5.4. Структура потребления товаров и услуг, дифференциация и эластичность.
Для оценки структурных различий в потребительских расходах используется интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева:
где V0 и V1 — доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.
Этот показатель равен 0, если сравниваемые структуры остались неизменными, и равен 1, если сравниваемые структуры полностью изменились, т.е. 0 ≤ Ks ≤ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домохозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае:
где Vi и Vj — доли отдельных видов расходов домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;
i и j — номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.
Коэффициент эластичности потребления показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина y с изменением величины x на один процент.
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем потребления и структуру потребительских расходов, фигурируют уровень дохода (среднедушевого и среднего на домохозяйство), состав и возраст хозяйства, количество детей. Кроме того, в качестве основных факторов выступают уровень цен на товары и услуги и их изменение. Чтобы оценить их влияние на уровень потребления товаров и услуг, широко применяются многофакторные линейные и нелинейные регрессионные модели, а также индексы.
Коэффициенты эластичности рассчитываются по выровненным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эмпирические коэффициенты эластичности потребления в зависимости от изменения доходов (или любого другого фактора) вычисляются по фактическим данным по формуле Маршалла:
,
где x, y — начальные значения факторов (например, дохода и потребления);
Δx, Δy — приращение факторов за период или при переходе от одной группы к другой.
При сравнении эластичности потребления двух групп населения с разным уровнем доходов применяется формула
,
где xi, yi — доходы и потребление базовой или низшей группы населения;
xi+1, yi+1 — доходы и потребление сравниваемой или высшей группы населения.
Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов как хлеб, продукты низких сортов и т.д. Товары, для которых Э < 0 называются «малоценными». В этом случае значение коэффициента характеризует уменьшение потребления таких товаров при увеличении доходов населения. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот). Принято выделять товары с малой эластичностью 0 < Э < 1, средней (Э = 1) и высокой (Э > 1).
В целом отмечается такая закономерность: большой эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и особенно товаров ограниченного спроса (хрусталь, ювелирные украшения и т.д.) и индивидуальных транспортных средств. Среди непродовольственных товаров менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви), а среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов, а менее эластично потребление хлеба, картофеля.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Социально-экономическая статистика
- Санкт-Петербург
- Содержание:
- Социальная статистика
- 1. Статистика населения
- 1.1. Население как объект статистического изучения.
- 1.2. Изучение численности населения и его размещения по территории страны.
- 1.3. Основные группировки населения.
- 1.4. Изучение естественного движения населения
- 1.5. Изучение миграции населения
- 1.6. Перспективные расчеты численности населения.
- 2. Статистика уровня и качества жизни населения
- 3. Статистика доходов населения
- 4. Статистика занятости и безработицы
- 4.1. Задачи статистики занятости
- 4.2. Уровни занятости и безработицы
- 4.3. Трудоустройство населения.
- 4.4. Состав безработных и занятых.
- 5. Статистика потребления и расходов населения
- 5.1. Потребление населения.
- 5.2. Показатели потребления.
- 5.3. Объем потребления товаров и услуг.
- 5.4. Структура потребления товаров и услуг, дифференциация и эластичность.
- 5.5. Потребительский бюджет и потребительская корзина.
- 6. Статистика цен
- 6.1. Основные понятия и виды цен.
- 6.2. Система показателей статистики цен.
- 6.3. Индекс потребительских цен.
- 6.4. Индексы цен производителей.
- II. Национальное счетоводство
- 7. Основные понятия, группировки и классификации в системе национальных счетов (снс)
- 7.1. Понятие системы национальных счетов, основные категории.
- 7.2. Группировки и классификации в системе национальных счетов.
- 8. Система показателей результатов экономической и финансовой деятельности в системе национальных счетов
- 1) Валовой (чистый) внутренний продукт (ввп/чвп)
- 2) Валовая (чистая) прибыль экономики и валовые смешанные доходы (вп/чп)
- 3) Валовой (чистый) национальный доход (внд/чнд)
- 4) Валовой (чистый) национальный располагаемый доход (внрд/чнрд)
- 5) Валовое (чистое) накопление (вн/чп)
- 6) Валовое (чистое) национальное сбережение (внс/чнс)
- 7) Чистое кредитование/чистое заимствование
- 8) Национальное богатство
- 9. Методология построения и анализа счетов.
- 9.1. Правила ведения записей в счетах.
- 9.2. Счета внутренней экономики.
- Счет перераспределения доходов в натуральной форме
- Счет использования скорректированного
- Финансовый счет
- Счет текущих операций с остальным миром
- Счет капитальных затрат «остального мира»
- Финансовый счет
- 9.4. Пример построения национальных счетов.
- 10. Валовой внутренний продукт (ввп)
- 10.1. Понятие ввп и методы его исчисления.
- 10.2. Виды цен, применяемые в снс, и методы переоценки ввп.
- 10.3. Пример расчета ввп по данным снс.
- 11. Межотраслевой баланс
- 11.1. Понятие межотраслевого баланса, его общая схема.
- III. Статистика финансов
- 12. Статистика государственных финансов
- 12.3. Статистический анализ государственных финансов.
- 13.1. Понятие денежного обращения и задачи статистики денежного обращения. Показатели денежного обращения.
- 14. Статистика кредита.
- 14.1. Категории, классификации и система статистических показателей кредита.
- 15. Статистика финансовых рынков
- 15.1. Понятие фондового рынка и задачи статистики
- 15.2. Рынок государственных облигаций.
- 15.3. Рынок акций корпоративных предприятий
- 15.3.1. Индивидуальные характеристики акций.
- 15.3.2. Фондовые индексы
- 16. Статистика страхования
- 16.1. Страховая деятельность как предмет статистики страхования
- 16.2. Общие принципы построения страховых тарифов
- 16.3. Построение тарифов в рисковых видах страхования
- IV. Статистика предприятия
- 17. Статистика труда
- 17.1. Задачи и классификация статистики рынка труда.
- 17.2. Рабочее время и его использование.
- 17.3. Статистика трудовых конфликтов.
- 17.4. Движение рабочей силы и ее использование
- 18. Статистика основных и оборотных фондов
- 18.3. Показатели состояния и движения основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов.
- 18.4. Понятие оборотных фондов. Показатели эффективности использования оборотных фондов.
- 19. Статистика производства промышленной продукции
- 19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия
- 19.2. Классификация продукции
- 19.3. Показатели производства продукции
- 19.4. Виды цен в определении объема продукции
- 19.5. Показатели продукции
- 20. Статистика издержек производства и обращения.
- 20.1. Понятие и состав издержек производства и обращения
- 20.2. Основные показатели себестоимости и методы их анализа
- 20.3. Анализ затрат на рубль выручки от реализации
- 21. Статистика финансовых результатов предприятия
- 21.1. Основные понятия и показатели статистики финансов предприятий и организаций.
- 21.2. Методы анализа влияния факторов на финансовые результаты
- 21.3. Показатели финансовой устойчивости.
- 21.4. Показатели ликвидности.
- 22. Статистическое изучение брака и статистика качества продукции
- 22.1. Показатели качества продукции
- 22.2. Анализ надежности продукции.
- 22.3. Статистика брака
- 22.4. Обобщающие показатели качества
- 23. Показатели продукции капитального строительства