Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.
Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.
Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается.
Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.
Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для широкого привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.
Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.
Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.
Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.
Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.
Кадры руководителей в акционерных обществах
До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, размещение и размеры предприятий, планирование численности работников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений.
Еще более жестко регламентировались решения стратегического характера — о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее эксплуатационных характеристиках, о показателях качества и надежности. Государственная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, коэффициенты использования материалов, организационную структуру предприятий и т. п. В этих условиях руководитель в процессе своего должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие получать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льготных условий финансирования и снабжения и т. п.
Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономической реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самостоятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления использования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические решения, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использовать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавливаемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя — предприимчивость. В новых условиях в составе кадров руководителей акционерных обществ должны произойти коренные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социально-экономических отношений.
Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессионально - квалификационными характеристиками. Важнейшими составляющими этой структуры в современных условиях являются:
руководители низшего звена,обладающие необходимыми знаниями и опытом непосредственного управления производством и персоналом;
руководители среднего звена,обладающие знаниями и навыками, необходимыми для линейного руководства производственно-структурными подразделениями (цехами, отделами, отделениями, филиалами) и функционального руководства (в области финансов, маркетинга, права);
руководители высшего звена,обладающие профессиональным и личным потенциалом для осуществления стратегического руководства и управления процессом принятия решений;
особый корпус руководителей,способных осуществлять функции внешних управляющих при проведении процедур санации и банкротства.
На данном этапе российских реформ наиболее актуальной является проблема повышения квалификации руководителей высшего звена. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специальных курсах (семинарах) с приглашением в качестве преподавателей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содержанием такой учебы должны быть основы производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной защиты работников и т. д. Распространению опыта управления акционерными обществами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т. п. Заслуживает, в частности, внимательного изучения и уже сложившийся опыт реформирования многих предприятий.
Принципиально важно формировать у высших управленцев позитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и соответствующий опыт работы. Необходимо создать особый корпус руководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при смене руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подготовки специалистов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Часть I. Основы
- Глава 1. Теория организации в системе наук
- Информатика
- Глава 2. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
- Группировка принципов Файоля
- Модель высшего руководства фирмой
- Глава 3. Понятие и сущность организации
- Классификация целей организации
- Глава 4. Жизненный цикл организации
- Анализ ситуации на стадии создания организации
- Стадии развития организации
- Глава 5. Организационная культура
- Часть II. Структуры
- Глава 6. Структурный подход к организации
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- Глава 7. Централизация и децентрализация
- Полномочия руководителей
- Глава 8. Формирование горизонтальных связей
- Глава 9. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры
- Организационных структур управления
- Глава 10. Проектное и матричное управление
- Глава 11. Бюрократические системы
- Коренные изменения в организационных системах
- Направления изменений характера выполняемых работ
- Часть III. Функционирование
- Глава 12. Координация в организациях
- Координация при различных стилях управления
- Глава 13. Организационные коммуникации
- Рекомендации по эффективному восприятию управленческой информации
- Глава 14. Межгрупповое поведение
- Формы проявления межгрупповых отношений
- Глава 15. Доверие в организациях
- Глава 16. Организация и методы принятия решений
- Классификация решений, принимаемых организацией
- Процедуры процесса принятия решений
- Глава 17. Влияние информационных технологий на организацию управления
- Причины интереса к деловой информации
- Часть IV. Адаптация к рынку
- Глава 18. Формы собственности и организация управления
- Глава 19. Организация малых предприятий
- Структура занятости на предприятиях различного размера (в % от общего числа занятых)
- Малые предприятия в России
- Глава 20. Формы организации предприятий
- Глава 21. Акционерные общества Акционерная собственность, ее образование и организация
- Структура органов управления в открытых акционерных обществах
- Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
- Глава 22. Организация государственных предприятий
- Глава 23. Взаимодействие государства и предприятий
- Реалии переходных процессов
- Часть V. Интеграция
- Глава 24. Корпоративные организации
- Ориентация корпоративного управления
- Глава 25. Финансово-промышленные группы
- Глава 26. Транснациональные компании
- Роль корпоративного звена в мировой экономике
- Глава 27. Международные совместные предприятия
- Часть VI. Организационное проектирование
- Глава 28. Анализ и формирование организационных структур управления
- Основные методологические принципы
- Методы проектирования структур
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- Глава 29. Реорганизация: этапы и методы
- Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
- Методы управления на этапе подготовки реорганизации
- Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем
- Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе организационно-технического проектирования
- Методы управления на этапе социального проектирования
- Методы управления на этапе преобразований
- Глава 30. Эффективность организационных изменений
- Часть VII. Будущее
- Глава 31. Перспективные направления развития организаций
- Глава 32. Основные свойства организаций будущего
- Глава 33. Сетевые организации
- Характеристика свойств разных организаций
- Основные характеристики сетевых организаций
- Динамичная сеть
- Связи в сетевой организации
- Глава 34. Виртуальные корпорации
- Глава 35. Многомерные организации
- Глава 36. Круговые корпорации
- Глава 37. Интеллектуальные организации
- Условия построения интеллектуальной организации
- Глава 38. Обучающиеся организации
- Обучающие способы