19.4. Виды цен в определении объема продукции
При измерении продукции невозможно ограничиться определением лишь количества произведенных изделий. Количество продукции должно быть оценено с помощью цен, и в результате получают стоимость продукции. Кроме того, для определения действительных результатов деятельности самой производственной единицы из исчисленных таким образом стоимостных показателей выпуска продукции необходимо вычесть промежуточное потребление.
В практике учета и технико-экономических расчетах в статистике предприятий используют следующие виды цен.
1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут быть договорными (свободными), на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений; лимитируемыми, если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела (такая мера применяется государством по отношению к монополистам, занимающим на рынках товара данного вида доминирующее положение); фиксированными в тех случаях, когда государство или иной уполномоченный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид продукции (товара, услуги).
Поскольку в процессе товародвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различать оптовые цены производителя (оптовые цены предприятия); цены оптовой торговли, в которые включаются кроме цены производителя транспортные расходы и наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров; розничные цены, по которым организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению).
Для выбора адекватного ценового соизмерителя (цены, реально зарегистрированной в экономической операции) при описании результатов экономического оборота необходимо учитывать структуру различных видов цен. Структура различных видов цен приведена на схеме 19.2.
затраты труда (наёмного и предпринимательского) | + | затраты капитала | = | факторная стоимость |
|
факторная стоимость | + | чистые налоги на производство, не связанные с продуктом | = | основная цена |
|
основная цена | + | чистые налоги на продукты и импорт | = | цена производителя | р ы н. ц е н ы |
цена производителя | + | торгово-транспортная наценка | = | цена потребителя |
Схема 19.2. Структура цен, используемых при определении объема продукции
2. При составлении технико-экономических расчетов, бизнес-планов и других документов прогнозного характера фирмы вынуждены использовать цены, сложившиеся в момент разработки соответствующих документов, а затем, если это требуется, корректировать результаты расчетов на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены с полным правом можно называть ценами, принятыми при составлении плановых расчетов.
3. Нередко в практике управления деятельностью фирмы возникает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее физического объема, т.е. с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых периодах. В настоящее время такая задача может быть решена только при помощи сопоставимых цен, в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периоде.
В связи со значительными изменениями уровней цен такие расчеты на основе прямых переоценок на практике производят только за короткие (не более месяца или квартала) периоды времени путем определения средних уровней цен на конкретные виды продукции, действовавших в базисном периоде (такие расчеты можно производить заблаговременно), и оценки в этих ценах тех видов продукции, которые произведены в отчетном периоде. Получаемый в результате расчетов индекс цен (дефлятор) распространяется затем на всю стоимость фактически произведенной в отчетном периоде продукции, оцененной в действовавших ценах. За периоды времени больше месяца (квартала) расчет данных динамики физического объема производства определяется цепным методом, т.е. путем перемножения помесячных индексов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Социально-экономическая статистика
- Санкт-Петербург
- Содержание:
- Социальная статистика
- 1. Статистика населения
- 1.1. Население как объект статистического изучения.
- 1.2. Изучение численности населения и его размещения по территории страны.
- 1.3. Основные группировки населения.
- 1.4. Изучение естественного движения населения
- 1.5. Изучение миграции населения
- 1.6. Перспективные расчеты численности населения.
- 2. Статистика уровня и качества жизни населения
- 3. Статистика доходов населения
- 4. Статистика занятости и безработицы
- 4.1. Задачи статистики занятости
- 4.2. Уровни занятости и безработицы
- 4.3. Трудоустройство населения.
- 4.4. Состав безработных и занятых.
- 5. Статистика потребления и расходов населения
- 5.1. Потребление населения.
- 5.2. Показатели потребления.
- 5.3. Объем потребления товаров и услуг.
- 5.4. Структура потребления товаров и услуг, дифференциация и эластичность.
- 5.5. Потребительский бюджет и потребительская корзина.
- 6. Статистика цен
- 6.1. Основные понятия и виды цен.
- 6.2. Система показателей статистики цен.
- 6.3. Индекс потребительских цен.
- 6.4. Индексы цен производителей.
- II. Национальное счетоводство
- 7. Основные понятия, группировки и классификации в системе национальных счетов (снс)
- 7.1. Понятие системы национальных счетов, основные категории.
- 7.2. Группировки и классификации в системе национальных счетов.
- 8. Система показателей результатов экономической и финансовой деятельности в системе национальных счетов
- 1) Валовой (чистый) внутренний продукт (ввп/чвп)
- 2) Валовая (чистая) прибыль экономики и валовые смешанные доходы (вп/чп)
- 3) Валовой (чистый) национальный доход (внд/чнд)
- 4) Валовой (чистый) национальный располагаемый доход (внрд/чнрд)
- 5) Валовое (чистое) накопление (вн/чп)
- 6) Валовое (чистое) национальное сбережение (внс/чнс)
- 7) Чистое кредитование/чистое заимствование
- 8) Национальное богатство
- 9. Методология построения и анализа счетов.
- 9.1. Правила ведения записей в счетах.
- 9.2. Счета внутренней экономики.
- Счет перераспределения доходов в натуральной форме
- Счет использования скорректированного
- Финансовый счет
- Счет текущих операций с остальным миром
- Счет капитальных затрат «остального мира»
- Финансовый счет
- 9.4. Пример построения национальных счетов.
- 10. Валовой внутренний продукт (ввп)
- 10.1. Понятие ввп и методы его исчисления.
- 10.2. Виды цен, применяемые в снс, и методы переоценки ввп.
- 10.3. Пример расчета ввп по данным снс.
- 11. Межотраслевой баланс
- 11.1. Понятие межотраслевого баланса, его общая схема.
- III. Статистика финансов
- 12. Статистика государственных финансов
- 12.3. Статистический анализ государственных финансов.
- 13.1. Понятие денежного обращения и задачи статистики денежного обращения. Показатели денежного обращения.
- 14. Статистика кредита.
- 14.1. Категории, классификации и система статистических показателей кредита.
- 15. Статистика финансовых рынков
- 15.1. Понятие фондового рынка и задачи статистики
- 15.2. Рынок государственных облигаций.
- 15.3. Рынок акций корпоративных предприятий
- 15.3.1. Индивидуальные характеристики акций.
- 15.3.2. Фондовые индексы
- 16. Статистика страхования
- 16.1. Страховая деятельность как предмет статистики страхования
- 16.2. Общие принципы построения страховых тарифов
- 16.3. Построение тарифов в рисковых видах страхования
- IV. Статистика предприятия
- 17. Статистика труда
- 17.1. Задачи и классификация статистики рынка труда.
- 17.2. Рабочее время и его использование.
- 17.3. Статистика трудовых конфликтов.
- 17.4. Движение рабочей силы и ее использование
- 18. Статистика основных и оборотных фондов
- 18.3. Показатели состояния и движения основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов.
- 18.4. Понятие оборотных фондов. Показатели эффективности использования оборотных фондов.
- 19. Статистика производства промышленной продукции
- 19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия
- 19.2. Классификация продукции
- 19.3. Показатели производства продукции
- 19.4. Виды цен в определении объема продукции
- 19.5. Показатели продукции
- 20. Статистика издержек производства и обращения.
- 20.1. Понятие и состав издержек производства и обращения
- 20.2. Основные показатели себестоимости и методы их анализа
- 20.3. Анализ затрат на рубль выручки от реализации
- 21. Статистика финансовых результатов предприятия
- 21.1. Основные понятия и показатели статистики финансов предприятий и организаций.
- 21.2. Методы анализа влияния факторов на финансовые результаты
- 21.3. Показатели финансовой устойчивости.
- 21.4. Показатели ликвидности.
- 22. Статистическое изучение брака и статистика качества продукции
- 22.1. Показатели качества продукции
- 22.2. Анализ надежности продукции.
- 22.3. Статистика брака
- 22.4. Обобщающие показатели качества
- 23. Показатели продукции капитального строительства