logo search
Экономика / экон / Макроэкономика_Белоусов В

6.3 Банковская система и денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная система состоит из денежных (создающих деньги) и неденежных финансовых учреждений. Денежные финансовые учреждения образуют банковскую систему страны. Типичная банковская система представлена учрежде­ниями двух уровней: органами денежно-кредитного регулирования (обычно, центральным банком страны), коммерческими (депозитно-денежными) банками и денежными финансовыми посредниками.

Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит резервы страны в золоте и иностранной валюте, резервирует средства и контролирует деятельность коммерческих банков, осуществляет денежно-кредитную политику. Центральный банк выполняет функцию межбанковского расчетного центра, а также выступает в роли банка органов государственного управления. Если некоторые из этих функций выполняются другими государственными органами (например, казначейством), то их счета рассматриваются как счета центрального банка. Центральный банк выступает кредитором в последней инстанции по отношению к коммерческим банкам.

Коммерческие банки выполняют две основные функции: прием денежных вкладов (депозитов) и предоставление ссуд (кредитов). Посредством этих операций коммерческие банки создают деньги, что отличает их от неденежных финансовых учреждений. К категории коммерческих банков относятся все депозитно-денежные учреждения (кроме органов денежно-кредитного регулирования), то есть учреждения, имеющие существенные пассивы в форме депозитов до востребования.

Объем предложения денег складывается в результате операций Центрального и коммерческих банков, воздействия ограничений на операции коммерческих банков со стороны центрального банка и решений небанковского сектора.

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

  1. экономический рост;

  2. полная занятость;

  3. стабильность цен

  4. устойчивый платежный баланс

Промежуточные целевые ориентиры:

  1. денежная масса;

  2. ставка процента.

  3. валютный курс

Инструменты:

  1. лимиты кредитования;

  2. прямое регулирование ставки процента;

  3. резервные требования;

  4. операции на открытом рынке;

  5. изменение ставки рефинансирования.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б,в,г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана с развитием денежного рынка.

Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на 2 этапа:

Изменения денежной базы отражаются в отчетном и аналитическом балансах Центрального Банка. Фактический объем предложения денег формируется ссудно-сберегательными операциями коммерческих банков. Воздействие на предложение денег со стороны Центрального и коммерческих банков отражается в сводном балансе банковской системы – денежно-кредитном (монетарном) обзоре.

Денежные счета экономических агентов в коммерческих банках и счета центрального банка взаимосвязаны. Поэтому все сделки, совершаемые через банки, сопровождаются соответствующими изменениями в балансовых счетах денежной системы.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.

Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

  1. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки. Банки берут кредиты у ЦБ, если их собственных средств недостаточно для покрытия резервных требований. ЦБ выступает также в качестве «кредитора последней инстанции» для коммер­ческих банков, когда последние сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями. Изменение учетной ставки показывает направление изменения монетарной политики ЦБ.

Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению заимствований у ЦБ, увеличивая денежную базу (поскольку заемные средства являются частью денежной базы) и предложение денег, и наоборот.

  1. Изменение нормы обязательных резервов, т.е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном Банке. Рост нормы обязательных резервов уменьшает значение денежного мультипликатора, и предложение денег сокращается. Этот инструмент денежной политики применяется довольно редко.

  2. Операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком). Например, когда Центральный Банк покупает облигации у коммерче­ских банков или населения, деньги, которые он платит за них, увеличивают денежную базу и, соответственно, предложение денег.

Корректировка ситуации на денежном рынке с целью достижения равновесия спроса и предложения производится путем изменения процентной ставки.

Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру портфеля своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если r слишком высока, предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты попытаются избавиться от накопившихся у них денег, обращая их в другие виды финансовых активов, приносящие доход. Банки в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Таким образом равновесие постепенно восстановится.

Жесткая монетарная политика, направленная на поддержание постоянного объема денежной массы, соответствует вертикальной кривой предложения денег.

Гибкая монетарная политика, фиксирующая определенный уровень процент­ной ставки, может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой-предложения денег.

Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связал главным образом с инфляционным ростом цен, то предпочтительной будет жесткая монетарная политика, сдерживающая рост денежной массы или фиксирующая ее объем на заданном уровне.

Одна из сложностей проведения монетарной политики связана с тем, что Центральный Банк не может одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.

Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до результата), что связано со сложным передаточным механизмом денежной политики. Кредитно-денежная политика воздействует на экономику, оказывая влияние на ставку процента, а затем на совокупный спрос. Увеличение предложения денег вызывает снижение ставки процента, что увеличивает, например, инвестиционные расходы и совокупный спрос и, следовательно, ведет к росту объема равновесного выпуска.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешне­экономической политикой.

Главной сферой взаимодействия монетарной и фискальной политики является финансирование бюджетного дефицита. Правительство может финансировать дефицит двумя способами: продавать государственные облигации и увеличивать денежную массу (монетизировать дефицит).

Центральный Банк монетизирует дефицит всякий раз, когда покупает на рынке государственные облигации, выпущенные для покрытия бюджетного дефицита. Однако, решая вопрос о целесообразности монетизации дефицита, Центральный Банк сталкивается с дилеммой.

Если он не станет финансировать дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок, и приведет к вытеснению частных расходов (инвестиций).

ЦБ может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки государственных ценных бумаг, что увеличит предложение денег и обеспечит рост дохода без увеличения процентных ставок. Но такая политика монетизации чревата опасностью. Если экономика близка к полной занятости, монетизация может привести к усилению инфляции. Однако в период глубокого спада нет причин опасаться последствий компенсации бюджетной экспансии за счет роста денежной массы. В переходных экономиках опасность инфляции возникает также в случае неспособности государственных органов управления осуществлять необходимый контроль за движением денежных средств.

С целью корректировки или поддержания обменного курса ЦБ покупает или продает иностранную валюту – осуществляет интервенции на валютном рынке. При этом происходит измените денежной базы. Например, ЦБ, покупая валюту, расплачивается за нее своими собственными обязательствами, и денежная база растет (см. Баланс ЦБ в приложении к лекциям 12-13). Чтобы нейтрализовать влияние своих операций с иностранной валютой на денежную базу (а следовательно, на предложение денег) ЦБ одновременно с помощью косвенных инструментов денежной политики восстанавливает величину денежной базы до ее первоначального уровня. Так, если ЦБ продает иностранную валюту (сокращая тем самым денежную базу), он одновременно производит покупку государственных облигаций на открытом рынке, увеличивая денежную базу. В итоге денежная база, а значит, и денежная масса остаются неизмен­ными, но происходит изменение структуры активов в балансе ЦБ.