10.7. Саls –технологии
В новых экономических условиях, присущих XXI веку, в эпоху глобализации, можно утверждать, что современное конкурентоспособное предприятие должно иметь:
- отработанную на уровне опытной партии или образца гамму наукоемких изделий, пользующихся повышенным стабильным спросом на мировом рынке;
- технологии и технологическое оснащение, обеспечивающие серийный и экономический выпуск изделий, сохранившийся кадровый потенциал и производственный опыт и знания, устойчивые рынки и службы сбыта продукции;
- сформированные сети обслуживания и ремонта эксплуатируемых изделий мирового сервисного центра;
- формы организации предприятия и методы управления, обеспечивающие высокоэкономичное, динамичное управление им с быстрой реакцией на все изменения внешней среды и условия;
- это должно быть гибкое, так называемое «подвижное» производство. Такое производство должно иметь возможность перестраиваться на другое изделие в течение суток. Это достигается высоким уровнем автоматизации, повсеместным компьютерным контролем за производственным процессом и материальными ресурсами. Все станки и установки имеют компьютерное управление, гибкость базируется в основном на программном, а не аппаратном обеспечении. Поэтому, когда нужно изменить производственный процесс, меняют программу, а не оборудование и инструмент;
- перспективные планы реинжиниринга и развития предприятия, базирующиеся на научных методах анализа и моделирования сплошных производственных систем, на разработанных перспективных моделях предприятия;
- современные методы информационной поддержки и обеспечения по всем этапам производственной деятельности предприятия (ПДП), базирующиеся на новых информационных технологиях инжиниринга (ИТИ), в т.ч. на САLS, RAT, SATD технологиях;
- наличие систем комплексной автоматизации всех этапов ПДП на основе корпоративных интеллектуальных систем и программно-методического инструментария их ускоренной разработки и саморазвития;
- наличие системы корпоративных связей с предприятиями-собственниками, поставщиками, эксплуатационниками на основе единой методологии, информационной интеграции, телекоммуникационных сетей.
По оценкам ведущих специалистов - маркетологов, реализация концепции CALS дает возможность устойчиво и надежно продвигать продукцию на мировом рынке.
Суть концепции CALS - создание такой модели производимого изделия, которая сопровождала бы изделие на всем протяжении производственного цикла изделия, а также и на последних этапах жизненного цикла. Если принять, что модель изделия - это некий объект, способный заменить само изделие, то возможны различные виды моделей - простая модель, решающая одну задачу; комплексная модель, предназначенная для решения нескольких задач, и интегрированная модель, решающая все задачи.
CALS с момента своего рождения в отличие от известных традиционных подходов предполагала:
- использование для целей анализа организационной деятельности единой и широко используемой методологии системного (структурного) анализа и проектирования (SADT);
- использование единой системы описания и интерпретации данных, применяемых при проектировании организационной деятельности на всех этапах жизненного цикла изделия.
Эти моменты сместили акцент с решения локальных задач в традиционном понимании на процесс проектирования организационной деятельности в рамках жизненного цикла конкретного изделия.
Предвестниками CALS-технологий были идеи «безбумажной» информатики на основе электронного обмена данными, выдвинутые в начале 70-х годов академиком В.М. Глушковым.
Так что же собой представляет CALS-концепция? Немного об аббревиатуре.
Интерпретация аббревиатуры CALS изменялась, отражая их постепенную эволюцию:
1985 - Computer-Aided of Logistics Support;
1988 - Computer Acquisition and Logistics Support;
1993 - Continuous Acquisition and Lifecycle Support;
1995 - Commerce At Light Speed.
Основным содержанием CALS-технологий является создание стандартных «интерфейсов» для различных промышленных технологий, бизнес-процессов, других сфер человеческой деятельности. Движущей силой развития этого направления информационных технологий стало осознание нарастающей сложности проблем, возникающих «на стыках» различных технологических процессов.
В 1987году 1100 представителей промышленности США выступили с инициативной создания Промышленной Ассоциации по вопросам Национальной безопасности - Американского Промышленного Управляющего Комитета в области CALS (US 1SG). Этот комитет координирует деятельность различных организаций США в области CALS. Аналогичные организации возникли в Великобритании Промышленный Совет Великобритании по CALS(UKCIC). Проведена «демилитаризация» CALS-интеграции под эгидой Общества логистиков (SOLE). Стало ясно, что CALS – не просто технология, но, скорее, культурная революция в индустрии, учитывая масштабы перемен, порождаемых ею в сознании людей. Областями применения CALS можно считать:
- совершенствование деятельности в области разнородных процессов;
- информационная поддержка всех этапов жизненного цикла продуктов;
- интеграция всех предприятий, участников жизненного цикла продуктов;
- управление жизненным циклом продуктов.
