Глава 38. Обучающиеся организации
В теории организации и на практике организационное обучение рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ компании, как их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Организации, которые не обучаются (и соответственно не изменяются) в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обреченными. Отсюда и рекомендации создавать группы, обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивать внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения. Имеются даже попытки дать символическую интерпретацию организационного обучения. Этот процесс представляется, в частности, в таком виде:
Обучение = P + Q,
где Р —программное обучение (чтение книг, лекций и др.), аQ —обучение путем постановки вопросов, получения доказательств, обсуждения выводов, основанных на обобщении практического опыта. Обучение в действии, т. е. организационное обучение, базируется главным образом на Q. Его основной идеей является организация групп для того, чтобы у каждой из них были две задачи: одна - решить проблему или выполнить проект; другая — обучаться в процессе выполнения задач, сделать полученные знания достоянием всех участников, представить полученный материал руководству для последующего использования.
Некоторые исследователи организаций обратили внимание на то, что средняя продолжительность жизни большинства компаний от создания до закрытия составляла менее 40 лет. Однако целый ряд фирм оставались действующими и процветающими даже после двухсотлетней деятельности. Анализ этих тенденций приводил к выводу, что большая часть корпораций умирает преждевременно из-за неспособности обучаться. Они оказываются неспособными адаптироваться и развиваться в то время, как изменяется их внешняя среда.
Исследования продолжительности жизни корпораций позволяют определить общие характеристики для компаний с долгосрочной деятельностью. Выявлено, что эти долгожители корпоративного мира являются обладателями четырех общих черт, а именно:
адаптивности к внешней среде (и ее потенциальным изменениям), что определяет их способность к обучению;
высокой степени сплоченности персонала и идентичности культуры организации, что непосредственно влияет на способность компании создавать свои ценности, которые являются ее фундаментом;
толерантности к новым или противоположным идеям и видам деятельности (что часто ведет к децентрализации управления), обеспечивающей открытость обучения и объективную оценку общего состояния внешней среды организации;
консервативного финансирования как сдерживающего фактора рисковых инвестиций корпорации.
Продолжительное процветание фирмы, по-видимому, тесно связано с организационной способностью эффективно и продуманно управлять собственным развитием. Фирмы с указанными выше характеристиками («живые компании») имеют более продолжительный жизненный период. Те же организации, которые делают упор только на увеличение доходов акционеров, имеют меньше возможностей для долгосрочного выживания. Они получили название «экономических компаний».
На основе исследований последнего времени в литературе описаны внутриорганизационные условия, делающие обучение работников затруднительным. К таким условиям относятся: привычная деятельность оператора, инженерные стандарты, административная культура, основывающаяся на устоявшихся представлениях о технологии управленческой деятельности. Теорией организационного обучения предложено пять дисциплин, овладение которыми призвано преодолеть недостатки в стереотипах мышления, знаниях и умениях персонала. Эти дисциплины взаимосвязаны, дополняют друг друга, каждая из них влияет на позитивное действие всех остальных. Речь идет о следующих дисциплинах (условиях) достижения главных целей обучения работников.
1. Системное мышление.Предпринимательство и другая человеческая деятельность являются системами. Они охватывают взаимосвязанные действия, оказывающие влияние друг на друга. Обычно же люди концентрируют внимание на изолированных деталях системы. Основное представление о мире является чрезвычайно интуитивным. Системы же мышления являются концептуальными структурами, охватывают объем знаний и технологий, познанных в течение ряда лет. Эти знания должны составить целостное представление о процессах и явлениях, понять, как их изменить наиболее эффективно.
2. Личное мастерство.Оно предполагает определенный уровень профессионализма. Люди с высоким уровнем личного мастерства способны постоянно реализовывать то, что для них наиболее значимо.
