19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия
В задачи статистики производства товаров и услуг входит:
— построение системы показателей, характеризующих объем производства, его структуру и динамику,
— изучение основных закономерностей воспроизводства и определяющих его факторов.
Определение объема производства товаров и услуг предполагает решение следующих проблем:
– определение понятия продукта как результата процесса производства,
– выбор методологии расчета и способов стоимостной оценки объема производства,
– получение необходимых статистических данных.
В статистике продукции, согласно международным рекомендациям, должны использоваться показатели, которые характеризуют результат производственной деятельности (например, количество произведенной продукции), а не саму эту деятельность (например, количество отработанных часов).
Производство — это изготовление материальных благ, включая сопряженные услуги (монтаж, ремонт и т п.) при условии, что они предоставляются в секторе производителей товаров. Результатом экономической деятельности предприятия любой отрасли является его продукция, которая может быть измерена в денежном выражении либо в натурально-вещественной форме по продуктам, и в денежной форме по услугам, которые трудно или вообще невозможно выразить в натуральных измерителях.
Услуга — такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, не добавляет к его первоначальной стоимости (т.е. к цене как денежному выражению стоимости) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплатить, например: перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств; рекламирование товара; организация его продаж с взиманием торговой наценки и т.д.
Продукт — изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.
Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются предприятиями в периоды их производства по однородным подразделениям в натуральных (физических) единицах измерения (шт., т, м3 и т.д.). В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов могут использоваться условно-натуральные единицы измерения, если производится несколько разновидностей продукта, обладающие общностью основных потребительских свойств. Так, производство химических удобрений одного типа может учитываться не только по физическому весу отдельных видов удобрений, но и по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержание активно действующего начала.
При выпуске очень разнородной продукции общие результаты производства невозможно представить в количественном (натуральном) выражении. Поэтому необходимо исчислить стоимостные показатели продукции. Для решения вопроса о том, какие виды (с точки зрения потребительской стоимости) продукции целесообразно объединить в одну количественную или стоимостную группу, необходима классификация товаров.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Социально-экономическая статистика
- Санкт-Петербург
- Содержание:
- Социальная статистика
- 1. Статистика населения
- 1.1. Население как объект статистического изучения.
- 1.2. Изучение численности населения и его размещения по территории страны.
- 1.3. Основные группировки населения.
- 1.4. Изучение естественного движения населения
- 1.5. Изучение миграции населения
- 1.6. Перспективные расчеты численности населения.
- 2. Статистика уровня и качества жизни населения
- 3. Статистика доходов населения
- 4. Статистика занятости и безработицы
- 4.1. Задачи статистики занятости
- 4.2. Уровни занятости и безработицы
- 4.3. Трудоустройство населения.
- 4.4. Состав безработных и занятых.
- 5. Статистика потребления и расходов населения
- 5.1. Потребление населения.
- 5.2. Показатели потребления.
- 5.3. Объем потребления товаров и услуг.
- 5.4. Структура потребления товаров и услуг, дифференциация и эластичность.
- 5.5. Потребительский бюджет и потребительская корзина.
- 6. Статистика цен
- 6.1. Основные понятия и виды цен.
- 6.2. Система показателей статистики цен.
- 6.3. Индекс потребительских цен.
- 6.4. Индексы цен производителей.
- II. Национальное счетоводство
- 7. Основные понятия, группировки и классификации в системе национальных счетов (снс)
- 7.1. Понятие системы национальных счетов, основные категории.
- 7.2. Группировки и классификации в системе национальных счетов.
- 8. Система показателей результатов экономической и финансовой деятельности в системе национальных счетов
- 1) Валовой (чистый) внутренний продукт (ввп/чвп)
- 2) Валовая (чистая) прибыль экономики и валовые смешанные доходы (вп/чп)
- 3) Валовой (чистый) национальный доход (внд/чнд)
- 4) Валовой (чистый) национальный располагаемый доход (внрд/чнрд)
- 5) Валовое (чистое) накопление (вн/чп)
- 6) Валовое (чистое) национальное сбережение (внс/чнс)
- 7) Чистое кредитование/чистое заимствование
- 8) Национальное богатство
- 9. Методология построения и анализа счетов.
- 9.1. Правила ведения записей в счетах.
- 9.2. Счета внутренней экономики.
- Счет перераспределения доходов в натуральной форме
- Счет использования скорректированного
- Финансовый счет
- Счет текущих операций с остальным миром
- Счет капитальных затрат «остального мира»
- Финансовый счет
- 9.4. Пример построения национальных счетов.
- 10. Валовой внутренний продукт (ввп)
- 10.1. Понятие ввп и методы его исчисления.
- 10.2. Виды цен, применяемые в снс, и методы переоценки ввп.
- 10.3. Пример расчета ввп по данным снс.
- 11. Межотраслевой баланс
- 11.1. Понятие межотраслевого баланса, его общая схема.
- III. Статистика финансов
- 12. Статистика государственных финансов
- 12.3. Статистический анализ государственных финансов.
- 13.1. Понятие денежного обращения и задачи статистики денежного обращения. Показатели денежного обращения.
- 14. Статистика кредита.
- 14.1. Категории, классификации и система статистических показателей кредита.
- 15. Статистика финансовых рынков
- 15.1. Понятие фондового рынка и задачи статистики
- 15.2. Рынок государственных облигаций.
- 15.3. Рынок акций корпоративных предприятий
- 15.3.1. Индивидуальные характеристики акций.
- 15.3.2. Фондовые индексы
- 16. Статистика страхования
- 16.1. Страховая деятельность как предмет статистики страхования
- 16.2. Общие принципы построения страховых тарифов
- 16.3. Построение тарифов в рисковых видах страхования
- IV. Статистика предприятия
- 17. Статистика труда
- 17.1. Задачи и классификация статистики рынка труда.
- 17.2. Рабочее время и его использование.
- 17.3. Статистика трудовых конфликтов.
- 17.4. Движение рабочей силы и ее использование
- 18. Статистика основных и оборотных фондов
- 18.3. Показатели состояния и движения основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов.
- 18.4. Понятие оборотных фондов. Показатели эффективности использования оборотных фондов.
- 19. Статистика производства промышленной продукции
- 19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия
- 19.2. Классификация продукции
- 19.3. Показатели производства продукции
- 19.4. Виды цен в определении объема продукции
- 19.5. Показатели продукции
- 20. Статистика издержек производства и обращения.
- 20.1. Понятие и состав издержек производства и обращения
- 20.2. Основные показатели себестоимости и методы их анализа
- 20.3. Анализ затрат на рубль выручки от реализации
- 21. Статистика финансовых результатов предприятия
- 21.1. Основные понятия и показатели статистики финансов предприятий и организаций.
- 21.2. Методы анализа влияния факторов на финансовые результаты
- 21.3. Показатели финансовой устойчивости.
- 21.4. Показатели ликвидности.
- 22. Статистическое изучение брака и статистика качества продукции
- 22.1. Показатели качества продукции
- 22.2. Анализ надежности продукции.
- 22.3. Статистика брака
- 22.4. Обобщающие показатели качества
- 23. Показатели продукции капитального строительства