9.3. Усложненные задачи транспортного типа
Нами рассмотрена классическая транспортная задача, на которой показано, как используется метод потенциалов для нахождения оптимального плана. В экономике предприятия такие задачи встречаются крайне редко. Обычно при составлении экономико - математической модели задачи транспортного типа приходится вводить целый ряд дополнительных ограничений, а затем пользоваться методом потенциалов.
Ряд экономических задач легко сводимы к транспортной задаче. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации в экономике предприятия.
1 Отдельные поставки от определенных поставщиков некоторым потребителям должны быть исключены (из-за отсутствия необходимых условий хранения, чрезмерной перегрузки коммуникаций и т д ) Это ограничение требует, чтобы в матрице перевозок, содержащей оптимальный план, определенные клетки оставались свободными. Последнее достигается искусственным завышением затрат на перевозки в клетках, перевозки через которые следует запретить При этом производят завышение величины до таких значений, которые будут заведомо больше всех и с которыми их придется сравнивать в процессе решения задачи.
-
На предприятии необходимо определить минимальные суммарные затраты на производство и транспортировку продукции. С подобной задачей сталкиваются при решении вопросов, связанных с оптимальным размещением производственных объектов. Здесь может оказаться экономически более выгодным доставлять сырье из более отдаленных пунктов, но зато при меньшей его себестоимости В таких задачах за критерий оптимальности принимают сумму затрат на производство и транспортировку продукции.
-
Ряд транспортных маршрутов, по которым необходимо доставить грузы имеют ограничения по пропускной способности. Если например, по маршруту можно провести не более q единиц груза то Bj -й столбец матрицы разбивается на два столбца – Вj'- и Вj" В первом столбце спрос принимается равным разности между действительным спросом и ограничением : , во втором - равным ограничению q, т. е. . Затраты в обоих столбцах одинаковы и равны данным, но в первом столбце , в клетке соответствующей ограничению i, вместо истинного тарифа ставится искусственно завышенный тариф М (клетка блокируется) Затем задача решается обычным способом.
-
Поставки по определенным маршрутам обязательны и должны войти в оптимальный план независимо от того, выгодно это или нет В этом случае уменьшают запас груза у поставщиков и спрос потребителей и решают задачу относительно тех поставок, которые необязательны. Полученное решение корректируют с учетом обязательных поставок.
-
Экономическая задача не является транспортной, но в математическом отношении подобна транспортной, так как описывается аналогичной моделью, например распределение производства изделий между предприятиями, оптимальное закрепление механизмов по определенным видам работы.
2. Необходимо максимизировать целевую функцию задачи транспортного типа. В этой ситуации при составлении опорного плана в первую очередь стараются заполнить клетки с наиболее высокими значениями показателей . Выбор клетки, подлежащей заполнению при переходе от одного допустимого плана к другому, должен производиться не по минимальной отрицательной разнице , а по максимальной положительной разнице . Оптимальным будет план, которому в последней таблице сопутствуют свободные клетки с неположительными элементами: все разности .
3. Необходимо в одно время распределить груз различного рода по потребителям. Задачи данного типа называются многопродуктовыми транспортными задачами. В этих задачах поставщики т родов грузов разбиваются на т условных поставщиков, а потребители п родов грузов разбиваются на п условных потребителей. С учетом этой разбивки составляют полную транспортную таблицу. При этом заметим, что некоторые маршруты AiBj должны быть блокированы (закрыты), поскольку в данной постановке задачи грузы разного рода не могут заменять друг друга. Этим маршрутам AiBj должна соответствовать очень высокая стоимость перевозки. Многопродуктовую задачу не всегда обязательно описывать одной моделью. Например, если поставки грузов различного рода независимы, то задачу можно представить в виде комплекса транспортных задач по каждому роду груза. Однако если между грузами различного рода существует связь {например, одни из грузов можно заменить другими), то в общем случае исходную модель (задачу) не удается разбить на комплекс простых транспортных задач.
Рассмотрим примеры задач транспортного типа.