На самом деле они подходят к жизни так же, как художник подходит к произведению искусства. Это происходит потому, что они связывают себя с пожизненным обучением. Интересы повышения уровня личного мастерства стимулируют постоянное углубление личного видения, сосредоточенности усилии, развитие терпения и объективного понимания реальности. Краеугольным камнем обучающейся организации является изучение духовного фундамента организации. Готовность и способность к обучению организации в целом не может быть выше, чем у членов самой организации. Корни этого условия лежат в традициях практически всех стран.
Однако не все организации поощряют людей к развитию. В результате остаются неиспользованными огромные ресурсы. Наряду с этим имеется много работников, не привыкших постоянно развивать личное мастерство. Дисциплина личного мастерства начинается с выявления ценностных ориентиров работника и их соответствия целям организации. Вот почему следует постоянно заниматься связями между личным и организационным обучением, разнообразными связями между личностью и организацией, а также моральным климатом на предприятиях.
3. Ментальная модель.Это глубоко укоренившиеся в сознании понятия, обобщения или даже картины и образы, которые действуют на то, как мы воспринимаем мир и действуем. Очень часто люди не осознают, как относятся к ментальным моделям или к тому влиянию, которое они оказывают на поведение. Ментальные модели того, какое поведение допустимо в различных управленческих структурах, являются не менее глубоко укоренившимися. Многие понятия о новых рынках или об организационной деятельности не могут быть использованы практически, потому что они вступают в конфликт с укоренившимися ментальными моделями.
Работа с ментальными моделями начинается с воссоздания внутренних картин мира, их тщательного и внимательного изучения. Сюда также входят способности вести «обучающие» разговоры, которые снимают многие вопросы, когда люди наглядно демонстрируют свое мышление и делают его открытым для влияния других.
4. Создание общего видения.На протяжении всей истории развития организаций их вдохновляло воссоздание общей картины будущего, к которому организация стремилась. Трудно представить организацию, не имеющую целей, ценностей и задач, которые бы не разделялись всеми ее членами. Слишком часто общее видение организации связывается с харизмой ее лидера или с каким-либо кризисом, который мобилизует каждого работника. Но все же большая часть работников склонна следовать возвышенной цели не только во время кризиса, но и во все другие времена. Практика общего видения включает умение воспроизводить общие «картины будущего», которые усиливают участие работников в процессе.
5. Групповое обучение.Известно, что группы могут обучаться в спорте, в искусстве, в науке и даже в предпринимательской деятельности. Есть удивительные примеры, когда знания группы превосходят индивидуальные знания и группы демонстрируют экстраординарные возможности для скоординированных действий. Когда группы действительно обучаются, они не только показывают чрезвычайно высокие результаты, но и отдельные индивидуумы развиваются быстрее, чем это могло произойти в другой ситуации. Дисциплина группового обучения начинается с диалога, с проявления способностей членов команды войти в состояние совместного мышления. Групповое обучение является жизненно важным, поскольку именно группы, а не отдельные личности являются основной обучающейся единицей в современных организациях.
Компоненты, относящиеся к инновациям в поведении человека, необходимо рассматривать как дисциплины.Под словом «дисциплина» в данном случае имеется в виду теория или технология, которая должна изучаться и совершенствоваться с целью внедрения ее в практику. Дисциплина указывает путь развития для приобретения определенных навыков и компетентности. Некоторые люди имеют внутреннюю одаренность, но и любой другой работник может развить профессионализм путем тренировки. Организация постоянно находится в состоянии тренировки дисциплины. Пять обучающих дисциплин (компонентов, условий) отличаются тем, что они являются «персональными» дисциплинами. Довольно часто инициативность и новаторство в управлении используются как лучший способ обучения в ведущих компаниях.
