logo search
эк

1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики

Для сегодняшней Беларуси как никогда актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких технологий. Современное мировое хозяйство подвержено воздействию такого глобального процесса, как научно-технический прогресс, который вызывает бурный рост обмена научно-технической информацией, расширяет сферы передачи технологий, усиливает роль наукоемкой продукции в мировом экспорте и импорте.

Особенностью современного экономического роста для многих стран стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Доля научно-исследовательских и опытно-прикладных работ (НИОКР) в общей системе инвестиций постоянно увеличивается, превышая в наукоемких отраслях порой расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно усиливается государственная научно-техническая, инновационная и образовательная политика, определяя тем самым общие условия научно-технического прогресса. В экономически развитых странах до 90% экономического роста приходится на научно-технический прогресс. Расходы на науку и образование достигают 3% ВВП, и при этом доля государства составляет 35-40%.

По прогнозам, рынок наукоемкой продукции к 2015 г. может достичь 4 трлн. долл.

Смещение акцентов в мировой торговле в сторону увеличения производства наукоемкой продукции происходило в 1970-80-е гг., когда сырьевые кризисы выдвинули на повестку вопрос о создании нового оборудования и технологий, отвечающих задачам ресурсосбережения и экономии энергии.

Для этого периода был характерен быстрый рост экспортной базы в прогрессивных отраслях промышленно развитых стран в результате активной государственной политики, направленной на содействие сбыту продукции, усиливающей в долгосрочном плане позиции страны на мировом рынке. Широкомасштабная модернизация производства в промышленно развитых странах усилила спрос на новые материалы, ресурсосберегающие технологии, продукцию электронной промышленности и биотехнологии, развиваются наиболее быстрыми темпами и составляющие основу современного пятого технологического уклада.

Согласно теории длинных волн, основоположником конторой был выдающийся российский ученый Н.Д. Кондратьев, научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В настоящее время в мировом хозяйстве доминирует V технологический уклад, который характеризуют достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологий, освоения космического пространства и т.д. В соответствии с данной теорией предел доминирующего сегодня уклада будет достигнут к 2020 году. Также в настоящее время происходит становление следующего технологического уклада; наиболее ключевыми направлениями станут биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика, авиаперевозки. Рост потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Завершится переход от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», где важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания.

По классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) высокотехнологичными считаются отрасли, в которых показатель наукоемкости (отношение затрат на НИОКР к продажам) превышает 3,5%. Если он находится в диапазоне 3,5 - 4 - 8,5%, то производства и соответствующие продукты относятся к группе технологий «высокого уровня», если выше 8,5%, то они характеризуются как «ведущие» наукоемкие технологии.

Термин «высокие технологии» все чаще используется для описания наиболее передовых в технологическом отношении комплексов промышленности, хотя общепринятое определение данного понятия пока не устоялось. Широкое согласие имеется относительно тех подразделений промышленности, которые, вне всякого сомнения, следовало бы включить в группу высокотехнологических. Затруднение состоит здесь не в отсутствии наиболее подходящего определения, а в выявлении основных признаков группы отраслей обрабатывающей промышленности, относимых к комплексу высоких технологий на основе наукоемкого уровня применяемого ими производственно-технологического аппарата и выпускаемой ими продукции. Такие отрасли охватывают производство компьютеров, электротехнический и электронный инжиниринг, точное приборостроение, авиастроение и фармацевтику.

Стимулирование производства и экспорта новых технологий сыграло и продолжает играть существенную роль в подъеме уровня благосостояния населения промышленно развитых и ряда развивающихся государств. Ряд экспертов ожидает постепенного повышения наукоемкости в ВВП. В США и Японии этот уровень приблизится к 3-3,5%, в европейских странах выйдет на уровень показателей лидеров, достигнутый ими за последние 10-15 лет. Таким образом, в развитых странах наращивание научно-технического потенциала становится важным элементом воспроизводственного процесса и составной частью стратегических программ развития экспорта.