Пример 9.1. Одно фермерское хозяйство (А1) имеет продовольственное зерно двух видов: 3 тыс. т — III класса и 4 тыс. т — IV класса. Второе фермерское хозяйство (А2) также имеет зерно двух классов: 5 тыс. т — III класса и 2 тыс. т — IV класса. Зерно должно быть вывезено на два элеватора: на первый элеватор (5,) необходимо поставить 2 тыс. т пшеницы III класса, 3 тыс. т пшеницы IV класса и остальные 2 тыс. т пшеницы любого класса.
Аналогично второй элеватор (В2) должен получить 8,25 тыс. т, из них пшеницы — 1 тыс. т III класса и I, 5 тыс. т IV класса.
Стоимость перевозки в д. е. 1т зерна составляет: из пункта А1 в пункты В1--и В2 — 1 и 1,5 соответственно; из пункта А2 в пункты В1 и В2 — 2 и 1 д. е. соответственно.
Составить оптимальный план перевозок.
Решение
Каждого поставщика условно разбиваем на две части согласно двум видам зерна (), аналогично потребителей разбиваем на три части (пшеница III класса, IV класса и любой класс): , а также . Потребности превышают запасы, поэтому вводим фиктивного поставщика А3. Часть клеток в таблице запираем большими числами М; например, в клетке (I; 2) стоит большое число. Это значит, что поставщик не может удовлетворить потребителя пшеницей IV класса за счет имеющейся пшеницы III класса.
С учетом сделанных замечаний составим первую таблицу (табл. 9.6).
Таблица 9.6
- 8.2. Построение экономико-математических моделей задач линейного программирования
- 8.3. Графическое решение задачи линейного программирования
- 8.4. Анализ моделей на чувствительность
- 8.5. Симплекс – метод. Общая идея симплекс – метода
- 8.6. Методы нахождения опорного решения задачи линейного программирования
- 8.7. Экономическая интерпретация решения задачи линейного программирования
- 8.8. Двойственные задачи линейного программирования. Взаимодвойственные задачи
- 8.9. Экономико-математический анализ полученных оптимальных решений
- Итоговая таблица
- Задачи Построить математическую модель задачи линейного программирования (8.1 — 8.30).
- Решите задачи линейного программирования (8.31 — 8.60) графическим методом, проведите анализ на чувствительность.
- Задачи линейного программирования (8.61 – 8.90) решите симплекс-методом и проведите анализ моделей на чувствительность, сформулируйте двойственную задачу к исходной и решите её.
- 9. Транспортные задачи линейного программирования
- 9.1. Постановка задачи
- Исходные данные
- 9.2. Алгоритм метода потенциалов
- Исходные данные
- Начальный план перевозок
- Оптимальный план перевозок
- 9.3. Усложненные задачи транспортного типа
- Исходные данные
- Оптимальное решение
- Исходные данные
- Исходные данные
- Оптимальное решение
- 10. Математическое моделирование управления рынком
- 10.1. Общий подход к разработке аналитической математической модели управления рынком
- 10.2. Содержательная характеристика особенностей модели сэо
- 10. 3. Методы обоснования модели сэо
- 10.4. Основные компоненты модели
- 1.Оценивание требует:
- 2.Оценивание предполагает:
- 3.Оценивание позволяет:
- 11. Основы математического моделирования управления рынком (На примере управления рынком труда)
- 11.1 Механизмы регулирования занятости: понятие, теории и уровни его регулирования
- 11.2. О диалектических связях в развитии рынка труда и занятости сэо
- 11.3 Общий подход к формированию системы рынка труда и занятости населения
- 12. Алгоритмическое обеспечения управления системой рынка труда и занятости населения
- 12.1 Обоснование методологических основ деятельности администрации
- 12.2 Алгоритмическое обеспечение управления системой рынка труда и занятости
- 1.Оценивание требует:
- 2.Оценивание предполагает:
- 3.Оценивание позволяет:
- 12.3 Разработка алгоритма реализации модели поставки ресурсов на рынок труда в условиях воздействия разнородных факторов
- 12.4 Разработка алгоритма реализации комплексной модели информационно-управляющей системы рынка труда и занятости населения
- Приложение 1
- Приложение 2
- Литература
- Содержание
- В.Г. Бурлов математические методы моделирования в экономике