Следует обратить внимание на неспособности, потенциально приводящие к периодическому принятию работником чьей-либо позиции. Такое восприятие получило название «квалифицированной некомпетентности».«Квалифицированная некомпетентность» и боязнь перемен тормозят деятельность многих руководителей, не дают им возможности экспериментировать в организациях. Руководители часто не видят «картину в целом», не обращают внимания на связь причин и следствий в период между принятием решения и предпринимаемыми действиями. Об обучении следует думать как о текущем процессе, который протекает внутри как отдельных личностей, так и организаций. Системное мышление помогает индивидуумам видеть системы, усиливает способность укреплять или при необходимости изменять их. Оно делает ясной «всю картину», помогает в понимании моделей взаимоотношении.
Значительная часть индивидуального обучения в организациях может быть определена как поддерживаемое обучение.Люди ежедневно учатся тому, как выполнять задания, планы на короткие периоды или как улучшить тактические приемы. Это непрерывный процесс, когда все работают над тем, как лучше делать одно и то же.Кризисное обучение —это такая форма, которая зависит от стратегии реагирования на какие-либо события или сложившуюся ситуацию. Обучение осуществляется в рамках одного цикла, когда внимание сосредоточено на эффективном выполнении задания. От поддерживаемого обучения следует отличатьпредупреждающее обучение,которое имеет стратегическую направленность в предвидении проблем или тенденций будущего. Эта разновидность включает обучение на перспективу и обучение внутри организации по вертикали, горизонтали и диагонали.
Все обучающие технологии потенциально могут использоваться более чем для одной цели. В результате исследований выявлены следующие четыре категории обучающих способов: 1) поддерживающие (т. е. используемые в основном при стратегии «подготовки соглашений»); 2) способы прогнозирования (т. е. используемые в основном для «выработки стратегий будущего»); 3) переходящие (т. е. используемые как для «подготовки соглашений», так и для «выработки стратегий будущего»); 4) утилитарные, или универсальные (т. е. применяемые для всех стратегий).
Системы представления предложений от сотрудников, самоуправляемые рабочие группы, статистический контроль производственного процесса, сравнительное определение эффективности и тренинговые программы применяются в основном как поддерживающие способы.Весьма важно стимулировать и поддерживать поступление предложений от сотрудников.Самоуправляемые рабочие группыпредставляют собой более тонкий подход к организационному обучению, вовлекающий людей и способствующий их дополнительному росту. Это содействует реальному, все более усиливающемуся участию в процессе работы и в управлении ею.Статистический контроль процесса -специальный способ, связанный с общим управлением качеством, также применяется для внедрения стратегий поддерживающего обучения.Сравнительное определение эффективности и тренинговые программыполучают все большее распространение. При сравнительном определении эффективности лучший практический опыт вне организации интенсивно изучается с целью его адаптации к своей организации или конкретной ситуации.
Передаваемый опыт инновационной деятельности, эффективные вмешательства, реорганизация процесса деловых отношений группы по выполнению задания и специальные группы, совершенствование внутреннего управления составляют категорию переходящих способов.Передаваемый опыт инновационной деятельности позволяет распространять успешную методологию одной группы на всю организацию.Реорганизация процесса деловых отношенийявляется способом, оказывающим большое влияние на проведение существенных и непрерывных изменений. Используя его, рабочие процессы можно не только модифицировать в отдельных частях, но и провести анализ и перепроектировать полностью. Это также помогает организациям разрабатывать прогнозы.Целевые и специальные группычасто используются для решения специфических проблем — как текущих, так и перспективных. Способы, используемые в обучающихся организациях, приводятся в табл. 38.1.
Программы обеспечения общего качества,получившие популярность в 1980-е годы, являются другим видом переходящих способов обучения. Эти способы применяются как для стратегий поддержки, так и для прогнозирования. Повышение квалификации руководящих работников внутри организации чаще всего сосредоточено на совершенствовании групп и на постановке специфических вопросов создания климата приобретения знаний. Реорганизация процесса деловых отношений становится способом обучения в организациях и вытесняет привлечение консультантов со стороны.
Изучение потребителя, группы внешних консультантов и содержательный анализ являются универсальными способамиобучения. Изучение потребителя применяется широко и эффективно. Способы получения необходимой информации от основных контрагентов могут использоваться либо по текущим вопросам с минимальным привлечением людей в организации или, наоборот, по вопросам деятельности, ориентированной в будущее, с вовлечением как потребителя, так и членов организации. Группы внешних консультантов могут играть несколько ролей — от оказания помощи организации в поиске специфических проблем с минимальным вовлечением членов организации до помощи руководству в разработке и выполнении в организации долгосрочных программ, которые ориентированы на достижение эффективности в будущем.
Таблица 38.1
Yandex.RTB R-A-252273-3- Часть I. Основы
- Глава 1. Теория организации в системе наук
- Информатика
- Глава 2. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
- Группировка принципов Файоля
- Модель высшего руководства фирмой
- Глава 3. Понятие и сущность организации
- Классификация целей организации
- Глава 4. Жизненный цикл организации
- Анализ ситуации на стадии создания организации
- Стадии развития организации
- Глава 5. Организационная культура
- Часть II. Структуры
- Глава 6. Структурный подход к организации
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- Глава 7. Централизация и децентрализация
- Полномочия руководителей
- Глава 8. Формирование горизонтальных связей
- Глава 9. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры
- Организационных структур управления
- Глава 10. Проектное и матричное управление
- Глава 11. Бюрократические системы
- Коренные изменения в организационных системах
- Направления изменений характера выполняемых работ
- Часть III. Функционирование
- Глава 12. Координация в организациях
- Координация при различных стилях управления
- Глава 13. Организационные коммуникации
- Рекомендации по эффективному восприятию управленческой информации
- Глава 14. Межгрупповое поведение
- Формы проявления межгрупповых отношений
- Глава 15. Доверие в организациях
- Глава 16. Организация и методы принятия решений
- Классификация решений, принимаемых организацией
- Процедуры процесса принятия решений
- Глава 17. Влияние информационных технологий на организацию управления
- Причины интереса к деловой информации
- Часть IV. Адаптация к рынку
- Глава 18. Формы собственности и организация управления
- Глава 19. Организация малых предприятий
- Структура занятости на предприятиях различного размера (в % от общего числа занятых)
- Малые предприятия в России
- Глава 20. Формы организации предприятий
- Глава 21. Акционерные общества Акционерная собственность, ее образование и организация
- Структура органов управления в открытых акционерных обществах
- Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
- Глава 22. Организация государственных предприятий
- Глава 23. Взаимодействие государства и предприятий
- Реалии переходных процессов
- Часть V. Интеграция
- Глава 24. Корпоративные организации
- Ориентация корпоративного управления
- Глава 25. Финансово-промышленные группы
- Глава 26. Транснациональные компании
- Роль корпоративного звена в мировой экономике
- Глава 27. Международные совместные предприятия
- Часть VI. Организационное проектирование
- Глава 28. Анализ и формирование организационных структур управления
- Основные методологические принципы
- Методы проектирования структур
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- Глава 29. Реорганизация: этапы и методы
- Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
- Методы управления на этапе подготовки реорганизации
- Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем
- Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе организационно-технического проектирования
- Методы управления на этапе социального проектирования
- Методы управления на этапе преобразований
- Глава 30. Эффективность организационных изменений
- Часть VII. Будущее
- Глава 31. Перспективные направления развития организаций
- Глава 32. Основные свойства организаций будущего
- Глава 33. Сетевые организации
- Характеристика свойств разных организаций
- Основные характеристики сетевых организаций
- Динамичная сеть
- Связи в сетевой организации
- Глава 34. Виртуальные корпорации
- Глава 35. Многомерные организации
- Глава 36. Круговые корпорации
- Глава 37. Интеллектуальные организации
- Условия построения интеллектуальной организации
- Глава 38. Обучающиеся организации
- Обучающие способы