logo search
эк

8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности

Прибыль - это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост общего дохода предприятия и снижение текущих затрат. Поэтому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки.

Данные факторы определяются как внутренними условиями функционирования предприятия, так и внешними, не зависящими от него.

К внутренним факторам, прежде всего, относятся инновационная восприимчивость и предпринимательская активность руководящих работников и специалистов предприятия, которая реализуется посредством:

- разработки нового товара или товара более высокого ка­чества, обладающего рыночной новизной;

- внедрения новейшего оборудования и прогрессивных тех­нологических процессов, новых видов сырья и материалов;

- повышения конкурентоспособности товара;

- освоения новых рынков сбыта;

- диверсификации производства;

- снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоем­кости товара;

- повышения эффективности использования основного и оборотного капитала;

- применения управленческого учёта для эффективного управления затратами и т.д.

В качестве внешних факторов, влияющих на прибыль, выступают:

- денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства;

- таможенные платежи и пошлины;

- конъюнктура товарного рынка;

- темп инфляции;

- уровень цен на сырьё, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др.

На прибыль предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо- или трудоемкой отрасли, зависят уровень и структура из­держек производства, пути их снижения и норма прибыли.

Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).

В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется:

- на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);

- на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;

- на базе принятых управленческих решении о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).

Резервы роста прибыли – это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.

При определении потребности предприятия в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия: налога на недвижимость; процентов по банковскому инвестиционному кредиту; возвращаемой части кредита банку; возвращаемой части коммерческого кредита (для приобретения основных фондов) и т.д.

Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия.

Основные направления повышения рентабельности вытекают из многогранного понятия «рентабельность» и методологии определения рентабельности, т.е. таких направлений два - повышение прибыли и снижение затрат. Известно, что на массу прибыли и величину рентабельности влияют объемы продаж, уровень цен, размер издержек, процент за кредит, методы конкурентной борьбы, уровень техники и технологии, организации труда и производства, степень государственного регулирования цен, налогов и нормы амортизации.

Поэтому основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат на производство продукции, прежде всего на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности, повышения уровня организации труда и производства, совершенствования государственного регулирования экономики, которые способствуют росту производительности труда и снижению стоимости ресурсов, используемых в производстве, в расчете на единицу продукции.