин», «Эйвон», «Нутри Пауэр», «Фредерик М» и др. Общая численность занятых в ней составляет около 54 млн. человек. Организации, работающие по принципу сетевого маркетинга, пользуются значительным успехом и представляют собой эффективные коммерческие структуры, которые осуществляют сбыт во многих странах и продолжают развиваться.
Основные характеристики сетевых организаций приведены в табл.11.3.
Таблица 11.3 Основные характеристики сетевых организаций
Тип сети | Особенности организации | Сферы применения | Недостатки, связанные с расширением сети | Недостатки, связанные с модификацией структуры |
Внутренняя | Совместное владение, распределение ресурсов по цепи ценностей с использованием рыночных механизмов | Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать внутренние подразделения | Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей внутреннего рынка и механизмов оценки результатов деятельности | Исполнительные лица используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции |
Стабильная | Крупная фирма (с центром), создающая рыночно -ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз | Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Разнообразная собственность ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов | Чрезмерное использование поставщика или продавца может привести к нездоровой зависимости от центра фирмы | Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творчество партнеров |
Динамичная | Независимые элементы фирмы вдоль цепи формируют временные союзы из большого количества потенциальных партнеров | Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т.д.) | Экспертиза может оказаться слишком узкой, и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме | Значительные механизмы могут быть разработаны, чтобы предотвратит ь сопротивление партнеров. Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами |
Как уже отмечалось, сети могут принимать различные формы и призваны решать различные задачи. В современной глобальной экономике все больше и больше компаний выбирают перед слияниями и поглощениями механизмы стратегических альянсов, а транснациональные альянсы представляют одну из возможностей выйти на международные рынки. Приведем примеры сетей сотрудничества, или стратегических альянсов, представляющих собой особую форму договоров о сотрудничестве между фирмами с четкой целью создания для себя определенных конкурентных преимуществ. Интересным стало создание «Российского альянса», в который вошли четыре розничные сети: московские «Перекресток», «Копейка», «Дикси» и петербургская «Мегамарт». Участников альянса сильнее всего беспокоят две проблемы: угроза отечественной торговле со стороны западных операторов и отношения с крупными поставщиками. Другим важным решением для конкурентоспособности некоторых действующих лиц станет, возможно, то, что Объединенные машиностроительные заводы и холдинговая компания «Интеррос» создадут консорциум, куда могут войти компании «Атомстройэкспорт» и «Подольский машиностроительный завод», ГУП «Атомэнергопроект», концерн
«Силовые машины» и ОАО «ОМЗ/Группа «Уралмаш-Ижора». При этом речь не идет об изменении отношений собственности среди возможных участников этого консорциума. Отметим также одобрение советом директоров концерна General Motors (GM) плана создания совместного предприятия с российским АвтоВАЗом.
Информационно-коммуникационные технологии -важная движущая сила сетевых организационных форм
Как известно, информация и знание всегда являлись важными составляющими экономического роста, а развитие технологии во многом определило производительность общества, уровень жизни, а также социальные формы экономической организации. На современное общество большое влияние оказывает накопленный научно-технический потенциал, особенно достижения в таких перспективных сферах, как микроэлектроника и электронная технология сбора, обработки и использования информации. В Японии ускорение технологического обновления в этих областях уже привело к так называемой третьей промышленной революции. Вряд ли будет ошибочным предположить, что новая промышленная революция вскоре станет повсеместно распространенным явлением, во всяком случае, в индустриально развитых странах. Однако существующие социально-экономические модели организации общества отстают от потребностей ускорения обновления технологии, эффективного внедрения ее новых прогрессивных видов.
Кристофер Фримен пишет: «Техноэкономическая парадигма есть концентрация взаимосвязанных технических, организационных и менеджерских инноваций, преимущества которых следует искать не только в новом диапазоне продуктов и систем, но более всего в динамике относительной структуры затрат на все возможные вложения в производство. В каждой новой парадигме некое конкретное вложение или их совокупность можно назвать «ключевым фактором» этой парадигмы, характеризуемым падением относительных затрат и универсальной доступностью. Современное изменение парадигмы можно рассматривать как сдвиг от технологии, основанной главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, основанной преимущественно на дешевых вложениях информации, почерпнутых из успехов в микроэлектронике и телекоммуникационной технологии». Информационно-технологическая парадигма эволюционирует не к своему закрытию как системы, но к своей открытости как многосторонней сети. Она могущественна и импозантна в своей материальности, адаптивна и открыта в своем историческом развитии. Всеохватность, сложность и сетевой характер являются ее решающими качествами.