Краткий анализ тенденций развития современного мирового хозяйства подтверждает необходимость выработки четкой стратегии интеграции Беларуси в мировое высокотехнологическое пространство. Очевидно, что место и роль Беларуси и мировой экономике в ближайшие годы будет определяться, прежде всего, уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать собственные и широко использовать импортные наукоемкие технологии, а также степенью присутствия страны на мировом технологическом рынке. Актуальность и сложность решения этой задачи заключается в том, что на долю Беларуси на сегодняшний день приходится незначительная часть мирового производства наукоемкой продукции, а ее удельный вес в белорусском экспорте составляет около 1,5%, что далеко не соответствует научно-техническому потенциалу Беларуси.

Несложно сделать вывод, что в настоящее время и на перспективу развитие производства и экспорта наукоемкой продукции на базе имеющегося научно-технического потенциала должно стать одним из основных приоритетов государственной политики Беларуси и России как союзного государства, учитывая, что белорусская экономика, экономические и научно-технические связи сохранены и поддерживаются. Беларуси надо использовать синергетический эффект в совместных действиях с Россией по производству высокотехнической продукции.

По-видимому, существуют все предпосылки для решения этой задачи. Несмотря на серьезные потери в 1990-е гг., научно-техническая база и интеллектуальный потенциал в России и Беларуси сохраняются, прежде всего, в отраслях оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В настоящее время на долю ОПК приходится 80 % всего производимого в стране наукоемкого оборудования. Как отмечает известный российский ученый-политик С. Глазьев, у страны, располагающей 12% ученых мира, просто не может быть другой альтернативы, кроме как рассчитывать на реализацию собственного научно-технического потенциала. Основой для разрешения этой задачи может также послужить сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал. Поданным профессора В. Кушлина, стоимость невостребованной российской промышленностью интеллектуальной собственности, которой располагает российская наука, превышает 400 млрд. долл., и в отличие от запасов нефти и газа интеллектуальный потенциал России является неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны, и в настоящее время его можно рассматривать как экспортный ресурс.

Согласно сделанному в 1997 г. прогнозу директора Национального института авиационных технологий О. Сироткина, Россия вполне располагает потенциалом, для того чтобы побороться за рынок 10-15 макротехнологий из тех 50, что определяют потенциал развитых стран.

Вероятно, эти прогнозы чересчур оптимистичны, так как Показатели 2001-2005 гг. не подтверждают хотя бы малых стартовых положительных тенденций. Однако говорить о неверности прогнозов преждевременно, потому что Россия действительно располагает достаточным научно-техническим потенциалом в определенных высокотехнологичных секторах промышленности.

На сегодняшний день Россия и Беларусь остаются в числе Мировых лидеров в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, информатики, в медицине, а также в прикладных разработках авиационно-космической техники, лазерной и криогенной техники, новых материалов, средств связи и программных продуктов для ЭВМ.

В области информатизации к конкурентоспособным технологиям, разработанным российскими учеными, можно отнести, прежде всего, выпуск принципиально нового носителя информации - трехмерной оптико-электронной памяти. Позитивные тенденции для развития производства и экспорта высокотехнологичной продукции формируются в российской компьютерной индустрии. Разработанный группой российских компаний «Эльбрус» компьютерный процессор Е2К, использующий метод двоичной компиляции, по техническим решениям и основным характеристикам превосходит мощнейший западный процессор Merced, разработанный одним из лидеров мировой компьютерной индустрии компанией Intel. Существующие на рынке американские аналоги Pentium III уступают процессору Е2К по скорости действия в 3-5 раз, и при этом издержки производства у него в 2 раза ниже. Также следует отметить, что в России активно разрабатываются нейрокомпьютеры (НКП), которые потенциально можно отнести к грядущему технологическому укладу. Как отмечают специалисты, при относительно небольших размерах и стоимости НКП почти в 1000 раз превосходят обычные процессоры по скорости операций. На сегодняшний день емкость только российского рынка НКП оценивается в 250 млн. долл. Это подтверждает то, что в ряде российских и белорусских научных центров поддерживаются сильные конкурентные позиции в области программных разработок для компьютерных комплексов.

