logo search
ЛемещШП

62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.

Информация стала самостоятельным ресурсом, имеющим специфическую ценность и весьма отличительный от традиционных отраслей производственный процесс, форму его организации и управления. Доля информационного сектора за последние 15 лет кратно выросла и составляет в развитых странах 45-65%.

Информация и весь информационный сектор является самым мощным источником, генерирующим современное социально-экономическое развитие, динамику и рост. По сути, это дополняет современную теорию эндогенного экономического роста. Например, к 2000 г. в известных странах, имеющих характеристику индустриально развитых, информационный фактор составил 50-75% добавочной стоимости. Аналитики подсчитали величину ВВП, произведенного американскими работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5, 12,5 и 14 лет. Оказалось, что именно третья группа дает свыше половины ВВП. Подобные исследования проводились и в России. Люди с высшим образованием, составляющие 25% работающих, производили 56% стоимости нац. дохода.

Следовательно, от степени и активности комплексной разработки научно-информационных и отраслей, обеспечивающих воспроизводство "человеческого капитала", в конечном итоге зависят не только макроэкономические показатели текущего благополучия. но и динамики развития как в "старом", традиционном, так и в "новом" измерении.

Информационный цикл отражает, прежде всего, способ мышления, а также способ работы с информацией: ее сбором, обработкой, производством, накоплением, обновлением, защитой, передачей, обменом и использованием целесообразной информации. По мнению Д. Норта и Р. Фогеля, именно способы мышления и методы сбора информации являются главными в объяснении экономической истории государств.

Кроме того, что за последние полстолетия экономическое неравенство между странами и людьми резко увеличилось, возникла новая форма эксплуатации и неравенства – информационная, т.е. разнодоступность стран и людей к достоверной (!) и научной (!) информации. С одной стороны, разные страны имеют существенно различную материально-программную подготовку и условия для участия в деятельности мировой информационной сети. А с другой – глобальную ренту можно получить лишь манипулируя сознанием и поведением всего активного человечества на информационном поле. Это то новое "экономическое поле", которое уже освоено небольшой частью интеллектуальной, финансовой и политической элиты, не имеющей национальной принадлежности, но имеющей доминирующее влияние в мире.

Возникли, если использовать привычную терминологию, новый класс, сообщество, социальные группы и целые нации, которые умело используются всеми преимуществами нового информационного ресурса, распоряжаясь богатством, которое они не присвоили в ходе привычной эксплуатации, а скорее сами создали (познали, освоили) своей творческой деятельностью, не отняли силой в военных действиях, а придали ему социальную ценность и обрели его, соблюдая известные рыночные правила и демократические процедуры.

Вследствие всех указанных перемен на смену парадигме конкурентного равновесия пришла информационная парадигма, в которой главная роль отводится информации. Информационная экономика, или экономика информации, – это ветвь микроэкономики, изучающая влияние информации и информационных систем на экономику и, в частности, принятие экономических решений. Информация оказывает огромное влияние на приятие решений во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в экономике. Предметом информационной экономики считаются знания, информация и неопределенность. Началом изучения информационной экономики считается осознание того факта, что информация имеет свою экономическую ценность, так как владение достоверной информацией позволят индивидам сделать тот выбор, принять то решение, которое принесет им более высокую прибыль или ожидаемую полезность, чем в ситуации владения недостоверной информацией или ее отсутствия. Одна из важных черт информации – асимметрия. Информационная асимметрия означает, что индивиды владеют различной информацией: некоторые экономические агенты знают более достоверную информацию, имея преимущество перед другими при принятии важных решений.