Сегодня решающий фактор - информация, поступающая в конкретное время с конкретного места. Информационная технология позволяет одновременно децентрализовать извлечение такой информации и интегрировать ее в гибкой системе выработки стратегий. Эта игнорирующая границы структура дает возможность мелким и средним фирмам связываться с крупными корпорациями, формируя сети, способные неустанно вводить новации и осуществлять адаптацию. Таким образом, фактической оперативной единицей становится, скорее, деловой проект, осуществляемый сетью, чем индивидуальная компания или формальная группа компаний. Деловые проекты осуществляются в разных областях деятельности, таких, как продуктовые линии, организационные задачи, территории. Необходимая информация имеет решающее значение для результатов компании. А самая важная информация в новых экономических условиях - это та, которая обрабатывается в процессе обмена между компаниями на основе опыта, полученного из каждой области. Информация циркулирует в сетях; в сетях между компаниями, в сетях внутри компаний; в персональных сетях и в компьютерных сетях. Новые информационные технологии играют тут решающую роль, позволяя такой гибкой, адаптивной модели фактически работать. По мнению К. Имаи, эта игнорирующая границы сетевая модель, которая ближе к опыту японских корпораций, а не американских компаний, обычно цепляющихся за старую модель единой глобальной стратегии, и есть фундамент конкурентоспособности японских фирм.
Можно сказать, что новые информационные технологии и организационные изменения взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, организационные изменения происходили в ответ на необходимость справляться с постоянно меняющейся операциональной средой независимо от технологических изменений.
Однако появление новых информационных технологий чрезвычайно обогатило возможности организационного развития. Как пишут Бойет и Конн, «способность крупных американских компаний перестроить себя так, чтобы выглядеть и действовать как малые предприятия, можно, по меньшей мере отчасти, приписать развитию новой технологии, делающей целые слои менеджеров и их аппарата ненужными». Способность малых и средних предприятий связываться в сети между собой и с крупными корпорациями также стала зависеть от доступности новых технологий, раз горизонт сетей (если не их повседневные операции) стал глобальным. Только опора на новые коммуникационные и информационные технологии позволит им работать на постоянной основе. Сложность паутины стратегических союзов, субподрядных соглашений, децентрализованного принятия решений сделала бы крупные корпорации попросту неуправляемыми без развития компьютерных сетей. Это случай, в котором организационные изменения индуцировали (в некоторой степени) технологическую траекторию. Именно из-за сетевых нужд новых больших и малых организаций персональные компьютеры и компьютерные сети распространились так стремительно. Благодаря массовой потребности в гибком, интерактивном управлении компьютерами программное обеспечение стало самым динамичным сектором отрасли, и производство информации, вероятно, будет формировать процессы производства и управления в будущем. С другой стороны, из-за доступности этих технологии формирование сетей стало ключом к гибкости организаций и результативности бизнеса. Таким образом, показано воздействие на существующие структуры современной научно-техйической революции. При этом она создает и новые структуры, затрагивая самые основы общества. Благодаря развитию новейших технологий появились информационные сети. Над ними постепенно возникают новые индустриальные сети и сети социальных взаимодействий. Информационная инфраструктура, являясь детищем технологического обновления, составляет основу любого современного общества. С бурным развитием информационных сетей связано и формирование принципиально иного типа инфраструктуры, который лег в основу нового экономического механизма. Прежний ее тип соответствовал иерархической модели экономической организации с четко выраженными отношениями господства и подчинения (центр - периферия). Новый, сетевой тип инфраструктуры, определяемый, прежде всего, информационными связями, предполагает более сложную форму организации, где сферы действия отдельных субъектов переплетаются и налагаются друг на друга. Бар, Боррус, Дитер Эрнст показали в своих исследованиях, что сближение между организационными требованиями и технологическими изменениями превратило сети в фундаментальную форму конкуренции в новой экономике. Сотрудничество и сети предлагают единственную возможность следить за постоянно обновляющейся информацией. В условиях быстрых технологических изменений именно сети, а не фирмы, сделались реальными производственными единицами. Иными словами, из взаимодействия между организационным кризисом и организационными изменениями и новыми информационными технологиями возникла новая организационная форма - сетевое предприятие.
