8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
Прибыль - это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост общего дохода предприятия и снижение текущих затрат. Поэтому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки.
Данные факторы определяются как внутренними условиями функционирования предприятия, так и внешними, не зависящими от него.
К внутренним факторам, прежде всего, относятся инновационная восприимчивость и предпринимательская активность руководящих работников и специалистов предприятия, которая реализуется посредством:
- разработки нового товара или товара более высокого качества, обладающего рыночной новизной;
- внедрения новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов;
- повышения конкурентоспособности товара;
- освоения новых рынков сбыта;
- диверсификации производства;
- снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара;
- повышения эффективности использования основного и оборотного капитала;
- применения управленческого учёта для эффективного управления затратами и т.д.
В качестве внешних факторов, влияющих на прибыль, выступают:
- денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства;
- таможенные платежи и пошлины;
- конъюнктура товарного рынка;
- темп инфляции;
- уровень цен на сырьё, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др.
На прибыль предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо- или трудоемкой отрасли, зависят уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.
Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).
В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется:
- на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);
- на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;
- на базе принятых управленческих решении о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).
Резервы роста прибыли – это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.
При определении потребности предприятия в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия: налога на недвижимость; процентов по банковскому инвестиционному кредиту; возвращаемой части кредита банку; возвращаемой части коммерческого кредита (для приобретения основных фондов) и т.д.
Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия.
Основные направления повышения рентабельности вытекают из многогранного понятия «рентабельность» и методологии определения рентабельности, т.е. таких направлений два - повышение прибыли и снижение затрат. Известно, что на массу прибыли и величину рентабельности влияют объемы продаж, уровень цен, размер издержек, процент за кредит, методы конкурентной борьбы, уровень техники и технологии, организации труда и производства, степень государственного регулирования цен, налогов и нормы амортизации.
Поэтому основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат на производство продукции, прежде всего на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности, повышения уровня организации труда и производства, совершенствования государственного регулирования экономики, которые способствуют росту производительности труда и снижению стоимости ресурсов, используемых в производстве, в расчете на единицу продукции.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии