Глава 15. Доверие в организациях
Большой научный и практический интерес представляет изучение природы доверия. Доверие человека к каким-либо явлениям, действиям, событиям зависит, с одной стороны, от его субъективных представлений о добросовестности, искренности и правильности, а с другой — от сложившихся в обществе стереотипов, структуры социально-экономических ценностей. Научная разработанность этой проблемы, находящейся на стыке целого ряда отраслей знаний — экономики, социологии, психологии, — существенно отстает от уровня исследований в рамках собственно каждой научной дисциплины, от требований, которые предъявляют современные процессы социально-экономического развития. Чрезвычайно важно изучение источников доверия к преобразованиям в организациях, его измерение, оценка и прогнозирование.
С философско-социологической точки зрения проблему доверия можно рассматривать как процесс формирования различных социальных групп со свойственным им групповым восприятием честности, добросовестности, ответственности, пониманием справедливости, адекватности процессов и явлений сложившимся представлениям о правильности происходящего, соответствия устремлений и представлений результатам прилагаемых усилий. Существуют некие базовые характеристики доверия, которые неизменны для любой социальной группы и, следовательно, могут считаться общечеловеческими ценностями. С другой стороны, каждая социальная группа так или иначе привносит свое понимание этих ценностей и трансформирует категорию доверия исходя из своего восприятия действительности.
В практике международных исследований и оценок ранжирование социально-экономических систем по критерию доверия осуществляется с помощью индекса доверия,под которым понимается степень надежности институциональной среды. Например, определяется доверие инвесторов к государственным и частным структурам, к соблюдению принятых законов и правил. Известны крупномасштабные обследования, в ходе которых система показателей оценивалась по 6-балльной шкале. Оценке «один» соответствовала максимальная напряженность проблем, оценке «шесть» — отсутствие каких-либо сложностей.
Не менее важен и психологический аспект проблемы доверия. Доверие как психологическое состояние личности может возникать при складывании воедино ряда факторов: интересов данного индивидуума, его установок, эмоциональных реакций, предыдущего собственного опыта или опыта предшествующих поколений, адаптивных способностей личности, уровня интеллектуального развития и т. д. В последнее время все большее значение приобретают ценностные ориентации, так или иначе связанные с социальным опытом данной личности, половозрастными характеристиками, мотивацией поведения и т. д. Доверие возникает, когда человек уверен в правильности и адекватности процессов и явлений своим ценностным установкам, которые во многом зависят от его социального положения в обществе. Иными словами, чем выше его социальный статус и больше перспектив для самореализации, тем выше степень доверия к происходящим процессам.
Доверие как психологическое состояние человека реализуется в его поведении. Любые позитивные результаты каких-либо действий вызывают в сознании человека доверие к ним и при повторении данных действий с неизбежностью ведут к закреплению положительной реакции доверия в поведении индивидуума. Естественно, что любое новое явление исследуется человеком методом проб и ошибок, и в случае отрицательного воздействия на индивидуума может быть им отвергнуто, с последующим закреплением реакции недоверия к данному явлению, даже если это отрицательное действие было случайным. Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы новые явления, оказывающие положительное воздействие на социально-экономическое развитие, были с самого начала восприняты положительно как отдельными индивидуумами, так и социальными группами. Любой отрицательный опыт может закрепиться в сознании людей, вызывая повторяющееся отрицание и устойчивое недоверие.
Экономическое содержание категории доверия носит наиболее конкретный и прикладной характер. Доверие в экономике можно рассматривать на различных уровнях. В наиболее агрегированном виде доверие может быть рассмотрено на микро- и макроуровне, т. е. на уровне отдельной организации и на уровне экономики в целом. Источники формирования и укрепления отношений доверия в организации представлены на рис. 15.1.
Отношения доверия в системах управления складываются и развиваются последующим направлениям:
доверие населения проводимым экономическим реформам;
доверие граждан различным финансово-экономическим институтам (банкам, компаниям, фондам, кредитным учреждениям и т. д.);
доверие государственных органов власти частным институтам;
доверие граждан и предпринимателей государственным регулирующим органам;
доверие частных структур друг к другу;
доверие между партнерами деловых отношений;
доверие работников к руководителям и руководителей к работникам;
доверие руководителей друг к другу;
доверие между структурными подразделениями организации.
Публичность курса реформ, открытость и доступность информации
Первоочередное и безусловное решение социальных проблем
Справедливая и непротиворечивая законодательная база
Возможность каждого выражать свои интересы и оказывать влияние на принятие решений
Защита собственности граждан
Добросовестность, честность и компетентность руководителей
Четкая обратная связь
Неотвратимость вознаграждения
Устойчивость институтов, «правил игры», договорных отношений и партнерских связей
Гарантирование минимума жизненных благ и условий плодотворной деятельности
Достойный имидж и культура организаций
Рис. 15.1Источники доверия в организации
В каждой организации доверие должно предопределять взаимоотношения между коллективом работников и высшим управленческим персоналом для эффективной реализации установленных целей. Доверие в коллективе способствует успешной совместной работе, позволяет сообща решать сложные вопросы, обмениваться мнениями, вырабатывать конструктивные решения. Поддержка работниками высших руководителей создает благоприятные условия для решения стратегических задач, выработки планов, принятия и проведения в жизнь инвестиционных решений и др.
Необходимыми предпосылками доверия работников к руководителям являются: компетентность руководителей, их справедливость, умение правильно оценить результаты работы и по достоинству вознаградить работников, способность к оперативному принятию решений, содействующих эффективной работе предприятия в условиях рынка, добросовестность и честность как по отношению к работникам, так и по отношению к акционерам компании. Доверие работников порождает слаженность в работе коллектива, ускоряет процесс принятия и реализации решений, усиливает конкурентоспособность компании.
Существенным элементом укрепления доверия является такой важнейший элемент системы управления, как обратная связь. Обратная связь позволяет оценить правильность информации, передаваемой руководителями, ее восприятие работниками. Доверие в коллективе снижает текучесть кадров, тем самым сокращая административно-управленческие расходы на наем рабочей силы, подготовку и переподготовку персонала.
Доверие должно стать основополагающим принципом взаимоотношений между различными структурными подразделениями компании. Тем самым устраняется один из основных недостатков традиционных структур управления, когда возникают противоречия между различными подразделениями, препятствующие обмену информацией между ними и согласованию усилий по решению общих задач. Доверие подразделений друг к другу дает возможность гибко реагировать на требования рынка, адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Оно способствует созданию временных коллективов для выполнения отдельных проектов, состоящих из работников различных подразделений. Важнейшей составляющей на микроуровне является также доверие высших управляющих друг к другу, так как это способствует быстрой выработке решений, взаимозаменяемости, нацеленности на реализацию общих задач компании.
В условиях расширения экономических связей и укрепления договорных отношений чрезвычайно важно доверие компаний к партнерам по деловым связям. То и дело возникают ситуации, когда предприниматели не доверяют чиновникам, а работники предприятий — своим руководителям. Взаимное доверие складывается на протяжении определенного времени и предопределяется либо репутацией компании — партнера на рынке, либо долгосрочностью и устойчивостью договорных отношений, гарантирующих от каких-либо неожиданностей и срывов в деловых связях. Доверительные отношения компаний друг к другу находят свое воплощение в форме и содержании заключаемых контрактов, характере вносимых в них предложений, сроках и форме реализации контрактов, форме оплаты. В странах с развитой рыночной экономикой, с устойчивой хозяйственной, правовой и культурной средой отношения между предпринимателями, которые поддерживают длительные партнерские связи, зачастую строятся вообще без письменных контрактов, на основе только устных договоренностей. При отсутствии доверительных отношений между компаниями партнеры могут требовать гарантий совершения сделки со стороны третьих лиц. В свою очередь, гарантии третьих лиц, которыми могут выступать как финансовые институты (банки, финансовые компании, пенсионные и инвестиционные фонды и т. д.), так и другие компании, во многом зависят от репутации, которой пользуются компании, запрашивающие данные гарантии.
В современных условиях доверительные отношения становятся важной предпосылкой долгосрочных хозяйственных связей, выходят за рамки взаимодействия между компаниями и начинают оказывать влияние на экономические взаимоотношения на макроуровне.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Часть I. Основы
- Глава 1. Теория организации в системе наук
- Информатика
- Глава 2. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
- Группировка принципов Файоля
- Модель высшего руководства фирмой
- Глава 3. Понятие и сущность организации
- Классификация целей организации
- Глава 4. Жизненный цикл организации
- Анализ ситуации на стадии создания организации
- Стадии развития организации
- Глава 5. Организационная культура
- Часть II. Структуры
- Глава 6. Структурный подход к организации
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- Глава 7. Централизация и децентрализация
- Полномочия руководителей
- Глава 8. Формирование горизонтальных связей
- Глава 9. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры
- Организационных структур управления
- Глава 10. Проектное и матричное управление
- Глава 11. Бюрократические системы
- Коренные изменения в организационных системах
- Направления изменений характера выполняемых работ
- Часть III. Функционирование
- Глава 12. Координация в организациях
- Координация при различных стилях управления
- Глава 13. Организационные коммуникации
- Рекомендации по эффективному восприятию управленческой информации
- Глава 14. Межгрупповое поведение
- Формы проявления межгрупповых отношений
- Глава 15. Доверие в организациях
- Глава 16. Организация и методы принятия решений
- Классификация решений, принимаемых организацией
- Процедуры процесса принятия решений
- Глава 17. Влияние информационных технологий на организацию управления
- Причины интереса к деловой информации
- Часть IV. Адаптация к рынку
- Глава 18. Формы собственности и организация управления
- Глава 19. Организация малых предприятий
- Структура занятости на предприятиях различного размера (в % от общего числа занятых)
- Малые предприятия в России
- Глава 20. Формы организации предприятий
- Глава 21. Акционерные общества Акционерная собственность, ее образование и организация
- Структура органов управления в открытых акционерных обществах
- Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
- Глава 22. Организация государственных предприятий
- Глава 23. Взаимодействие государства и предприятий
- Реалии переходных процессов
- Часть V. Интеграция
- Глава 24. Корпоративные организации
- Ориентация корпоративного управления
- Глава 25. Финансово-промышленные группы
- Глава 26. Транснациональные компании
- Роль корпоративного звена в мировой экономике
- Глава 27. Международные совместные предприятия
- Часть VI. Организационное проектирование
- Глава 28. Анализ и формирование организационных структур управления
- Основные методологические принципы
- Методы проектирования структур
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- Глава 29. Реорганизация: этапы и методы
- Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
- Методы управления на этапе подготовки реорганизации
- Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем
- Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе организационно-технического проектирования
- Методы управления на этапе социального проектирования
- Методы управления на этапе преобразований
- Глава 30. Эффективность организационных изменений
- Часть VII. Будущее
- Глава 31. Перспективные направления развития организаций
- Глава 32. Основные свойства организаций будущего
- Глава 33. Сетевые организации
- Характеристика свойств разных организаций
- Основные характеристики сетевых организаций
- Динамичная сеть
- Связи в сетевой организации
- Глава 34. Виртуальные корпорации
- Глава 35. Многомерные организации
- Глава 36. Круговые корпорации
- Глава 37. Интеллектуальные организации
- Условия построения интеллектуальной организации
- Глава 38. Обучающиеся организации
- Обучающие способы