Скорее всего, развитие информационных технологий в России и Беларуси послужит основой для развития наукоемкого национального экспорта в целом. Подтверждением служит то, что в настоящее время значительная доля ВВП в экономически развитых странах создается в сфере информационного обслуживания общества. В частности, трудно переоценить степень влияния информационных технологий на развитие экономики США. Начиная с 1995 г. ИТ-индустрия обеспечивает США 20-25% прироста ВВП; 98% заказов фирм поступает исключительно в электронном виде, за счет чего только на оперативных издержках американская промышленность экономит более 300 млн. долл. ежегодно. Это так называемые CALS-технологии. Согласно проекту федеральной программы «Электронная Россия», российский рынок информационных технологий увеличится во много раз. В этой связи, необходимо придание информационным технологиям статуса приоритетного научно-технического направления.

В Беларуси такое решение в области информатизации принято Президентом Республики Беларусь. Определенные перспективы развития производства и экспорта наукоемкой продукции России и Беларуси связаны с использованием лазерных технологий.

В настоящее время лазерные технологии являются во многом определяющими в формировании V и VI технологических укладов, свидетельством чему служит постоянно увеличивающийся на протяжении 1990-х гг. объем мировых продаж лазерных технологий, причем только за 1999-2000 гг. наблюдается увеличение почти в 2 раза.

Россия и Беларусь располагают значительным научно-производственным потенциалом в области лазерных технологий.

В настоящее время в странах существует более 900 организаций, в той или иной мере связанных с функционированием лазерного сектора сферы высоких технологий. По данным за 2000 г. на авиазаводах России эксплуатируется 17 лазерных технологических установок (ЛТК) и еще 15 работают в экспериментальных лабораториях при основных производствах: в отрасли тракторного сельскохозяйственного машиностроения - 27 лазерных комплексов. По некоторым оценкам, использование лазерного потенциала России могло бы обеспечить в ближайшие 2-3 года полное удовлетворение внутреннего спроса на лазерные технологии и доход на объем продаж российской лазерной техники и технологии на мировом рынке не менее 1-2 млрд. долл. в год.

В первую очередь, государство должно определить приоритеты научно-промышленной политики, т.е. те сферы деятельности, которые станут базой развития роста ВВП на душу населения за счет несырьевых источников. К приоритетным направлениям можно отнести, в частности, следующие: развитие аэрокосмических технологий; освоение современных информационных технологий; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах; развитие лазерных технологий; развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, способствующих развитию фармакологической и других отраслей промышленности, а также оздоровление окружающей среды на основе современных биотехнологий; развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления. Безусловно, этот перечень, сделанный с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала, не претендует на полноту и окончательность, однако, формирование и реализацию государственной политики развития можно начать с обозначенных приоритетов, которые в большей степени отвечают основным тенденциям современного мирового научно-технического прогресса.

При определении приоритетов, с учетом зарубежного опыта, где государство оказывает всемерную поддержку, когда речь идет о развитии производства и форсировании экспорта наукоемкой продукции, необходимо создать экономические, организационно-правовые, информационные условия реализации этих приоритетов. В частности, это обеспечивается сочетанием различных методов и инструментов государственной поддержки, в первую очередь, преимущественно мер экономического характера (прямых и косвенных).

В настоящее время необходимость государственной поддержки высокотехнологичных производств экономическими мерами объясняется тем, что она способствует формированию и продвижению отечественной наукоемкой продукции на внешний рынок. И, как свидетельствуют современные тенденции общемирового экономического развития, расширение производства и экспорта наукоемкой продукции выступает в настоящее время основным фактором накопления предпосылок будущего оздоровления экономики большинства стран.

Активная поддержка государством непосредственно производства и экспорта высокотехнологичной продукции с помощью экономических мер должна органически сочетаться с развитием международного научно-технического сотрудничества (МНТС) России и Беларуси, в числе основных задач которого выступает формирование организационно-правовых и информационных условий реализации определенных приоритетных направлений.

Нельзя не согласиться с тем, что международное научно-техническое сотрудничество выступает в качестве необходимого условия, развития научно-технического потенциала на современном этапе. Ведь мировая практика свидетельствует, что особенно в 1990-е гг. для любой страны участие в МНТС стало необходимым условием развития научно-технического потенциала, так как создание многих наукоемких производств неэффективно для экономики даже ведущих промышленно развитых стран, что связано с ростом издержек на проведение НИОКР, необходимостью снижения негативных последствий промышленного развития в глобальном масштабе (загрязнение окружающей среды, изменение климата) и на национальном уровне (увеличение безработицы, обострение социальных проблем), международной деятельностью ТНК и ужесточением технологической конкуренции.

Так, например, в настоящее время в Великобритании на долю иностранных источников приходится 14,3 % общих расходов на НИОКР, во Франции - 8,3 %, в Италии -3,9 %, в Германии и Японии - около 1 %. В Испании - около 40 %, а в Ирландии 60 % промышленных НИОКР проводятся на филиалах иностранных фирм. Другими словами, налицо процесс взаимного проникновении иностранного капитала, особенно в промышленно развитых странах, который стимулирует технологическое сотрудничество, усиливая при этом технологическую специализацию равно как компании-инвестора, так и инвестируемой компании.

Привлечение иностранного капитала в рамках МНТС позволит Беларуси, по крайней мере, получить доступ к центрам мирового научно-технического прогресса, а также усилить коммерческий эффект, который неизбежен в инновационно- технологическом сотрудничестве, так как коммерческие связи в сфере НИОКР с зарубежными партнерами, как правило, заканчиваются коммерческим обменом результатами совместной интеллектуальной деятельности - куплей-продажей в овеществленной форме (наукоемкая продукция) или патентно-лицензионным обменом, реализацией на рынке ноу-хау, использованием различных форм коммерциализации совместного продукта. В частности, государство должно создать условия для участия в международном инновационно-технологическом взаимодействии путем создания свободных экономических зон или зон коммерциализации российских и белорусских технологий, которые, в свою очередь, включают в себя технопарки, технологические инкубаторы и научно-производственные комплексы наукоградов, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций, тем более, что у Беларуси и России уже в настоящее время имеется значительный потенциал в этой области.

Государство должно содействовать формированию на территории страны совместных с зарубежными фирмами научно-исследовательских и инновационно-технологических структур, в том числе с участием венчурного капитала и частных инвесторов. Ведь, как свидетельствует мировая практика, в 1990-х гг. развитие высоких технологий и продвижение технологических инноваций с помощью венчурного капитала (как правило, в малых предприятиях) стало самым действенным способом в процессе перехода многих ведущих стран мира к постиндустриальному развитию. Свидетельством этого являются постоянно увеличивающиеся объемы финансовых средств, направляемых в венчурные наукоемкие инновационные проекты в промышленно развитых странах. Как показывает зарубежный опыт, несмотря на то, что венчурное финансирование высокотехнологичных проектов охватывает в среднем 5-7 лет, что требует политической и экономической стабильности в стране-реципиенте, оно значительно доходнее других видов инвестиций. В США каждый инвестированный венчурный доллар приносит в государственный бюджет в виде налогов 250 долл. Нa сегодняшний день можно отметить, что первые шаги в России по развитию венчурного бизнеса состоялись. Так, в 2000 г. Министерство науки подготовило пакет нормативных документов для организации венчурных фондов, в которых предусмотрены различные льготы, а также и государственное участие в материнском венчурном фонде, главной задачей которого на данном этапе является развитие системы отечественного венчурного финансирования в целом.

В настоящее время обмен прогрессивными наукоемкими технологиями представляется одним из наиболее рациональных способов выравнивания уровней технологического развития различных стран. Целесообразность и необходимость такого сотрудничества общепризнанны, но, они должны строиться на принципе взаимовыгодности партнерства, поскольку отступление от этого подхода чревато угрозой утраты технологического суверенитета и способности самостоятельного определения направлений и приоритетов национальной научно-технической политики, осуществления самостоятельного технологического экспорта и импорта, а также установления односторонней технологической или финансовой зависимости от более развитых в научно-техническом отношении государств. Для обеспечения технологической безопасности государство должно основное внимание уделить вопросам защиты интеллектуальной собственности от ее утечки и неправомерного использования, в том числе в судебном порядке, правовой и финансовой регламентации НИОКР, выполняемых по заказам иностранных фирм, в том числе в области технологий и техники военного назначения.

Для предотвращения технологической зависимости необходим организационно-правовой контроль со стороны государства за использованием отечественного фонда изобретений, разработок и технологий. Данный государственный контроль должен поставить надежный барьер на пути «разбазаривания» национальных научно-технических достижений.

Для сопряжения белорусских научно-технических достижений с внешним миром, с условиями поддержки за рубежом изделий белорусского наукоемкого и промышленного экспорта необходимо усиление государственной политики, направленной на стандартизацию и сертификацию наукоемких производств, гармонизацию их с международной практикой, т.е. для продвижения белорусских технологий на зарубежные рынки необходимо разработать механизм оценки с использованием мировых классификаторов конкурентоспособности разработок и технологий, наукоемких товаров и услуг, а также уровня конкурентоспособности наукоемких отраслей белорусской экономики в целом. Усиление государственного участия в этом направлении особенно важно в свете подготовки вступления Беларуси в ВТО.

Не менее важным в целях стимулирования экспорта высоких технологий и наукоемкой продукции, а также облегчения доступа ведущих национальных научных центров к зарубежным информационным ресурсам в области науки и технологий на основе современных телекоммуникационных технологий является создание в Беларуси эффективной информационной инфраструктуры. В этих целях, возможно, имеет смысл за счет государственного финансирования создать сеть виртуальных технопарков с базами по технологиям и бизнес-планам, с предоставлением информации в Интернет. Необходимо также активно использовать возможности государственной системы научно-технической информации для информационного обеспечения участников международного научно-технического обмена, оказания им маркетинговых и консультационных услуг, в том числе посредством использования интернет-технологий.

Таким образом, можно подчеркнуть, что государственная политика Беларуси в области развития производства и экспорта в рамках международного сотрудничества должна быть ориентирована равно как на непосредственное стимулирование экспорта наукоемкой продукции, так и на стимулирование привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для коммерциализации белорусских высоких технологий на мировом рынке технологий и наукоемкой продукции, и главная роль государства здесь заключается в стимулировании международного сотрудничества в инновационно-технологической сфере путем создания благоприятных условий для международной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, отвечающих взаимным интересам зарубежных партнеров, адаптации нормативно-правовой базы в сфере научно-технической деятельности к мировой практике. Другими словами, стимулирование производства и экспорта наукоемкой продукции должно рассматриваться как единый комплекс средств и мероприятий по поддержке национального производства и экспорта продукции наукоемких отраслей и является составной частью государственной политики экономического развития, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной готовой высокотехнологичной продукции на мировом рынке.

В современных условиях мирового хозяйствования необходимо пойти по пути формирования устойчивого комплекса ряда конкурентоспособных высокотехнологичных производств, продукция которых может занять прочные позиции на внешних рынках и в то же время обеспечить их органическую связь с другими отраслями отечественной экономики; с целью развития их экспортного потенциала, придав этому направлению приоритет в развитии, необходимо, естественно, проработать экономические и организационные механизмы по поддержке наращивания экспортной продукции (преимущественно наукоемкой) и ее продвижения на внешние рынки.

Активная позиция государства наряду с эффективным использованием в рамках политики стимулирования экспорта имеющихся в стране конкурентных преимуществ в высокотехнологичных и наукоемких секторах позволят повысить конкурентоспособность национальной экономики, вернуть утраченные позиции на внешних рынках и занять достойное место в системе международного разделения труда.