В Европе возникает Европейская Промышленная Группа CALS. Создаются и проводятся как национальные проекты, так и проект под эгидой Общего рынка. Большое внимание уделяются CALS-технологиям со стороны НАТО. В рамках этого ведомства осуществляется исследования в области технических стандартов, функциональных метамоделей, сетевых инфраструктур, анализа рентабельности, принципов электронной коммерции, контрактного права и т.д.
Внедрение CALS набирает темпы в Тихоокеанском регионе. В Японии создан промышленный совет по CALS. К 1995году был заключен меморандум по общему пониманию и кооперации в использовании стандарта STEP (ISO 110303). Начался этап международной информационной интеграции индустриальных развитых стран в области поддержки бизнеса. В международных проектах принимают участие Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Китай и т.д.
Следует отметить, что в процесс развития CALS-технологий включился институт ISO. Таким образом, решения, разработанные и согласованные узким кругом стран, получили статус стандартов, определяющих стратегию мирового индустриального развития. На этом фоне произошло выделение из SOLE наиболее активной части участников процесса формирования новых информационных технологий в промышленности. Они создали более узкую (и более закрытую) организацию под названием Международный CALS-конгресс (ICC). Штаб-квартира ICC находится в г. Орландо (США). Официально заявлено, что ICC проводит политику неподдержания государств, отстающих в сфере CALS-технологий. Часть информации по тематике международной CALS-интеграции открыта в материалах ISO и системе CALS-центров, на основные программные средства, поставляемые на коммерческой основе.
Принятое в настоящее время международное определение CALS утверждает, что CALS - это стратегия промышленности и правительства, направленная на эффективное создание, обмен, управление и использование электронных данных, поддерживающих полный жизненный цикл изделия с помощью международных стандартов, реорганизацию предпринимательской деятельности и передовые технологии. К ключевым областям CALS в настоящее время относятся:
- реинжиниринг и управление проектами;
- параллельное проектирование;
- виртуальное предприятие;
- электронный обмен данными;
- распределение систем поддержки принятия решений;
- интегрированная логистическая поддержка;
- многопользовательские базы данных;
- метаописание систем понятий и их хранение;
- репозитории метоописаний предметных областей;
- международные стандарты.
Наиболее важными организационными технологиями, поддерживаемыми CALS, являются «параллельное проектирование» и «виртуальное предприятие». Первая обеспечивает информационное взаимодействие многих удаленных участников проектирования сложных технических систем. При этом обмен информацией идет на всех этапах проектирования, что позволяет организовать сокращение сроков за счет распараллеливания проектных задач. Впервые эта технология была использована для проектирования авианосца «Т. Рузвельт» в США, что позволило сократить его разработку с 7 до 5,5 лет и сэкономить 80 млн долларов. Технология «виртуальное предприятие» позволяет на контрактной основе быстро создавать временную организацию (сетевую структуру, обеспечивающую изготовление конкретного изделия). Предполагается высокая степень стандартизации и интеграции процессов управления самых разных фирм. После завершения работы «виртуальное предприятие» распадается. Одновременно одна фирма может участвовать во многих «виртуальных предприятиях». Путь реализации концепции CALS содержится в стратегии CALS, предполагающей создание единого информационного пространства (ЕИП) для всех участников ЖЦ изделия (в том числе эксплуатирующих организаций). ЕИП должно обладать следующими свойствами:
- вся информация представлена в электронном виде;
- ЕИП охватывает всю информацию, созданную об изделии;
- ЕИП является единственным источником данных об изделии (прямой обмен данными между участниками ЖЦ исключен);
- ЕИП строится только на основе международных, государственных и отраслевых информационных стандартов;
- для создания ЕИП используются программно-аппаратные средства, уже имеющиеся у участников ЖЦ;
- ЕИП постоянно развивается.
Стратегия CALS предусматривает двухэтапный план создания ЕИП:
- автоматизацию отдельных процессов (или этапов) ЖЦ изделия и представление данных на них в электронном виде;
- интеграцию автоматизированных процессов и относящихся к ним данных, уже представленных в электронном виде, в рамках ЕИП. Основными преимуществами ЕИП являются: обеспечение целостности данных; возможность организации доступа к данным географически удаленных участников ЖЦ изделия; отсутствие потерь данных при переходе между этапами ЖЦ изделия; изменения данных доступны сразу всем участникам ЖЦ изделия; повышение скорости поиска данных и доступ к ним по сравнению с бумажной документацией; возможность использования различных компьютерных систем для работы с данными. ЕИП может быть создано для организационных структур разного уровня: от отдельного подразделения до виртуального предприятия или корпорации. При этом различается и эффект, получаемый от создания ЕИП.
При реализации стратегии CALS должны использоваться три группы методов, называемых CALS-технологиями:
1) технологии анализа и реинжиниринга бизнес-процессов -набор организационных методов реструктуризации способа функционирования предприятия с целью повышения его эффективности. Эти технологии нужны для того, чтобы корректно перейти от бумажного к электронному документообороту и внедрить новые методы разработки изделия;
технологии представления данных об изделии -в электронном виде - набор методов для представления в электронном виде данных об изделии, относящихся к отдельным процессам ЖЦ изделия. Эти технологии предназначены для автоматизации отдельных процессов ЖЦ (первый этап создания ЕИП);
технологии интеграции данных об изделии - набор методов для интеграции автоматизированных процессов ЖЦ и относящихся к ним данных, представленных в электронном виде, в рамках ЕИП. Эти технологии относятся ко второму этапу создания ЕИП. К настоящему времени информационные технологии в виде CALS технологий образуют информационную структуру индустрии США. Они выступают безусловным лидером и рассматривают информационные технологии как основу своего господства в мире. По оценкам специалистов, развитые страны Европы отстают от США на 8-12 лет и предпринимают энергичные усилия по преодолению этого отставания. В этом им сильно мешает традиционный консерватизм Старого Света и недостаток средств.
Высокой активностью в сфере международной интеграции бизнеса отличаются страны Юго-Восточной Азии, лидером которых выступает Япония. Экспансию новых информационных технологий в бизнесе указанных стран на время приостанавливали финансовые трудности. Кроме этого, в известном смысле новые информационные технологии есть экспорт европейской идеи открытого общества, к принятию которой культуры многих государств Тихоокеанского региона не готовы.
Все более жесткая конкуренция на международном рынке ставила и ставит перед промышленниками различных стран новые проблемы. К их числу относятся:
проблема критичности времени, требующегося для создания изделия и организации его продажи;
проблема повышения качества процессов проектирования и производства;
проблемы, связанные с конкуренцией на рынке эксплуатационного обслуживания;
проблемы, связанные с непосредственным снижением затрат (прямые капитальные; оплата труда в производстве, в подразделениях логистики и т.д.).
Особую роль в их разрешении сыграли и продолжают играть информационные технологии, развитие которых можно проследить, например, в следующих областях: в коммерческой области; в процессах проектирования и производства изделий; в процессах эксплуатации изделий.
Таким образом, эволюция информационных технологий в коммерческой области позволила предпринимателям с нарастающим итогом по годам и по результатам решать вопросы, связанные с проблемой критичности времени для организации продажи изделий и проблемой снижения затрат на производство, маркетинг и другие сферы их деятельности.
С 1987 года и по настоящее время в США правительство и корпорации выделили более 1 млрд. долл. вложений в CALS - технологии. Ежегодные государственные затраты США составляют в последние годы более 100 млн. долл. Эти вложения уже дают большую отдачу, потому что система CALS -технологий работает на общегосударственном уровне. А это предполагает, что система сама произведет оптимизационные расчеты, которые укажут, где и что экономичнее всего производить. Поэтому созданное в CALS изделие заведомо дешевле и имеет более высокие качественные характеристики. Система самостоятельно сделает деталировку, выполнит размещение производства и осуществит контроль за изготовлением деталей и узлов, сборкой, испытанием, отладкой и доставкой потребителю. К расчетному счету она обеспечит профилактический ремонт изделия, а когда срок «жизни» закончится, сообщить о месте и способе утилизации.
По зарубежным данным, интенсификация использования основных и оборотных фондов в CALS -совместимых производствах в среднем характеризуется:
уменьшением времени сборки некоторых продуктов производства с 6 недель до 2;
семикратным повышением производительности труда;
шестикратным сокращением количества ошибок;
уменьшением объемов программного обеспечения для ЧПУ, затрат на инвентаризацию продукции -до 30%, на изготовление документов - 70%.
На основании сказанного можно предположить, что в XXI веке возможности участия российских и белорусских предприятий в мировом разделении труда, поддержании высокой конкурентоспособности и экспорте военного и гражданской продукции окажутся в прямой зависимости от информационного обеспечения процессов исследований, разработки, производства, эксплуатации, ремонта, утилизации современной техники различного назначения и отечественных технологий с международными стандартами.
Кроме того, этот процесс ставит Беларусь и Россию перед прямой угрозой экономической изоляции, так как CALS -технологии становятся главным условием делового партнерства, выбора? поставщиков, проведения тендеров, заключения контрактов во многих и, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях ракетно-космической, судостроительной, автомобилестроительной, электронной и военной промышленности.
Все приведенные выше аргументы говорят о том, что для реализации нашего научно-технического потенциала необходимо быстрое освоение CALS -технологий.
В России с начала 90-х годов их изучению уделяется пристальное внимание.
Для решения вышеуказанных задач, Госстандартом России и Минэкономики России создан научно-исследовательский центр CALS -технологий «Прикладная логистика». Сегодня НИЦ CALS -технологий является ведущей организацией по разработке и внедрению CALS -технологий оборонной промышленности. За короткое время при поддержке Минэкономики России НИЦ CALS -технологий выполнил работы, результаты которых уже сегодня используют в различных отраслях промышленности. В Беларуси дело обстоит хуже, хотя автор этих строк еще в 2000 году в журнале «Директор» привлекал внимание общественности, руководителей промышленных предприятий, ученых к этой проблеме в статье «CALS -технологии пропуск в XXI век». В декабре прошлого года на базе «БелАЗ» была проведена первая конференция по CALS -технологиям. Сейчас составляется программа по внедрению CALS -технологии. Этой программой предстоит решить следующие задачи:
- формирование рабочих органов, коллективов и межведомственного Совета по CALS -исследованиям, определение их программно-целевого взаимодействия;
- перевод, изучение нормативных документов, установление связей для получения объективной информации о CALS -технологиях;
- определение путей совместимости CALS -стандартов с нормативно-правовой базой Республики Беларусь, экспертная оценка их технико-экономической эффективности;
- выпуск учебной литературы, подготовка специалистов;
- разработка положений государственной программы внедрения CALS технологий.
Это позволит нашей промышленности быстро интегрироваться в мировое разделение труда. При быстром осуществлении эффективной государственной программы мы можем за 2-3 года стать полноправными участниками так называемых CALS -технологий и остановить наше скатывание на периферию мирового сообщества, ибо в таком случае будет максимально использовано наше положение «сборочного цеха СССР», а как следствие этого, наше обладание колоссальным интеллектуальным потенциалом и выгодным географическим положением даст возможность утвердиться среди развитых стран.
Такая производственная сетевая структура нашей промышленности, состоящая из сотен тысяч мелких саморегулируемых, самоокупаемых бизнес-единиц, позволит быстро, эффективно под контролем общественности провести замену государственной собственности на другие формы. Государство будет владеть только инфраструктурой и несколькими десятками особо важных промышленных объектов как все государства с социально ориентированной экономикой.
Государственное регулирование общественного производства несравненно упростится, сведется только к стратегическому, концептуальному. Оно будет только задавать правила игры, а не осуществлять опеку множества государственных неповоротливых предприятий. Государство все усилия направит на создание такой организационно-экономической среды, которая бы поглощала как «губка» инновации и инвестиции. Это касается, прежде всего, денежно-кредитных отношений, где в результате организационных усилий можно быстро увеличить ресурсную базу банковской системы в 5-6 раз и довести ее, как во всех развитых странах, до уровня, равного 100 % ВВП. Это позволит до 70 % кредитов на долгосрочной основе под 2-4 % годовых в избытке дать нашим промышленникам. При этом государство определит с десяток наиболее перспективных отраслей, так называемых точек роста, и туда направит государственные ресурсы в первую очередь. Остальные предприятия на принципах полной самоокупаемости смогут сосуществовать самостоятельно. При этом будет востребован сразу же наш имеющийся человеческий интеллектуальный ресурс и позволит нам вернуть наших вынужденных эмигрантов. Итак, необходимо, на наш взгляд:
Используя реинжиниринг бизнес-процессов провести реструктуризацию наших предприятий, преобразуя промышленность в сетевую структуру.
Всемерно развивать гибкие производственные системы и предприятия.
Параллельно проводить действительную приватизацию и разгосударствление.
Довести ресурсную базу банковской системы до 100 % ВВП.
Современной информационной сетью покрыть страну и связать ею все субъекты хозяйствования.
Ускоренным темпом довести до завершения программу перевода всех объектов хозяйствования на международные стандарты ISО-9000.
За 2-3 года внедрить CALS -технологии в народное хозяйство.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии