5.2. Показатели потребления.
Основным показателем является уровень индивидуального потребления — это средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров и услуг по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям).
В потреблении продовольственных товаров выделяют группы работников в зависимости от вида трудовой деятельности (занятые преимущественно умственным трудом, занятые легким физическим трудом, средним по тяжести трудом, тяжелым физическим и особо тяжелым трудом), для которых существенно различается нормативная калорийность пищи. Потребление взрослого мужчины, занятого механизированным или легким трудом, принято за условную потребительскую единицу или эквивалентного потребителя. По отношению к нему разработана шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров (см. таблицу 5.1.).
Для ряда товаров длительного пользования, используемых совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления рассчитывается на 100, 1000 и даже 10000 человек. Обеспеченность принимается как степень распространенности данных товаров в личном потреблении граждан.
Таблица 5.1
Шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров
для детей | для взрослых |
| первый — 0.9; |
| второй — 1.0; |
| третий — 1.1; |
| четвертый — 1.2 |
|
|
|
|
При наличии дифференцированных показателей обеспеченности товаром длительного пользования по группам населения средняя обеспеченность находится как средневзвешенная величина, где весами выступает доля групп населения в общей численности населения или домохозяйств. Произведение показателя средней обеспеченности и коэффициента распространенности (доли домохозяйств, имеющих данный товар) покажет размер средней обеспеченности предметом на одного человека или домохозяйство.
С целью соизмерения показателей по предметам индивидуального и общедомашнего пользования последние надо разделить на средний размер домохозяйства. А если умножить натуральные показатели обеспеченности на общую численность населения, то получим общее количество (парк) предметов, находящихся у населения.
Наличие конкретного предмета на момент расчета (обычно на конец года) определяется по балансовой формуле:
Нк = Нн + П — В,
где Нк, Нн — наличие предмета на конец и начало года,
П — поступление (покупка и все другие источники) в течение года;
В — выбытие.
В стоимостной форме измеряется потребление предметов длительного и недлительного пользования, так как их годовое потребление — стоимостное выражение годового износа. Эта величина обратная по отношению к величине нормативного срока службы. Превышение объема годовых покупок (продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих величин и представляет коэффициент покупки. Если размер годового потребления того или иного предмета умножить на коэффициент покупки, то получим размер годовой покупки данного предмета в натуральном выражении в среднем на душу населения. А если полученный показатель умножить на цену данного предмета и численность населения, то получается стоимостной объем годовой покупки предмета. Сумма покупок по разным предметам определяется общий объем покупок населения за год.
Потребляемые населением товары удовлетворяют разные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье), товары менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель).
Возрастающую роль в потреблении населения играют услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные) — особый вид потребительной стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества.
Коэффициент удовлетворения потребности в товаре:
где - фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;
— нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения, здесь = , объем потребления i-го товара за определенный период;
— средняя численность населения за тот же период.
Если имеются нормативы потребления по группам населения, то :
где — нормативный уровень потребления i-го товара в m-й группе;
— средняя численность населения потребительской m-й группы.
Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:
• общего объема потребления i-го товара :
где и — объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;
• среднедушевого потребления товара :
,
где и — средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.
Разность между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:
Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Социально-экономическая статистика
- Санкт-Петербург
- Содержание:
- Социальная статистика
- 1. Статистика населения
- 1.1. Население как объект статистического изучения.
- 1.2. Изучение численности населения и его размещения по территории страны.
- 1.3. Основные группировки населения.
- 1.4. Изучение естественного движения населения
- 1.5. Изучение миграции населения
- 1.6. Перспективные расчеты численности населения.
- 2. Статистика уровня и качества жизни населения
- 3. Статистика доходов населения
- 4. Статистика занятости и безработицы
- 4.1. Задачи статистики занятости
- 4.2. Уровни занятости и безработицы
- 4.3. Трудоустройство населения.
- 4.4. Состав безработных и занятых.
- 5. Статистика потребления и расходов населения
- 5.1. Потребление населения.
- 5.2. Показатели потребления.
- 5.3. Объем потребления товаров и услуг.
- 5.4. Структура потребления товаров и услуг, дифференциация и эластичность.
- 5.5. Потребительский бюджет и потребительская корзина.
- 6. Статистика цен
- 6.1. Основные понятия и виды цен.
- 6.2. Система показателей статистики цен.
- 6.3. Индекс потребительских цен.
- 6.4. Индексы цен производителей.
- II. Национальное счетоводство
- 7. Основные понятия, группировки и классификации в системе национальных счетов (снс)
- 7.1. Понятие системы национальных счетов, основные категории.
- 7.2. Группировки и классификации в системе национальных счетов.
- 8. Система показателей результатов экономической и финансовой деятельности в системе национальных счетов
- 1) Валовой (чистый) внутренний продукт (ввп/чвп)
- 2) Валовая (чистая) прибыль экономики и валовые смешанные доходы (вп/чп)
- 3) Валовой (чистый) национальный доход (внд/чнд)
- 4) Валовой (чистый) национальный располагаемый доход (внрд/чнрд)
- 5) Валовое (чистое) накопление (вн/чп)
- 6) Валовое (чистое) национальное сбережение (внс/чнс)
- 7) Чистое кредитование/чистое заимствование
- 8) Национальное богатство
- 9. Методология построения и анализа счетов.
- 9.1. Правила ведения записей в счетах.
- 9.2. Счета внутренней экономики.
- Счет перераспределения доходов в натуральной форме
- Счет использования скорректированного
- Финансовый счет
- Счет текущих операций с остальным миром
- Счет капитальных затрат «остального мира»
- Финансовый счет
- 9.4. Пример построения национальных счетов.
- 10. Валовой внутренний продукт (ввп)
- 10.1. Понятие ввп и методы его исчисления.
- 10.2. Виды цен, применяемые в снс, и методы переоценки ввп.
- 10.3. Пример расчета ввп по данным снс.
- 11. Межотраслевой баланс
- 11.1. Понятие межотраслевого баланса, его общая схема.
- III. Статистика финансов
- 12. Статистика государственных финансов
- 12.3. Статистический анализ государственных финансов.
- 13.1. Понятие денежного обращения и задачи статистики денежного обращения. Показатели денежного обращения.
- 14. Статистика кредита.
- 14.1. Категории, классификации и система статистических показателей кредита.
- 15. Статистика финансовых рынков
- 15.1. Понятие фондового рынка и задачи статистики
- 15.2. Рынок государственных облигаций.
- 15.3. Рынок акций корпоративных предприятий
- 15.3.1. Индивидуальные характеристики акций.
- 15.3.2. Фондовые индексы
- 16. Статистика страхования
- 16.1. Страховая деятельность как предмет статистики страхования
- 16.2. Общие принципы построения страховых тарифов
- 16.3. Построение тарифов в рисковых видах страхования
- IV. Статистика предприятия
- 17. Статистика труда
- 17.1. Задачи и классификация статистики рынка труда.
- 17.2. Рабочее время и его использование.
- 17.3. Статистика трудовых конфликтов.
- 17.4. Движение рабочей силы и ее использование
- 18. Статистика основных и оборотных фондов
- 18.3. Показатели состояния и движения основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов.
- 18.4. Понятие оборотных фондов. Показатели эффективности использования оборотных фондов.
- 19. Статистика производства промышленной продукции
- 19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия
- 19.2. Классификация продукции
- 19.3. Показатели производства продукции
- 19.4. Виды цен в определении объема продукции
- 19.5. Показатели продукции
- 20. Статистика издержек производства и обращения.
- 20.1. Понятие и состав издержек производства и обращения
- 20.2. Основные показатели себестоимости и методы их анализа
- 20.3. Анализ затрат на рубль выручки от реализации
- 21. Статистика финансовых результатов предприятия
- 21.1. Основные понятия и показатели статистики финансов предприятий и организаций.
- 21.2. Методы анализа влияния факторов на финансовые результаты
- 21.3. Показатели финансовой устойчивости.
- 21.4. Показатели ликвидности.
- 22. Статистическое изучение брака и статистика качества продукции
- 22.1. Показатели качества продукции
- 22.2. Анализ надежности продукции.
- 22.3. Статистика брака
- 22.4. Обобщающие показатели качества
- 23. Показатели продукции капитального строительства