Основные методологические принципы
Применявшиеся до последнего времени методы построения организационных структур управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, гипертрофированным использованием типовых решений, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы, наборы функций и состав подразделений, отличающихся только по численности. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организации;
постоянный набор органов управления вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях; упор на исполнение неизменных функций в отрыве отменявшихся задач; устаревшие схемы и структуры штатов как усредненные показатели существующих организаций без анализа их недостатков и степени пригодности.
Одним из главных недостатков применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Однако в условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняется. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают зачастую более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчетливо проявляется при решении проблем, связанных, например, с созданием корпораций, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, с более тесным подчинением производственной деятельности выполнению заказов и договоров, запросам потребителей, с обеспечением связи науки и производства, с комплексным решением проблем качества продукции и т. п. Даже самые обоснованные проработки функциональных характеристик и нормативов численности аппарата управления производственных организаций не дают конструктивных рекомендаций для решения проблем формирования территориально-производственных комплексов, организации целевых программ. Таких новых проблем в области организации управления, требующих комплексного решения, возникает все больше в условиях ускорения научно-технического прогресса, повышения взаимосвязанности и динамизма звеньев экономики.
Особое значение приобретает выявление и анализ возникающих проблем как построения, так и развития организации (рис. 28.2). Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функций управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Прежде всего он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления. Многообразие целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации обычно не может быть сведено к одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночных потребностей в производимой продукции и услугах. В любом случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным. На схеме показана общая последовательность перехода от целей организации к ее структуре (рис. 28.3).
Рис. 28.2. Выявление проблем организации
Рис. 28.3. Переход от целей организации к ее структуре
Применительно к реализации системных принципов формирования внутренней структуры аппарата управления следует учитывать, что организационная структура является сложной характеристикой системы управления. В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления, многие из которых появились лишь в последние годы. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы построения организационной структуры аппарата управления и должен применяться в органическом сочетании с другими.
Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой - насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей, поставленных в области производства, экономики, технического прогресса и социального развития. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, связать каждое конкретное организационное решение с его конечными результатами, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надежность аппарата управления, выражающаяся в качестве исполнения решений в рамках установленных сроков и ресурсов; адаптивность и гибкость, характеризующиеся способностью своевременного выявления организационных проблем и соответствующей перестройкой работы.
Особенно значима экономичность аппарата управления. Однако не следует при этом экономический критерий сводить непременно к сокращению численности персонала. Необходимо формулировать его как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управления, сокращение которой остается одним из важных параметров повышения экономической эффективности, должна быть объективно обоснованной, для того чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.
Процесс формирования организационной структуры
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
формирование общей структурной схемы аппарата управления;
разработка состава основных подразделений и связей между ними;
регламентация организационной структуры.
Формирование общей структурной схемыво всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления;
степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления — разработки состава основных подразделений и связей между ними —заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
Третья стадия — регламентация организационной структуры —предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:
определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
Для случаев, когда требуется детализированная регламентация ответственности по отдельным этапам разработки и принятия решений при выполнении особо сложных задач, требующих взаимодействия многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы, которые получили название органиграмм. Органиграмма представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Совмещение организационного алгоритма механизма управления с алгоритмом технологической обработки информации, осуществляемое путем построения органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами системы управления, возникающими при организации согласованного выполнения ее задач и функций. В отличие от документограмм органиграммы не отражают информационного содержания выполняемых работ, они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
При формировании структур программно-целевого управления наряду с органиграммами или вместо них целесообразно разрабатывать карты (матрицы) распределения прав и ответственностимежду органами линейно-функциональной и программно-целевой структур. В этих документах более детально и наглядно, чем в органиграммах, фиксируются общие права принятия решений, разделение ответственности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллегиальных и консультативных органов принятия решений. Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, имеете с пояснительной запиской составляетпроект организационной структуры управления.
- Часть I. Основы
- Глава 1. Теория организации в системе наук
- Информатика
- Глава 2. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
- Группировка принципов Файоля
- Модель высшего руководства фирмой
- Глава 3. Понятие и сущность организации
- Классификация целей организации
- Глава 4. Жизненный цикл организации
- Анализ ситуации на стадии создания организации
- Стадии развития организации
- Глава 5. Организационная культура
- Часть II. Структуры
- Глава 6. Структурный подход к организации
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- Глава 7. Централизация и децентрализация
- Полномочия руководителей
- Глава 8. Формирование горизонтальных связей
- Глава 9. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры
- Организационных структур управления
- Глава 10. Проектное и матричное управление
- Глава 11. Бюрократические системы
- Коренные изменения в организационных системах
- Направления изменений характера выполняемых работ
- Часть III. Функционирование
- Глава 12. Координация в организациях
- Координация при различных стилях управления
- Глава 13. Организационные коммуникации
- Рекомендации по эффективному восприятию управленческой информации
- Глава 14. Межгрупповое поведение
- Формы проявления межгрупповых отношений
- Глава 15. Доверие в организациях
- Глава 16. Организация и методы принятия решений
- Классификация решений, принимаемых организацией
- Процедуры процесса принятия решений
- Глава 17. Влияние информационных технологий на организацию управления
- Причины интереса к деловой информации
- Часть IV. Адаптация к рынку
- Глава 18. Формы собственности и организация управления
- Глава 19. Организация малых предприятий
- Структура занятости на предприятиях различного размера (в % от общего числа занятых)
- Малые предприятия в России
- Глава 20. Формы организации предприятий
- Глава 21. Акционерные общества Акционерная собственность, ее образование и организация
- Структура органов управления в открытых акционерных обществах
- Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
- Глава 22. Организация государственных предприятий
- Глава 23. Взаимодействие государства и предприятий
- Реалии переходных процессов
- Часть V. Интеграция
- Глава 24. Корпоративные организации
- Ориентация корпоративного управления
- Глава 25. Финансово-промышленные группы
- Глава 26. Транснациональные компании
- Роль корпоративного звена в мировой экономике
- Глава 27. Международные совместные предприятия
- Часть VI. Организационное проектирование
- Глава 28. Анализ и формирование организационных структур управления
- Основные методологические принципы
- Методы проектирования структур
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- Глава 29. Реорганизация: этапы и методы
- Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
- Методы управления на этапе подготовки реорганизации
- Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем
- Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе организационно-технического проектирования
- Методы управления на этапе социального проектирования
- Методы управления на этапе преобразований
- Глава 30. Эффективность организационных изменений
- Часть VII. Будущее
- Глава 31. Перспективные направления развития организаций
- Глава 32. Основные свойства организаций будущего
- Глава 33. Сетевые организации
- Характеристика свойств разных организаций
- Основные характеристики сетевых организаций
- Динамичная сеть
- Связи в сетевой организации
- Глава 34. Виртуальные корпорации
- Глава 35. Многомерные организации
- Глава 36. Круговые корпорации
- Глава 37. Интеллектуальные организации
- Условия построения интеллектуальной организации
- Глава 38. Обучающиеся организации
- Обучающие способы