Важный вопрос - о месте сетизации в системе мер стратегического управления. Сетевой подход трактует рассматривать любое предприятие как субъект хозяйственных связей, партнера в сети взаимодействующих на рынке других субъектов экономической деятельности. Эта сеть представляет собой достаточно устойчивую рыночную структуру, состоящую из определенного количества предприятий, организаций, фирм и т.д., взаимосвязанных производственными и рыночными отношениями. Данная структура непосредственно определяет роль и место в ней любых участников сети, воздействует на результаты деятельности последних и обусловливает необходимую модификацию управления ими.
Субъекты сети владеют ресурсами и контролируют их, занимаются различными видами деятельности, которая осуществляется посредством комбинирования ресурсов. В результате повторяющихся процедур обмена между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает ресурсы и деятельность партнеров, Участники связей различны, но каждая связь оказывает прямое или косвенное воздействие на результат. Сеть как структурное образование отличается достаточно стабильной совокупностью партнеров, обменом деятельностью, зачастую совместным использованием ресурсов. Поэтому при построении планов
развития участников сети необходимо выделять и тщательно прорабатывать следующие взаимосвязанные компоненты: участники, ресурсы, виды деятельности. Соединение ресурсов в сети происходит как на организационном, так и на межфирменном уровне. Примерами сетевого подхода к корпоративному строительству стали АВТОВАЗ и РАО ЕЭС России. АВТОВАЗ продал контрольный пакет акций АО АВТОВАЗагрегат, выпускающему более 450 наименований автомобильных узлов и деталей. Ранее руководители ВАЗа заявляли о планах продажи дочерних предприятий, не приносящих прибыли заводу. «Нестандартную» ситуацию также инициировало РАО ЕЭС России. Энергохолдинг приобретает у РОСНО страховую компанию «Лидер», с которой будут заключаться договоры страхования рисков РАО. Однако РОСНО будет управляющей компанией своей бывшей «дочки», поскольку менеджеры РАО не занимаются страховым бизнесом. Примеры соединения ресурсов в сети приведены также в п. 10.
Однако все же соединение ресурсов не ограничивается только межфирменными альянсами, оно также включает прямые слияния и поглощения. Идея создания международного гиганта энергетической отрасли ABB (Asea Brown Boveri Ltd) путем слияния ASEA AB (Швеция) и ВВС Brown Boveri Ltd (Швейцария) была официально оглашена в августе 1987 года. Уже с января 1988 года новая организация начала действовать как единое целое. Однако на этом активность ABB в сфере слияний и поглощений не прекратилась. В этом же 1988 году компания поглотила 15 различных фирм в разных частях света. Еще около 40 подобных сделок были совершены в 1989 году. ABB постоянно поглощает какие-то компании, объединяет свои бизнес-единицы с чужим путем слияния или продает собственные подразделения. Организационная мобильность позволяет компании адаптироваться к постоянно меняющимся условиям среды, реструктурируя виды бизнеса в соответствии с новыми потребностями.
Адаптация характеризует способность организации корректировать методы работы для дальнейшего движения вперед. Несмотря на кажущуюся простоту этой компетенции, не все необходимые шаги и не всегда удается сделать. В сетевом стратегическом планировании адаптация элементов производства предприятий-
партнеров является важным элементом взаимоотношений. Этот процесс теснее связывает стороны друг с другом и вследствие этого способствует последующему взаимодействию, а также препятствует проникновению других организаций в складывающуюся систему взаимоотношений. Когда такая система взаимоотношений (сеть) создана, требуется совместная ориентация и согласование целевых установок различных субъектов сети. Если при этом будут превалировать интересы отдельного субъекта сети, то это может привести к разрушению сетевого образования или к поискам нового партнера, выполняющего те же функции, что, в свою очередь, вызовет дополнительные производственные издержки. Поэтому стратегическое согласование мотиваций участников сетевого образования становится необходимой основой сложного взаимодействия всей структуры в целом. В интересах развития сети субъекты взаимоотношений могут мобилизовать и совместно использовать ресурсы, контролируемые отдельными партнерами, что усиливает их взаимозависимость. Необходимо подчеркнуть, что данный подход предполагает наличие на рынке атмосферы сотрудничества и взаимного интереса.
