Малые предприятия в России
| На 1 октября 1998г., тыс. единиц | В % к итогу |
Всего по России | 867,6 | 100,0 |
В том числе: |
|
|
Промышленность | 136,1 | 15,7 |
Строительство | 137,3 | 15,8 |
С/х | 13,7 | 1,6 |
Транспорт | 18,5 | 2,1 |
Связь | 3,2 | 0,4 |
Торговля и общественное питание | 385,8 | 44,5 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 35,2 | 4,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 5,1 | 0,6 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 9,1 | 1,0 |
Наука и научное обслуживание | 38,8 | 4,5 |
Другие отрасли экономики | 84,8 | 9,7 |
В этих условиях малые предприятия призваны играть существенную роль как в удовлетворении потребительского спроса, так и в обеспечении устойчивого развития экономики в целом. При государственной поддержке они имеют реальную возможность использовать внутренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях. Малое предпринимательство сглаживает колебания экономической конъюнктуры, обеспечивая особый механизм уравновешивания спроса и предложения. Оно развивает конкуренцию, создавая систему сильных мотиваций для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринимательства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление рыночной инфраструктуры.
Среди многообразных функций рыночной инфраструктуры все большее значение приобретают:
организационное оформление деловых отношений;
облегчение реализации интересов участников деловых отношений;
специализация различных субъектов экономики, повышение эффективности и оперативности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш;
упрощение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
В рыночной инфраструктуре выделяют организации двух типов — формирующиеся самостоятельно в ходе развития рыночной экономики и формируемые государством или при его участии. К организациям первого типа относятся различные биржи (товарно-сырьевые, ценных бумаг), посреднические организации, коммерческие банки, консалтинговые учреждения и другие, оказывающие различные услуги как в сфере производства, так и в снабжении — сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т. д. Формирование рыночной инфраструктуры требует от государства в основном законодательного регламентирования процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей.
В условиях становления рыночных отношений процесс регулирования товаропотоков и формирования хозяйственных связей должен быть ориентирован в первую очередь на целевую финансовую и кредитную поддержку приоритетных потребителей с целью сохранения их покупательной способности на рынке ресурсов и товаров, установления прямых связей с поставщиками. Вместе с тем должно быть существенно активизировано регулирующее воздействие государства через систему прямых государственных закупок по контрактам.
Применительно к тем или иным элементам рыночной инфраструктуры используются разные формы государственной поддержки. В одних случаях это может быть прямое субсидирование, в других — жесткий контроль и регулирование, в третьих — исполнение определенных функций и т. п. В частности, обязанность государственных органов состоит в предоставлении всем функционирующим и потенциальным предприятиям исчерпывающей и достоверной информации о действующем законодательстве, о его уточнениях и изменениях, о возможных партнерах, биржевых сводках, котировках акций и т. п. по минимально возможным расценкам.
Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность открыть счет в банке, получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию изделий предприятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая эти проблемы, предприниматель постоянно наталкивается на препятствия. Преодолеть эти препятствия возможно только при четко организованной государственной поддержке.
В современных условиях принципиальное значение для развития предпринимательства приобретает использование новейших информационных технологий внутри предприятия и для обеспечения его внешних связей. В сочетании с применением электронно-вычислительных машин, способных оперативно обрабатывать множество данных, и технологией спутниковой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной передачи данных, необходимых для развития современной предпринимательской деятельности.
В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:
формирование нормативно-правовой базы;
совершенствование системы финансовой поддержки;
создание системы информационного обеспечения;
содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
производственно-технологическая поддержка.
Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщиками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специфическом переплетении собственности и контроля. Широко практикуется создание объединений малых предприятий в форме ассоциаций и союзов. Среди них функционируют территориальные и отраслевые ассоциации, объединения для достижения определенной конкретной цели.
Многосторонняя кооперация специализированных малых предприятий, имеющих различный хозяйственно-правовой статус, стала важной тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместный выход на внешние рынки, венчурный бизнес и т. п.
Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуются рыночными преимуществами на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.
Стимулирование конкуренции предпринимательских организаций со стороны государства включает в себя четыре главных направления:
антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;
введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности;
определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей;
последовательная либерализация внешнеэкономических связей.
Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно использовать систему контрактных отношении крупных и малых предприятий - франчайзинг, получающую широкое распространение особенно, в торговле и сфере услуг, и дающую значительный экономический эффект. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.
Малое предпринимательство обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений - таков не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.
Характерной чертой развития мирового хозяйства является формирование с широким участием малых предприятий территориальных научно-технических и научно-промышленных комплексов, получивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказывают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений:
ускоряется появление новых научно-технических предпринимательских структур;
деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;
происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального положения населения.
В развитых странах разработаны специальные программы поддержки венчурных предприятий. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению финансирования на стадии коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков.
Весьма распространенной формой венчурного финансирования стали фонды крупных корпораций (корпоративные финансовые венчуры). Венчурное финансирование осуществляется крупными корпорациями тремя способами:
путем непосредственного финансирования создания малых фирм, разрабатывающих новые продукты (массовое же производство нового продукта налаживается самой корпорацией, а внедренческие фирмы такого типа называют «парниковым хозяйством» монополий);
через создание полностью принадлежащих им филиалов - мелких фирм венчурного капитала (в форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд, предоставляющий ссуды на разработку и освоение изобретений, сделанных вне материнских компаний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвестиционные фирмы формируются несколькими корпорациями);
посредством паевого участия корпораций в фирмах венчурного
капитала.
Наиболее актуальными направлениями формирования рыночной системы взаимосвязей крупного и малого предпринимательства являются:
включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий;
налаживание производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями, включение малых предприятий в производственные цепочки крупных;
участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, использование малыми предприятиями неиспользуемых производственных площадей и оборудования крупных промышленных предприятий;
совместная работа, сотрудничество малых и крупных предприятий в сфере научных исследований, технических разработок и инноваций.
Дальнейшее расширение производственно-технической поддержки малых предприятий должно быть согласовано с государственными программами и проходить по следующим линиям:
оснащение малых предприятий современным оборудованием и технологиями;
создание системы лизинга машин, оборудования и производственных помещений;
организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау;
содействие малым предприятиям в сертификации продукции для выхода на международные рынки;
развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малых предприятии;
обучение основам управления производственными процессами в системе подготовки кадров для предпринимательской деятельности.
Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, с органами государственной власти. Успех дела во многом здесь зависит от освоения этики деловых отношений, использования в интересах малого предпринимательства информационных, образовательных и консультационных услуг. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг деловой активности становятся существенными условиями дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Часть I. Основы
- Глава 1. Теория организации в системе наук
- Информатика
- Глава 2. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
- Группировка принципов Файоля
- Модель высшего руководства фирмой
- Глава 3. Понятие и сущность организации
- Классификация целей организации
- Глава 4. Жизненный цикл организации
- Анализ ситуации на стадии создания организации
- Стадии развития организации
- Глава 5. Организационная культура
- Часть II. Структуры
- Глава 6. Структурный подход к организации
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- Глава 7. Централизация и децентрализация
- Полномочия руководителей
- Глава 8. Формирование горизонтальных связей
- Глава 9. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры
- Организационных структур управления
- Глава 10. Проектное и матричное управление
- Глава 11. Бюрократические системы
- Коренные изменения в организационных системах
- Направления изменений характера выполняемых работ
- Часть III. Функционирование
- Глава 12. Координация в организациях
- Координация при различных стилях управления
- Глава 13. Организационные коммуникации
- Рекомендации по эффективному восприятию управленческой информации
- Глава 14. Межгрупповое поведение
- Формы проявления межгрупповых отношений
- Глава 15. Доверие в организациях
- Глава 16. Организация и методы принятия решений
- Классификация решений, принимаемых организацией
- Процедуры процесса принятия решений
- Глава 17. Влияние информационных технологий на организацию управления
- Причины интереса к деловой информации
- Часть IV. Адаптация к рынку
- Глава 18. Формы собственности и организация управления
- Глава 19. Организация малых предприятий
- Структура занятости на предприятиях различного размера (в % от общего числа занятых)
- Малые предприятия в России
- Глава 20. Формы организации предприятий
- Глава 21. Акционерные общества Акционерная собственность, ее образование и организация
- Структура органов управления в открытых акционерных обществах
- Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом
- Глава 22. Организация государственных предприятий
- Глава 23. Взаимодействие государства и предприятий
- Реалии переходных процессов
- Часть V. Интеграция
- Глава 24. Корпоративные организации
- Ориентация корпоративного управления
- Глава 25. Финансово-промышленные группы
- Глава 26. Транснациональные компании
- Роль корпоративного звена в мировой экономике
- Глава 27. Международные совместные предприятия
- Часть VI. Организационное проектирование
- Глава 28. Анализ и формирование организационных структур управления
- Основные методологические принципы
- Методы проектирования структур
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- Глава 29. Реорганизация: этапы и методы
- Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
- Методы управления на этапе подготовки реорганизации
- Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем
- Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем
- Методы управления на этапе организационно-технического проектирования
- Методы управления на этапе социального проектирования
- Методы управления на этапе преобразований
- Глава 30. Эффективность организационных изменений
- Часть VII. Будущее
- Глава 31. Перспективные направления развития организаций
- Глава 32. Основные свойства организаций будущего
- Глава 33. Сетевые организации
- Характеристика свойств разных организаций
- Основные характеристики сетевых организаций
- Динамичная сеть
- Связи в сетевой организации
- Глава 34. Виртуальные корпорации
- Глава 35. Многомерные организации
- Глава 36. Круговые корпорации
- Глава 37. Интеллектуальные организации
- Условия построения интеллектуальной организации
- Глава 38. Обучающиеся организации
- Обучающие способы