(Отдельных отраслей, предприятий, товаров)
Анализ и оценки КСП различных экономических объектов имеет как общую принципиальную основу, так и определенные конкретные различия, вытекающие из экономических и функциональных особенностей измеряемых объектов.
Конкурентоспособность отдельной отрасли и отраслевого комплекса. Под отраслью понимают качественно сравнительно однородную группу хозяйственных единиц, которые характеризуются особыми условиями производства и единством назначения производимой продукции, характером потребляемых сырья и материалов, технической базой производства, особенностями технологических процессов и профессиональным составом кадров.
Несмотря на то, что каждая отрасль имеет свою специфику, отличающую ее от всех других, существуют общие методологические подходы к анализу КСП отрасли. Поскольку при таком подходе происходит абстрагирование от специфических черт и характеристик каждой конкретной отрасли, то данный подход к оценке КСП включает общие факторы и показатели, присущие такой категории, как отрасль в целом. Естественно, что в первую очередь это вытекает из уже упомянутых выше черт, присущих той или иной конкретной отрасли. К такому подходу относится необходимость учета интегрального характера КСП любой отрасли, включающей перечень наиболее общих показателей, представляющих возможность в их совокупности оценить КСП любой конкретной отрасли, несмотря на наличие у них специфических черт. Это делает возможным сравнение КСП не только аналогичных, но и принципиально различающихся отраслей. Причем, это может быть сравнение как КСП отраслей одного отраслевого комплекса, так и отраслей различных отраслевых комплексов (в последнем случае подход к оценке КСП отличается наибольшей обобщенностью и абстрагированностью).
Подход к оценке КСП отраслей с учетом их особенностей, включающий значительное число показателей, характерных для отдельных отраслей (а точнее, для отдельных отраслевых комплексов), также возможен. Данную возможность поотраслевого сравнения предоставляет анализ КСП отраслей национального хозяйства в сравнении с КСП отраслей других стран.
Методологические подходы к определению КСП отраслевых комплексов малоотличаемы от таковых, используемых при установлении уровня КСП первичных отраслей. Вместе с тем имеются и существенные различия между подходами, обусловленными экономическими и иными различиями между понятиями «отрасль» и «отраслевой комплекс» (или «комплекс отраслей»). Эти отличия состоят в следующем:
— тот или иной комплекс отраслей национальной промышленно-_ более широкое понятие, чем любая отрасль, входящая в этот комплекс;
— производственный профиль комплекса отраслей не просто существенно шире и разнообразнее, чем отдельной отрасли, но и качественно и функционально разнороднее;
— отрасль, если брать ее профильную продукцию, выпускает набор (широкий или узкий в зависимости от ее особенностей) изделий, близких по своему назначению и технологии изготовления, серийности, масштабам производства и т.д.;
— в силу существенных различий в поведении спроса на те или иные виды товаров, динамика развития отдельных отраслей комплекса может быть не просто различной, но и прямо противоположной: повышательной — у одних и понижательной — у других;
— комплекс включает не только определенное число уже сформировавшихся отраслей, отрасли, находящиеся в процессе формирования, но и отдельные производства и предприятия, обслуживающие интересы отраслевого комплекса в целом и не входящие в состав какой-либо отрасли;
— любая, даже высоко конкурентоспособная отрасль может иметь определенное число недостаточно конкурентоспособных предприятий;
равным образом в конкурентоспособный отраслевой комплекс могут входить отдельные отрасли и производства, не обладающие требуемой КСП. Это чисто внешнее сходство содержит качественное различие в отсутствии КСП в том или ином случае;
— следует учитывать и существенные различия между инфраструктурами, обслуживающими отрасль (например, автомобилестроение) и комплекс отраслей (машиностроение в целом); масштабы, направления, качественные характеристики обслуживающей деятельности инфраструктуры.
Конкурентоспособность отдельной отрасли, а тем более комплекса отраслей, оказывает вполне ощутимое воздействие на конкурентоспособность экономики страны в целом. Наличие большого числа национальных конкурентоспособных отраслей позволяет занимать стране прочные позиции на мировых рынках.
Конкурентоспособность предприятия. Методология оценки КСП предприятия во многом, если не в решающей степени, связана состоянием данного объекта, и в первую очередь с тем, что предприятие является главным экономическим объектом, действующим на внутреннем и внешнем рынках. КСП предприятия включает:
— способность производить конкурентоспособную продукцию-
— умение разрабатывать стратегию, направленную на поддержание высокого уровня конкурентоспособности;
— наличие четкого организационно-управленческого механизма-
— ориентацию в своей деятельности на рынок и систематическую работу с потребителями;
— наличие конкурентной стратегии и тактики действий по отношению к конкурентам;
— высокую профессиональную подготовленность персонала;
— умение ориентироваться во внутренней среде, включающей всю совокупность государственных законодательных актов и т.п.
С данными особенностями предприятия связаны и основные отличия данного объекта анализа, которые заключаются в следующем:
предприятие—это наиболее узкое понятие в сравнении с отраслью, не говоря об отраслевом комплексе;
предприятие выпускает сравнительно ограниченный ассортимент продукции, однако узкая специализация предприятия (в сравнении с отраслью) создает некоторые сложности сравнительного характера при подходе к предприятиям, выпускающим различную продукцию и особенно принадлежащим к различным отраслям промышленности. И хотя, как правило, необходимость сравнивать КСП предприятий различных отраслей промышленности возникает крайне редко, разработка универсального подхода, учитывающего указанные сложности, необходима. Вместе с тем в рамках отрасли преобладают предприятия, выпускающие более или менее сходную по технологическим характеристикам и назначению продукцию, использующие одну технологию, обладающие приблизительно одинаковыми масштабами производства, что позволяет более точно оценивать КСП таких предприятий путем использования дополнительных специфических характеристик (например, присущих отрасли, к которой принадлежат предприятия);
несмотря на то, что в рамках одной отрасли могут находиться высоко конкурентоспособные предприятия и совсем не конкурентоспособные, можно отметить тот факт, что чаще уровень КСП предприятий, находящихся в одинаковых условиях и выпускающих однотипную продукцию, отличается незначительно (как уже отмечалось — в отрасли совершенно иная ситуация). В то же время этого нельзя сказать о предприятиях (даже одной отрасли), специализирующихся на производстве продукции различного назначения;
помимо внешних факторов, влияющих на КСП предприятий, входящих в отрасль, на нее воздействует и значительное число внутренних факторов, что зачастую приводит к необходимости значительно изменять КСП. Данное обстоятельство приводит к необходимости значительно изменять систему факторов, оценивающих КСП отдельного предприятия ( в отличии от подхода к оценке КСП отрасли и комплекса отраслей, когда система факторов не претерпевает коренных изменений).
Конкурентоспособность товара. Товар в качестве анализируемого объекта при определении конкурентоспособности обладает значительными отличиями от уже рассмотренных объектов, таких, как предприятия или отрасль. Данный факт приводит, соответственно, и к отличиям в методологических подходах к анализу КСП отдельного товара, от, к примеру, предприятия.
Конкурентоспособность товара — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении в аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность товаров определяется по сравнению с товарами одной группы качества и цены. Товар будет являться лучшим мировым образцом в том случае, если он выдерживает конкуренцию на любых рынках. Основные характеристики, раскрывающие КСП товара:
— качество и потребительская ценность товара, т. е. степень и диапазон удовлетворяемых им потребностей;
— стоимость товара;
— цена потребления товара;
— качество технического обслуживания и т. д. Соответственно, при подходе к анализу КСП товаров необходимо учитывать именно эти факторы данного объекта. Кроме того, в связи со специфичностью данного объекта анализа КСП товар является, пожалуй, единственным объектом, относительно которого разработаны более или менее четкие методы количественного измерения его КСП, позволяющие управлять уровнем КСП анализируемого объекта. Для измерения КСП отдельно взятого товара необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного товара и объектов-конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.
- Международный маркетинг
- Перцовский Наум Ильич, Спиридонов Иван Александрович, Карпова Светлана Васильевна
- Оглавление
- Глава 1.
- Контрольные вопросы к § 1.1
- 1.2. Основные способы выхода фирмы на внешний рынок и стратегии международного маркетинга
- Контрольные вопросы к § 1.2
- Глава 2. Современная среда международного маркетинга
- 2.1 Правовая, политическая и экономическая среда международного маркетинга
- 2.2. Социокультурная среда международного маркетинга
- Содержание и порядок проведения межкультурного анализа поведения потребителей
- 2.3. Информационно-технологическая среда международного маркетинга
- Раздел II Международная конкуренция как основной фактор возникновения и развития международного маркетинга.
- Детерминанты конкурентного преимущества страны
- Понятие конкурентоспособности (ксп)
- Основные свойства конкурентоспособности
- Изменения в условиях и факторах воздействия на конкурентоспособность в 80—90-е годы
- 3.2. Методические подходы
- К анализу конкурентоспособности
- Экономических объектов различного уровня
- (Отдельных отраслей, предприятий, товаров)
- 3.3. Основные направления повышения международной конкурентоспособности экономики россии
- О государственном содействии повышению конкурентоспособности российских экспортеров
- Глава 4 международная конкурентоспособность предприятий (фирм)
- 4.1. Стратегические цели и средства повышения международной конкурентоспособности
- Российских предприятий (фирм)
- 4.2. Формирование системы показателей по определению конкурентоспособности предприятий (фирм)
- 1. Условия корректной оценки конкурентоспособности предприятия
- 2. Аналитическая оценка состояния конкурентной среды предприятия
- 3. Уровень инновационной активности предприятия
- 4. Состояние элементов производственного потенциала предприятия
- 5. Показатели конкурентоспособности выпускаемых товаров
- 4.3. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий
- Глава 5. Конкурентный товар — основа успешного внедрения продукции на мировой рынок
- 5.1. Параметры и основные этапы оценки конкурентоспособности товара
- 5.2. Методология оценки и основные методы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке
- Раздел III. Характеристика современной международной маркетинговой деятельности Глава 6. Международная маркетинговая информация и исследования
- 6.1. Система сбора международной маркетинговой информации
- Контрольные вопросы к § 6.1
- 6.2. Особенности проведения международных маркетинговых исследований
- I этап. Определение проблемы и формулирование цели международного маркетингового исследования
- IV этап. Представление и использование полученных результатов
- 6.3. Сегментирование целевых зарубежных рынков и позиционирование товаров
- Отбор целевых сегментов зарубежных рынков
- Глава 7. Международный комплекс маркетинга
- 7.1. Товарная политика предприятия на зарубежных рынках
- 7.2. Международная политика цен на товары и услуги
- 7.3. Методы распространения товаров и услуг на внешнем рынке
- 7.4. Продвижение товаров и услуг на зарубежные целевые рынки
- Международная реклама и пропаганда
- Пропаганда (publicity)
- Прямой маркетинг (direct marketing)
- Установление связей с общественностью (public relations)
- Литература