4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
К эффективным средствам повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке относятся международные стандарты, аккумулирующие передовой технический опыт в создании высококачественной продукции, методах и средствах ее испытания, упаковки, хранения, транспортировки.
Опыт промышленно развитых стран — основных экспортеров машин и оборудования на мировой рынок, свидетельствует о значительном эффекте, полученном или за счет прямого, или полного использования международных стандартов в национальной и внешнеэкономической деятельности.
Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени Упорядочения в определенной области посредством установления некоторого положения для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Зародившись в середине XIX в. на фирмах Великобритании с целью рационального сокращения типоразмеров и сортаментов используемых в машиностроении материалов, она охватила затем предприятия и других стран. В ее сферу все активнее вовлекались промышленные, торговые, научные круги сначала на национальном, а затем и на международном уровнях.
Уже в 1906 г., когда была создана Международная электротехническая комиссия (МЭК), стандартизация перешагнула национальные рамки и приобрела всемирный характер.
Особенно активно международная стандартизация проявила себя в послевоенные годы. Сам факт, что только с 1946—1965 г. создано более 200 международных организаций (всемирных и региональных), занимающихся стандартизацией, свидетельствует о той роли, которую она играла в восстановлении разрушенной в период Второй мировой войны экономики и развитии торговли между странами.
Международные стандарты, имевшие в тот период статус рекомендаций, обеспечивали их разработчикам широкие возможности унификации требований к взаимопоставляемой продукции и разработке национальных стандартов с учетом современных научно-технических достижений.
В течение последних десятилетий XX столетия в науке и технике, а также в самом характере технологического обновления произошли беспрецедентные изменения. Наиболее высоких темпов они достигли в электронике, вычислительной технике и синтетических материалах.
В этих условиях все острее ставится вопрос о роли и механизме стандартизации в современном обществе: она — слуга или двигатель научно-технического прогресса?
Отметим, прежде всего, что все практические новинки появляются в результате взаимодействия рынка и изобретательской деятельности, причем определяющим в научно-техническом прогрессе является изобретательство, а не рынок. Стандартизация же, призванная рационализировать или стабилизировать открытые, но еще не обязательные для применения технические решения, создает благоприятные условия для расширения рынка и удовлетворения социальных нужд, снимая технические барьеры на пути экспортных товаров, закрепляя в своих требованиях достигнутый научно-технический уровень качества продукции.
С этой точки зрения стандартизация выступает как средство обеспечения тиражирования достигнутых результатов в технике, управлении, производственных процессах и распределении. С другой — стандартизация сегодня — это самостоятельное направление в области сотрудничества между производителями и потребителями продукции, определяемого соглашениями о последовательном улучшении качества продукции, повышении надежности изделий при разумных ценах, обеспечении безопасности потребителя и защите окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости товаров и услуг и др.
Международная стандартизация привлекает внимание еще и потому, что позволяет экспортерам товаров преодолевать технические барьеры, выдвигаемые на их пути национальными стандартами других стран, а наличие сертификатов соответствия изделий требованиям международных стандартов служит практической гарантией их конкурентоспособности на рынке.
Самой крупной организацией, наиболее полно и всесторонне представляющей международную стандартизацию, ее цели, объекты, направления и тенденции развития, является Международная организация по стандартизации (ИСО), созданная в 1947 г. Членами ИСО являются 91 страна, в том числе все промышленно развитые страны и около 60 развивающихся стран. На долю стран — членов ИСО приходится свыше 90% производимой в мире промышленной продукции.
ИСО насчитывает более 2400 рабочих органов (в том числе 167 технических комитетов, 645 подкомитетов и свыше 1600 рабочих и целевых групп), разрабатывает более 7000 международных стандартов на термины и определения, методы испытания и технические требования к продукции, требования к упаковке, транспортировке, хранению, и т.д. В течение года разрабатывается более 10 тыс. рабочих документов и публикуется около 600 новых и пересмотренных международных стандартов1.
Цели международной стандартизации были так определены ИСО (в 1970 г.): обеспечение взаимопонимания между различными заинтересованными сторонами; сокращение типов и видов выпускаемой продукции; защита интересов потребителей на основе поддержания требуемого уровня качества товаров и услуг; безопасность и охрана здоровья людей, защиты окружающей среды от загрязнения.
В настоящее время международные стандарты приобретают все большее значение как средство информации о научно-техническом Уровне выпускаемой продукции и требованиях к товару, предлагаемому для поставки на внешний рынок, а также как средство передачи передового технического опыта.
Анализ тенденций развития ИСО показывает, что по мере завершения работ по созданию международных стандартов, на термины, определения, методы испытания и химического анализа ожидается расширение деятельности действующих сегодня рабочих органов ИСО по разработке международных стандартов на технические требования к продукции, участвующей в международном товарообмене.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество стран по международной гармонизации стандартов. Речь идет, прежде всего, о разработке специализированными международными организациями по стандартизации «международных программ стандартизации» (с обязательным учетом планов разработки национальных стандартов). Ожидаются новые шаги в развитии сотрудничества стран по заключению двусторонних и многосторонних соглашений в области сертификации выпускаемой продукции на основе разработанных в ИСО и МЭК типовых соглашений и стандартов, пригодных для сертификации.
В целом международный стандарт как результат конкретной деятельности международных организаций по стандартизации представляет собой документ, в котором устанавливаются характеристики данной продукции (такие как уровень качества, эксплуатационные характеристики, безопасность или размеры). Он может содержать терминологию, условные обозначения, описания средств и методов испытаний, требования к упаковке или этикетированию. Следует, однако, отметить, что сроки проверки и пересмотра международных стандартов не являются раз и навсегда установленными. На решающее их изменение влияют темпы технического прогресса, проявляющиеся в постоянном сокращении сроков обновления продукции. Если в прошлом срок действия стандарта доходил до 20 лет, то в настоящее время Директивами по технической работе ИСО установлен срок пересмотра разработанных организацией международных стандартов, равный 5 годам. Наиболее мобильный вид — стандарты на технические требования, упаковку и транспортировку машинотехнических изделий. Пересмотр этих стандартов происходит каждые пять лет, что объясняется не только развитием НТП в этих сферах, но и диктуется стремлением ведущих машиностроительных фирм к постоянному повышению технического уровня стандартов с целью дальнейшей унификации общетехнических изделий, достижения совместимости, взаимозаменяемости узлов, а также выпуска наиболее совершенных машин, узлов и деталей и получения за счет этого дополнительной прибыли от их реализации на внешнем рынке. Внедрение международного стандарта, определяющего показатели качества продукции, позволяет фирме не только продлить жизненный цикл выпускаемой продукции, но и обеспечить ее конкурентоспособность в течение всего периода, пока фирмы-конкуренты не наладят выпуски и не выступят на рынке с аналогичной или более совершенной моделью машины или оборудования, качественные показатели которых соответствуют требованиям международного стан-парта или превосходят его. А это позволяет утверждать, что основным связующим звеном между конкурентоспособностью промышленной продукции и международными стандартами на нее является качество.
Качество как совокупность свойств продукции регламентируется показателями стандартов, в том числе международных, для продукции, поставляемой на экспорт.
В бывшем Советском Союзе деятельность по международной стандартизации по линии ИСО так и не стала объектом пристального внимания со стороны большинства министерств и ведомств, несмотря на то, что СССР вступил в ИСО в 1947 г. В результате не выполнялись обязательства советской стороны, вытекавшие из ее участия в технических органах ИСО.
После распада СССР весь груз недоработок в этой области лег на плечи российских организаций. Однако до сих пор в стране не разработана методология использования международных стандартов для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, хотя эта разработка в условиях перехода России к открытой экономике является одним из важнейших элементов, входящих в комплекс мер по дальнейшему совершенствованию внешнеэкономической деятельности.
Проводимая в России экономическая реформа, перестройка внешнеэкономической деятельности открыли широкие возможности для развития новых форм экономических связей страны. Их отличительной особенностью является установление и поддержание научно-технического, производственного, торгово-экономического сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами напрямую, без посредников.
На отрасли народного хозяйства, предприятия и объединения, получившие право прямого выхода на мировой рынок, ложится теперь вся ответственность за решение комплекса вопросов, связанных с проблемой повышения эффективности применения международных стандартов российскими предприятиями, в том числе и для оценки Уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции на предполагаемых рынках сбыта. При этом надо учитывать, что деятельность по международной стандартизации и сертификации в стране до сих пор еще недостаточно полно увязана с работами по государственной стандартизации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Вместе с тем следует отметить и тот факт, что в последние годы в России предприняты важные шаги по наиболее полному и оперативному использованию международных стандартов для улучшения конкурентоспособности российской продукции на мировых товарных рынках. Однако качественные изменения в развитии работ по международной стандартизации и сертификации в стране еще не привели к результатам, которые бы соответствовали потенциальным возможностям российской экономики и затрачиваемым на эту деятельность государственным средствам.
Контрольные вопросы к § 4.3
1. Какие основные моменты определяют выбор конкретной стратегии предприятий (фирм) на мировом рынке?
2. Охарактеризуйте основные виды конкурентных преимуществ предприятий (фирм).
3. В чем заключается главное содержание конкурентной стратегии отдельных фирм при выходе на мировой рынок товаров и услуг?
4. Какие основные показатели используются для оценки конкурентоспособности предприятий (фирм)?
5. В чем состоит значение международных стандартов для повышения конкурентоспособности товара?
- Международный маркетинг
- Перцовский Наум Ильич, Спиридонов Иван Александрович, Карпова Светлана Васильевна
- Оглавление
- Глава 1.
- Контрольные вопросы к § 1.1
- 1.2. Основные способы выхода фирмы на внешний рынок и стратегии международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 1.2
- Глава 2. Современная среда международного маркетинга
- 2.1 Правовая, политическая и экономическая среда международного маркетинга
- 2.2. Социокультурная среда международного маркетинга
- Содержание и порядок проведения межкультурного анализа поведения потребителей
- 2.3. Информационно-технологическая среда международного маркетинга
- Раздел II Международная конкуренция как основной фактор возникновения и развития международного маркетинга.
- Детерминанты конкурентного преимущества страны
- Понятие конкурентоспособности (ксп)
- Основные свойства конкурентоспособности
- Изменения в условиях и факторах воздействия на конкурентоспособность в 80—90-е годы
- 3.2. Методические подходы
- К анализу конкурентоспособности
- Экономических объектов различного уровня
- (Отдельных отраслей, предприятий, товаров)
- 3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
- О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
- Глава 4 международная конкурентоспособность предприятий (фирм)
- 4.1. Стратегические цели и средства повышения международной конкурентоспособности
- Российских предприятий (фирм)
- 4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
- 1. Условия корректной оценки конкурентоспособности предприятия
- 2. Аналитическая оценка состояния конкурентной среды предприятия
- 3. Уровень инновационной активности предприятия
- 4. Состояние элементов производственного потенциала предприятия
- 5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
- 4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
- Глава 5. Конкурентный товар — основа успешного внедрения продукции на мировой рынок
- 5.1. Параметры и основные этапы оценки конкурентоспособности товара
- 5.2. Методология оценки и основные методы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке
- Раздел III. Характеристика современной международной маркетинговой деятельности Глава 6. Международная маркетинговая информация и исследования
- 6.1. Система сбора международной маркетинговой информации
- Контрольные вопросы к § 6.1
- 6.2. Особенности проведения международных маркетинговых исследований
- I этап. Определение проблемы и формулирование цели международного маркетингового исследования
- IV этап. Представление и использование полученных результатов
- 6.3. Сегментирование целевых зарубежных рынков и позиционирование товаров
- Отбор целевых сегментов зарубежных рынков
- Глава 7. Международный комплекс маркетинга
- 7.1. Товарная политика предприятия на зарубежных рынках
- 7.2. Международная политика цен на товары и услуги
- 7.3. Методы распространения товаров и услуг на внешнем рынке
- 7.4. Продвижение товаров и услуг на зарубежные целевые рынки
- Международная реклама и пропаганда
- Пропаганда (publicity)
- Прямой маркетинг (direct marketing)
- Установление связей с общественностью (public relations)
- Литература