Работая над достижением собственных целей, любая компания также должна учитывать цели и задачи агентов бизнес-среды, которые зачастую определяют успех той или иной компании. В таком ракурсе рассмотрения понятие внешней окружающей среды теряет специфическую значимость в формировании стратегий управления. Этим сетевой подход отличается от традиционного стратегического планирования. Эффективное воздействие на бизнес-среду является безусловным признаком стратегического управления. Сегодня перемены, происходящие в бизнес-среде, постоянно набирают ход, что ставит перед руководством организаций новые, все более сложные задачи. Примерами эффективного влияния на среду в настоящий период являются действия компании «Лукойл», а также Минатома России. В конце 2000 года «Лукойл» подписал соглашение с компанией Getty, предусматривающее поэтапное приобретение акций автозаправочной сети в США на общую сумму 71 млн. долларов. Приобретя «Getty», «Лукойл» окажется собственником почти 1300 АЗС, около 400 мини-маркетов, 10 нефтебаз и др.
Основным звеном сетевой модели, определяющим эффективность и стратегию управления, становится взаимосвязь, предполагающая интерактивность поведения предприятий. Если принять эти предпосылки в качестве исходных, то управление последней требует сдвига акцента с размещения и структурирования своих внутренних ресурсов к использованию видов деятельности и ресурсов партнеров, что и является основой понимания эффективности. Стратегия сетизации сравнима с методами сужения собственной производственной деятельности, когда предприятие перестает само заниматься какими-то видами производства и перепоручает их внешним исполнителям. Подобная стратегия представляется уместной и на некоторых новых частных фирмах, которые могут сконцентрироваться на приоритетных для себя областях специализации, а другие виды деятельности передать внешним исполнителям, справляющимся с ними успешнее, чем внутренние подразделения. В таком случае это сети с ярко выраженным стратегическим центром.
Существует множество форм межфирменных сетей: совместное предприятие, франчайзинг, консорциум, коммерческие соглашения, выполнение работ по субподрядам, перекрестный директорат, персональные сети. Остановимся подробнее на субподрядах как более актуальных.
Выполнение работ по субподрядам является старой, переживающей сегодня второе рождение формой межфирменных сетей. В соответствии с определением этого типа организации в такой сети выделяется центральная фирма. Хотя в деятельности любой сети отражены сознательные решения управляющих, очевидно, что сети, лишенные стратегического управления, осуществляемого из «центра», менее приспособлены к тому, чтобы реагировать на изменяющиеся требования современных рынков. Цель централизации - координация как внутренних, так и внешних отношений. Она вытекает из таких показателей, как финансовая, производственная и организационная мощь, репутация и раннее принятие нововведений.
Центральная фирма, или стратегический центр, играет решающую роль в создании добавленной стоимости. В качестве центральной фирмы выступает либо крупнейшая компания, заключившая с внешними фирмами стратегические субподряды о выполнении работ, либо одна из конкурирующих фирм, которая становится лидером в своей отрасли промышленности. Таким образом, центральная фирма в сетях с ярко выраженным стратегическим центром играет главную роль и призвана решать следующие основные задачи.
Обеспечение возможности для стратегического заключения субдоговоров. Центральная фирма взаимодействует с большим количеством партнеров, чем обычный брокер или обычная фирма. Другими словами, она формирует саму сеть, ожидая от партнеров активности творчества. Важно, чтобы каждый из них выходил за рамки простых отношений субподрядчиков с головным подрядчиком. Стратегические центры больше требуют и больше получают, чем их соперники, использующие традиционные методы выполнения работ по субподрядам.
Распространение общей идеи бизнеса. Центральные фирмы, где работает сравнительно мало людей, разборчивы в своей деятельности. Они генерируют идеи, которые могут захватить воображение их служащих и партнеров, формируют стратегии, выдвигая в качестве цели руководство и координацию окружающей их сети. Все ее участники разделяют такое видение. Несомненно, успех благоприятствует этому. То, что центральные фирмы приносят своим партнерам прибыль и дают им возможность расти, помогает, с одной стороны, укреплять в сознании их сотрудников единое видение сети, а с другой - вызывает доверие к ним.
Разработка компетенции для сети. Центральная фирма развивает ключевые компетенции партнеров, стимулирует участников сети делиться своим опытом друг с другом и со стратегическим центром. Ее характерная особенность - желание передать своим партнерам навыки и ноу-хау, способствующие росту добавленной стоимости. Кроме того, это приводит к сокращению продолжительности циклов нововведений и формированию более динамичной системы.
Развитие технологий. Центральная фирма заимствует у других фирм идеи, используемые для создания новых технологий. Методы заимствования (разработки) коммерциализации помогают ей снизить затраты на разработки, ускоряют прогресс. Стратегическому центру не свойствен синдром «изобретено не здесь».
Конкурентная борьба. Сети сильны настолько, насколько сильно их наиболее уязвимое звено. Центральная фирма поощряет дружеское соперничество между компаниями внутри сети. Несмотря на часто пагубное соперничество, эти компании добиваются одновременного соединения особых компетенций и крупномасштабной интеграции. В японских кейрецу, например, компания-поставщик центральной фирмы осуществляет поставки также и конкурентам, чтобы оставаться на передовых рубежах технологий.
Могущество торговой марки и другие виды помощи. Чтобы сохранить равновесие сил в сети, все центральные фирмы оставляют за собой определенные виды деятельности. Распространять свою власть на всю систему стратегическому центру помогают контроль над торговыми марками и разработка систем, интегрирующих сеть. Они основаны не только на электронных средствах, но включают и другие способы общения. Центральная фирма должна обеспечить свободное перемещение информации между партнерами. Ее качество становится основным требованием, если центральная фирма хочет эффективно управлять всеми видами деятельности, распределенными между другими фирмами.
Доверие и взаимодействие. Формальные договоры относительно негибки, и их можно использовать только тогда, когда действия легко описать и предсказать. Но эффективные отношения являются творческими и гибкими, и поэтому их очень трудно зафиксировать. Если один из партнеров выходит за рамки традиционного контракта, другие запомнят это и позже отблагодарят услугой за услугу. Только тогда, когда все партнеры доверяют друг другу, система может работать согласованно. Однако доверие требует поощрения и укрепления. Один из способов поощрения - гарантия разделения полученной прибыли между всеми партнерами.
В дальнейшем все больше внимания будет уделяться не контролю за ресурсами, а интеграции ресурсов, и не управлению деятельностью предприятия, а управлению ответной, гибкой реакцией на изменяющуюся ситуацию, подобно схеме взаимодействия, реализуемой в системах «точно - вовремя» (just-in-time). Но следует отметить, что простое копирование используемых на западе систем стратегического планирования для их применения в любых условиях хозяйствования не может привести к успеху, так как выбор системы и методов стратегического планирования должен соответствовать реальным политическим, экономическим и социальным условиям в конкретной стране с учетом особенностей данной территории.
Международные производственные сети (глобализация)
В 90-х годах XX века наблюдался ускоряющийся процесс интернационализации как производства, так и распределения товаров и услуг, а также управления производством и распределением. Этот процесс включал в себя три взаимосвязанные составляющие: усиление роли многонациональных корпораций как производителей в глобальной экономике, рост объемов прямых иностранных инвестиций и формирование международных производственных сетей. В отношениях государств возникают совершенно новые формы взаимозависимости, скелетом мирового экономического пространства становятся транснациональные компании (ТНК). В результате развития ТНК глобальная экономика становится единственной самовоспроизводящейся системой. Раньше хозяйство практически каждой страны представляло собой самовоспроизводящуюся систему. Теперь такая система -только мировое хозяйство в целом. Никакая национальная экономика, культивирующая современные технологии, не может претендовать на автаркию, на самовоспроизводство. Страны, отставшие в общем развитии, сходят с дистанции, а их экономики становятся тупиковыми.
Глобальный мир ТНК имеет сетевую структуру Его формирование происходило одновременно с интенсивной сетевой информатизацией общества; развитие этих процессов носило взаимодополняющий характер. Физической основой такой информатизации выступают всемирные коммуникационные системы и, прежде всего, глобальные вычислительные сети, особенно «всемирная паутина» Интернет, образующие мировое виртуальное киберпространство. Вся социально-экономическая динамика организуется по сетевому принципу. Сети образуют новую социальную морфологию - сетевая логика пронизывает производство, созда-
вая новые его формы (ТНК, транснациональные стратегические альянсы - ТСА), институты власти, торговлю, финансы, культуру и всесторонне вторгаясь в повседневную жизнь человека
Сетевые структуры обеспечивают глобализацию капитала и децентрализованную концентрацию производства и труда; Образуется всемирное информационно-финансовое пространство. Труд и капитал также подчиняются логике сетей, структурирующих международный рынок капитала, рабочей силы и научно-технических услуг и определяющих переливы транснационального капитала из спекулятивной формы в созидательную. Морфология сетей с узлами в виде бирж и транснациональных банков (ТНБ) обеспечивает либерализацию финансовых рынков.
Ядро интернационализированного производства составляют ТНК и, следовательно, являются основной составляющей процесса глобализации и все больше превращаются в децентрализованные внутренние сети, организованные в полуавтономные подразделения в соответствии со странами, рынками, процессами и товарами. Кроме того, малые и средние фирмы во многих странах сформировали сети сотрудничества, дающие им возможность быть конкурентоспособными в глобализированной производственной системе. Эти сети объединяются с многонациональными корпорациями и становятся, таким образом, взаимными субподрядчиками. Наиболее часто сети малых и средних фирм являются субподрядчиками одной или нескольких крупных корпораций. Но часто бывает, что такие сети заключают соглашения с многонациональными корпорациями с целью получить доступ к рынкам, технологиям, методам управления или торговой марке. Многие из этих сетей сами по себе являются транснациональными вследствие заключения фирмами соглашений, действующих за границами страны их расположения. Новая производственная система основывается на комбинации стратегических союзов и особых проектов сотрудничества между корпорациями, децентрализованными подразделениями каждой крупной корпорации и сетями малых и средних предприятий, связывая их между собой и/или с крупными корпорациями или сетями корпораций. В такой структуре наиболее важным для успешной стратегии элементом управления оказывается умение встроить фирму в «паутину» таким образом, чтобы извлечь из этого наибольшее конкурентное преимущество. Следовательно, данная структура стремится воспроизводить себя и расширяться по мере роста конкуренции, что, в свою очередь, еще больше усугубляет глобальный характер экономики. Фирмам, желающим успешно работать в условиях такой изменчивой геометрии производства и распределения, необходима очень гибкая форма управления - форма, которая зависит от гибкости самой фирмы и от ее доступа к технологиям производства и телекоммуникациям, требующимся для поддержания такой гибкости. Чтобы маневрировать в новой глобальной экономике, характеризующейся непрестанными лавинами новых конкурентов, использующих новые технологии и приемы сокращения затрат, крупные корпорации должны были стать, прежде всего, более эффективными, а не более экономными.
В свою очередь, система академических, фундаментальных исследований, которая является основой НТП, должна быть глобальной. Поэтому сегодня можно сказать, что существует глобальная научная сеть, которая обеспечивает взаимное общение ученых, популяризацию научных открытий и знаний. Научные исследования в наше время или являются глобальными, или перестают быть научными. Таким академическим системам, как советская, которые препятствовали общению в определенных областях исследований, пришлось впоследствии очень дорого заплатить за это непреодолимой задержкой развития науки. Все это касается также и прикладных исследований, особенно в высокотехнологичных отраслях, ибо стоимость исследований и разработок взлетает до небес, а доступ к привилегированной информации все более затрудняется в отрасли, где инновация является главным конкурентным оружием. Доступ к рынкам и ресурсам капитала часто обменивается на технологию и производственное мастерство; в других случаях две компании или более предпринимают совместные усилия по разработке нового продукта или совершенствованию новой технологии. В результате такого сотрудничества формируется горизонтальная сеть НИОКР, которая пронизывает отрасли промышленности и страны в целом. Более того, чтобы транснациональные производственные сети действовали эффективно, многонациональные корпорации вынуждены делиться некоторыми секретами производства со своими партнерами, что дает возможность малому и среднему бизнесу улучшить свои собственные технологии и в конечном счете свои знания. В Европе Европейский Союз даже вынуждал компании различных стран к сотрудничеству как условию получения субсидий. Так было в случае с «Philips», «Thomas-SGS» и «Siemens» в программе по микроэлектронике JESSI. Малые и средние фирмы получают поддержку Европейского Союза и программы EUREKA в области исследований и разработок на базе создания совместных предприятий между фирмами более чем одной страны. Структура высокотехнологичных отраслей представляет собой все более сложную паутину союзов, соглашений и совместных предприятий, в которой большинство крупных корпораций связано между собой. Даже крупная корпорация в такой экономике не является и не будет больше самостоятельной и самодостаточной. Самонадеянность таких крупнейших фирм, как IBM, «Philips», «Mitsui», уже хрестоматийный пример. Поэтому в развивающихся странах и странах, недавно вступивших на путь промышленного развития, государственная политика непременно должна способствовать тому, чтобы местные фирмы и производства могли начать сотрудничать с транснациональными производственными сетями и успешно конкурировать на мировом рынке.
Преимущества и потенциал эффективности сетевых форм
Говоря об экономических предпосылках возникновения и существования сетей, необходимо выделить снижение производственных издержек и издержек, связанных с внешними поставками. В этом, по-видимому, основа экономической эффективности сетевого соглашения. Компания, становясь членом сети, значительно снижает свои издержки благодаря экономии, обеспечиваемой сотрудничеством с другими фирмами, входящими в ту же сеть. Вступление в сеть позволяет фирме специализироваться на работах, ключевых для обеспечения ее конкурентных преимуществ, а все другие виды работ передать остальным членам сети, способным выполнять их более эффективно. Таким образом, для всех сгруппированных фирм отпадает необходимость надолго «связываться» с несущественными для них и малоэффективными видами работ. Необходимо отметить, что при этом продолжает действовать также и рыночный механизм регулирования. Независимо оттого, насколько тесны и продолжительны взаимосвязи между членами сети, каждый из них всегда имеет возможность заключать сделки на стороне, если при этом предлагаются более выгодные условия. Таким образом, в рамках сети продолжает действовать рыночное регулирование уровня затрат (в отличие от иерархической организации, где распределение ресурсов подчинено административным процедурам). Делегируя выполнение части работ другим членам сети, фирма может снизить себестоимость оставшихся благодаря развитию специфических навыков и повышению компетентности своих сотрудников.
Но стратегические преимущества сетевого взаимодействия выходят далеко за рамки снижения издержек. Это далеко не единственный побудительный мотив для вступления фирмы в сеть. Не меньшее значение играет во многих случаях стремление получить доступ к ключевым ресурсам, знаниям, технологии, изменить характер конкуренции, ускорить процесс внедрения нововведений, снизить степень риска.
Сетевые структуры создают стимул к взаимному обучению, обмену накопленной информацией, совместному ее генерированию, способствуют быстрейшей реализации новых идей. Особенно важна в современных условиях и гибкость сетей, когда продукция становится все сложнее, осуществление прямого контроля над всеми необходимыми для ее производства ресурсами (в первую очередь, знаниями и умениями персонала, ноу-хау) - все затруднительнее.
В современных условиях, когда происходят быстрые и частые изменения технологий, вкусов и потребностей потребителей, когда появляются новые материалы и альтернативные источники энергии, а накопленная информация быстро устаревает, преимущества крупных организационных структур зачастую оборачиваются недостатками. Сети, напротив, «легче на подъем», чем иерархические организации, и в то же время лишены недостатков нескоординированного рыночного обмена. При сетевом методе накопление, распределение и использование ресурсов осуществляется не путем «разовых» one-
раций обмена и не через административные процедуры, а на основе системы взаимосвязей между членами сети.
Сети особенно эффективны в случаях, когда успех каждого из участников зависит от надежного, всестороннего обмена информацией, ее совместного интегрирования и накопления. Практика показывает, что наиболее полезна оказывается не та информация, что поступает по официальным каналам иерархической организации, и не та, которую можно почерпнуть из соображений о рыночной конъюнктуре. Гораздо чаще источниками хоть неформальной, но очень полезной информации являются лица, с которыми налажены долгосрочные связи, основанные на доверии.
В современных условиях все возрастающую роль играют виды деятельности, основанные на использовании «интеллектуального капитала», специфических знаний и навыков, накопленных в течение долгих лет обучения и практической работы. Многие из этих видов деятельности (искусство, научная работа, проектирование, архитектура, математика, программирование, ряд современных информационных и профессиональных услуг) не требуют больших материальных затрат. Они в гораздо большей степени основаны на использовании ноу-хау. Ноу-хау обычно включает в себя такие знания и умения, которые трудно зафиксировать и формализовать в письменном виде. Этот «капитал» существует в умах специалистов и неотделим от них. Последние предпочитают, как правило, творческук), свободную атмосферу, отсутствие административного диктата, ограничения, спешку. Понятно, что как иерархические структуры, так и жесткая рыночная конкуренция губительны для накопления ноу-хау. Сети же, с их горизонтальными связями и системой взаимных обязательств, хорошо подходят для организации деятельности специалистов, знания которых применимы к широкому спектру видов деятельности. Таким образом, сети, вероятнее всего, будут возникать и развиваться в тех областях, где процесс накопления знаний и/или навыков не поддается административному контролю, либо рыночному регулированию.
Одним из основных преимуществ сетей, с точки зрения вступающих в них фирм, является также разделение риска между всеми участниками соглашения. Во многих случаях сети лучше других организационных форм обеспечивают и используют факторы конкурентоспособности. Сетевые структуры располагают, как правило, разветвленными каналами коммуникаций; кроме того, они способны создавать новые варианты интерпретации информации, в результате чего создаются новые связи. Это преимущество становится еще более очевидным при сравнении сетей с иерархическими организациями или рынком.
Таким образом, современная экономическая и технологическая среда создает объективную потребность в использовании во многих отраслях промышленности и сферы услуг именно сетевых форм. Поэтому в тех случаях, когда успех зависит, в первую очередь, от способности быстро внедрять инновации, воплощать новые сетевые идеи, сетевые формы организации имеют гораздо больше шансов достичь высокой эффективности.
Стратегическими преимуществами сетевых соглашений являются: сокращение издержек производства и реализации продукции сделок; расширение возможностей доступа к новой технологии, новой информации, новым рынкам сбыта; ускорение внедрения нововведений, разделение риска между членами сети пропорционально их вкладу в обеспечение высокой эффективности сетевого соглашения.
Наиболее важные потенциальные выгоды заключаются в следующем. Во-первых, такой потенциал может состоять в отказе (полном или частичном) от длительных служебных процедур по «фильтрации» сведений о различного рода неполадках в работе и рационализаторских предложений. При этом непосредственно на месте могли бы производиться отбор предложений, определение приоритетов, создание прототипов новшеств и их быстрая проверка. Это позволило бы разгрузить высшее управленческое звено, которое смогло бы больше внимания уделять вопросам стратегического развития предприятия. В новой обстановке от всех членов коллектива ожидается активное участие в обсуждении стратегических аспектов и создании эффективных сетей отношений, тогда как в условиях жестких моделей мышления упор делается на лояльность и верность традициям. Во-вторых, плотная конструкция отношений с имплицитными способностями к быстрому установлению контактов обеспечивает немедленную коллективную интерпретацию и обработку критически важных для предприятия событий. Третий потенциал полезности сетевых организационно-управленческих форм состоит в снятии системной защиты против организационных инноваций. Изменения становятся в известной степени постоянными и нормальными явлениями. Особенно важны при этом зоны конфликтов, выходящие за пределы одной области, когда конфликтные ситуации разрешаются путем максимально открытых переговорных процессов, а не указаний сверху. Четвертый потенциал полезности сетевых форм касается способности предприятия к организационным действиям в результате сглаживания иерархических уровней и расширения полномочий всех членов коллектива. Это требует, в частности, перестройки мышления участников процесса, ухода от атмосферы страха, порождаемого менталитетом поиска ошибок и виновных (что свойственно иерархическим системам), создания обстановки готовности рисковать, признания права совершать ошибки и учиться на них.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии