3. Формирование товарной политики
Товарная политика занимает одно из ключевых мест в стратегии предприятия (фирмы) и изучает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла.
Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах от составления концепции нового товара и проверки этого замысла до его позиционирования, конструирования, производства, установления уровня цены, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания. Поэтому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех перечисленных этапах, причем их объектом является не сам товар как таковой, в отрыве от конкретных рынков и конкретных потребителей, а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответная реакция на разнообразные мероприятия на каждом этапе продвижения товара от производителя к потребителю.
Предприятие или фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель производить такие товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить потребителя, т.е. товары, которые окажутся приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке и будут обладать высокой конкурентоспособностью и высоким качеством.
Потребительский эффект зависит не только от основных, но и от дополнительных свойств изделий. Основные свойства товара определяются целью, для которой он создан, а дополнительные - отношением потребителя к изделию. Например, основное назначение бытовых осветительных приборов - хорошо освещать помещение или рабочее место, а дополнительное - служить украшением интерьера. При наборе же соответствующих ламп (кварцевые) осветительный прибор может уменьшить бактерицидность помещения или поможет получить эффект загара.
Функциональность изделия определяется его техническими и технологическими характеристиками (надежность эксплуатации, долговечность, доступность ремонта), а также предполагает удобство в использовании, высокий эстетический уровень. Хотя технико-технологические показатели очень важны (это главные составляющие потребительских свойств), не только они определяют окончательное отношение покупателя к товару. Трактор может быть практичен и долговечен, но если он неудобен, то проиграет на рынке той модели, которая сконструирована с учетом требований эргономики эстетики, дизайна.
Прежде чем разработать или определить товарную стратегию фирмы, необходимо остановиться на принципиальных положениях рассматриваемой проблемы. Любая фирма является элементом производственной системы.
Возникновение производственной системы обусловлено формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению покупательского спроса. А это достижимо при рациональном выборе стратегических позиций производственной системы посредством определения зон хозяйствования (функционирования), представляющих собой отдельный сегмент рынка, в котором фирма может наиболее эффективно обеспечить себе конкурентное преимущество.
Выбор зоны хозяйствования связан с назначением производственной системы. Если производственная система обслуживает рынок средств производства, то в качестве зоны хозяйствования выступают различные отрасли народного хозяйства или группы предприятий отдельных отраслей производства. В случае обслуживания рынка потребительских товаров и услуг в качестве "зоны" выступают либо отдельные сегменты рынка товаров народного потребления, либо различные сочетания этих сегментов.
Выбор "зоны" осуществляется по ряду параметров, совокупность и анализ которых представлен на схеме 17:
- перспективы роста;
- перспективы рентабельности;
- ожидаемый уровень нестабильности;
- главные факторы успешной конкуренции в будущем.
После определения зон хозяйствования необходимо конкретизировать товарную политику в рамках каждой зоны. Этот процесс осуществляется в два этапа. Первый из них предполагает выбор альтернативы товарной политики. Второй - реализацию выбранной альтернативы в форме перспективного товарного ассортимента.
Можно выделить четыре основных альтернативы товарной стратегии:
- недифференцированный маркетинг;
- концентрированный маркетинг;
- сегментация (позиционирование) товара;
- дифференциация товара.
Схема 17
Недифференцированный маркетинг предполагает выпуск стандартизованной однородной номенклатуры товаров, реализуемых однотипно на всех рынках.
Концентрированный маркетинг - это выпуск стандартизованной продукции, но только для одного сегмента рынка.
Сегментация товара предполагает выпуск различной номенклатуры товаров, имеющей разнонаправленный характер, т.е. каждый товар направлен на удовлетворение отдельных потребностей соответствующего сегмента рынка со своими условиями конъюнктуры.
Дифференциация товара предполагает изготовление в основном одного товара для всех рынков, но с небольшими изменениями, в том числе в организации сбыта.
Выбор предпочтительной альтернативы осуществляется на основе анализа взаимодействия возможностей рынка, задач фирмы и ее ресурсов (рис. 63).
С е к т ор A – задача компании и условия рынка совпадают;
С е к т о р B - возможно и ресурсы совпадают;
С е к т о р C - задачи и ресурсы совпадают;
С е к т о р D - все факторы совпадают.
Рис.63. Взаимодействие возможностей рынка задачи и ресурсов компании
Тем не менее главным ориентиром при формировании товарной стратегии является (при всей значимости остальных категорий) достижение конкурентного преимущества фирмы в долговременной перспективе.
Выбрав ту или иную альтернативу товарной стратегии, фирма должна "наполнить" ее конкретным содержанием - соответствующим товаром или товарным ассортиментом, т.е. группой товаров, тесно связанных между собой хотя бы по одному из признаков: совместное применение, общий сегмент рынка, общий канал распределения, сходный диапазон цен.
Товарный ассортимент представляет собой динамичный набор номенклатурных позиций (моделей, марок) продукции, пользующихся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающих выживаемость предприятия в длительной перспективе. Порядок формирования ассортимента представлен на схеме 18.
С точки зрения предпочтений товара важен тот, который в течение длительного периода обеспечивает превышение прибыли над финансовыми потребностями с целью поддержания конкурентоспособности фирмы. Немаловажную роль в оценке товарной стратегии фирмы отводится рейтингу товара.
Схема 18
Под рейтингом продукции понимают место, занимаемое той или иной номенклатурной позицией в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.
Для выработки и проведения эффективной товарной политики предварительно проводится анализ всех характеристик товара: надежность, удобство пользования, функциональные возможности, долговечность, удобство обслуживания, эстетика, гарантии, инструкции, упаковка и т.д.
Другой важный момент - ориентация на сегментированную группу потребителей. Без четкой ориентации на узкую, заранее выявленную целевую группу потенциальных потребителей не может быть успеха в рыночной экономике. Это будет актуально для наших предприятий, как только рынок получит достаточно четкий импульс к самоорганизации и стабильности.
Любая товарная политика строится на концепции жизненного цикла товара (ЖЦТ).
Каждый предложенный на рынке товар имеет свой определенный цикл жизни, или период, в течение которого он находит своих покупателей.
Различают этапы жизненного цикла товара (его продажи на рынке). Каждому этапу соответствуют свои тактика и стратегия. В зависимости от этапа жизненного цикла субъекты рынка получают разную прибыль.
Период жизненного цикла зависит от многих факторов. При удачном продвижении товара, дифференцировании его цены (в зависимости от этапа жизненного цикла) можно воздействовать и на сам жизненный цикл - удлинять или сокращать его.
Графическое изображение цикла жизни товара имеет вид S-образной кривой с четырьмя (пятью) этапами.
Первый этап - период введения товара на рынок. Спрос возрастает медленно, и требуется побудительная маркетинговая тактика - активная реклама.
Второй этап - быстрый рост объемов продажи.
Третий этап - период зрелости продукта. Здесь уровень продажи все еще возрастает, но он уже заметно ниже, чем на втором этапе.
На четвертом и пятом этапах спрос медленно, затем резко падает.
Таким образом, каждый этап жизненного цикла товара является переменной, определяющей товарную стратегию на целевом рынке.
Форма кривой ЖЦТ, продолжительность этапов зависят от свойств товара, в частности, новых свойств, которые выгодно отличают его от аналогичных изделий. Важно и соответствие свойств товара запросам потребителей.
ЖЦТ зависит и от числа товаров-заменителей, их конкурентоспособности. Форма кривой определяется и затратами на производство единицы товара. Например, производство современной электронной техники сегодня интенсивно растет, а удельные затраты (стоимость единицы продукции) уменьшаются в результате освоения новейших производственных технологий.
На начальной стадии внедрения товара на рынок фирма может использовать стратегию низких цен, если она поставила перед собой цель проникнуть на рынок и завоевать его большую долю или стратегию высоких цен, с тем, чтобы в короткий период получить как можно большую массу прибыли. Стадия внедрения отличается отсутствием прибыли от реализации товара, существенными издержками производства и маркетинговыми расходами.
После выхода на рынок продажа товара начинает увеличиваться. При существовании устойчивого спроса фирма может получить наибольшую выручку. Стадия роста характеризуется быстрым увеличением спроса на товар, резким ростом объема продаж и прибыли. Расходы на рекламную деятельность стабилизируются.
Этап зрелости наступает тогда, когда конкуренция заставляет производителя продавать товар на более широком секторе рынка. Это приводит к падению темпов роста продаж, замедлению роста прибыли, увеличению затрат на маркетинговые операции.
Стадия насыщения наступает при снижении роста продаж, стабилизации объема прибыли.
Последняя стадия жизненного цикла наступит тогда, когда продажи товара начинают падать в результате того, что он вытесняется с рынка или товарами-субсидами или новыми, более совершенными товарами (наличие высокой эластичности спроса и уменьшение затрат на единицу продукции позволяют фирме добиться результатов при использовании политики низких цен). Стадия спада характеризуется резким снижением объемов продаж и прибыли.
Описанная схема жизненного цикла товара - не догма, так как рынок неоднороден и специфичен.
- Оглавление
- Глава 13. Национальная экономика и экономический рост 406
- 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
- 1) Хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. Д.);
- 3. Главные направления современной экономической мысли
- 1) Неоклассическое;
- 2) Кейнсианское;
- 3) Институционально-социологическое.
- 1) Специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;
- 2) Науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
- 3) Цикл учебных дисциплин в вузах сша и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
- Основные понятия и термины
- 2. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой
- 3. Методология экономической теории
- 1) Субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
- 2) Неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
- 3) Рационалистический;
- 4) Диалектико-материалистический.
- 1) Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
- 1) Физиологические (в еде, питье, сне и т.Д.);
- Основные понятия и термины
- 2. Формы и модели общественного хозяйства
- 1) Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства;
- 2) Частная собственность на средства производства и продукты труда; 3) личный труд собственника средств производства;
- 4) Удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда;
- 5) Осуществление экономической связи между людьми через рынок, то есть ее общественный характер.
- 1) Превращение массы производителей в свободных, но лишенных всяких средств производства - процесс, означающий появление на рынке нового товара - рабочей силы;
- 2) Сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
- 3. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе
- Общие моменты любой экономической системы
- 1) Первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
- 2) Вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
- 3) Коммунистическая общественная формация.
- 1) Замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена;
- 2) Городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен и блага переходят непосредственно из производящего хозяйства в потребляющее;
- 3) Народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.
- 1) По форме собственности на средства производства;
- 2) По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
- Основные понятия и термины
- Глава 4. Рынок: содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура
- 2.Сущность рынка как экономической категории и самостоятельной подсистемы в национальной экономике. Функции рынка
- 3.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике
- 4.Система, структура и инфраструктура рынка
- 5.Биржи и их роль в рыночной экономике
- Основные понятия и термины
- 2. Предложение
- 3. Равновесие рынка. Условия равновесия
- 4. Конкуренция: понятие, виды, политика
- Основные понятия и термины
- 2. Полиморфизм собственности в рыночной экономике
- Государственная собственность
- Частная собственность
- Коллективная (групповая) собственность
- 3. Разгосударствление и приватизация: пути и формы, опыт зарубежных стран
- Три аспекта приватизации
- Основные понятия и термины
- 2. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение
- 3. Деньги как развитая категория рыночных отношений. Функции денег как система
- Деньги как средство обращения
- Деньги как средство платежа
- 4. Эволюция денег
- Основные понятия и термины
- Глава 8. Субъекты рыночной экономики
- 2. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства
- 3. Потребители и их поведение в рыночной экономике
- 4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
- 5. Государство и его рольв системе рыночного хозяйства
- Основные понятия и термины
- Глава 9. Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике
- 2. Система функций семьи
- 3. Семейный бюджет
- Основные понятия и термины
- 2. Понятие и виды экономического риска
- 3. Управление риском
- Основные понятия и термины
- 2. Зависимость роста производства от использования факторов производства
- 3. Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность
- 4. Издержки производства
- 5. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов
- Основные понятия и термины
- 12. Распределение: функциональное и индивидуальное
- 2. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 3. Индивидуальное распределение. Перераспределение доходов
- Основные понятия и термины
- Модель экономического оборота
- Типы воспроизводства
- 2. Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- Основные различия кейнсианского и классического подхода
- Макроэкономические модели
- 3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.Экономический рост и циклическое развитие
- Описание цикла
- Основные понятия и термины
- Глава 14. Совокупный спрос и совокупное прдложение. Функция потребления и сбережения, инвестиций. Макроэкономическое равновесие
- 2. Совокупное предложение
- 3. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор
- Средняя и предельная склонность экономики к сбережению и потреблению
- Мультипликатор. Эффект мультипликации
- 4. Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- Влияние факторов, не связанных со ставкой процента, на кривую инвестиционного спроса
- Модель акселератора
- Нестабильность инвестиций
- 5. Макроэкономическое равновесие
- Равновесие фирмы
- 1. Ситуация нескоординированной олигополии
- Равновесие национальной экономики
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Основные понятия и термины
- 2. Потребительский рынок и его проблемы
- 3. Формирование товарной политики
- Основные понятия и термины
- Модели рынков труда промышленно развитых стран мира Японская модель
- Модель сша
- Шведская модель
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- Особенности рынка труда в Узбекистане
- 4. Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая филлипса
- 5. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель узбекистана)
- Понятие социальной защиты. Социальная защита населения в Узбекистане
- 2. Единые пособия семьям с детьми до 16 лет.
- Основные понятия и термины
- Глава 17. Макроэкономическая нестабильность и инфляция
- 2. Виды инфляции и механизм их действия
- Открытая и подавленная инфляция
- 3. Социально-экономические последствия инфляции
- 4. Варианты антиинфляционной политики
- Основные понятия и термины
- История денежной единицы России
- 2. Денежная масса. Предложение и спрос на денеги
- 3. Теоретические модели спроса на деньги Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- 4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- Основные понятия и термины
- 2. Основы кредитно-денежного регулирования
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:
- Косвенные инструменты
- 3. Сущность резервных требований
- 4. Операции на открытом рынке
- Операции Центрального банка Узбекистана на открытом рынке
- Широкие категории операций на открытом рынке
- Операции с иностранной валютой
- 5. Роль центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики
- Балансовый отчет типового Центрального банка
- Влияние денежно-кредитной политики на макроэкономическую ситуацию
- Воздействие денежно-кредитной политики на процессы в финансовом секторе
- Исполнение государственного бюджета Республики Узбекистан в 1995 г.
- Основные понятия и термины
- 2. Инструменты рынка ценных бумаг
- 3. Организация, обращение и регулирование рынка ценных бумаг
- Организация рынка ценных бумаг
- Обращение ценных бумаг
- Регулирование рынка ценных бумаг
- Механизмы регулирования рынка ценных бумаг
- Обеспечение рынка ценных бумаг
- Основные понятия и термины
- 2. Финансовая система и ее субъекты
- 3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- Основные понятия и термины
- 2. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 3.Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Доходы государственного сектора
- Расходы государственного сектора
- Дефицит государственного сектора
- Методы финансирования бюджетного дефицита
- 4. Анализ бюджетной политики узбекистана
- Основные понятия и термины
- Формы кредита
- 2. Структура банковской системы
- 3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике
- 4. Денежная политика: цели и инструменты
- Основные понятия и термины
- Глава 24. Финансово-кредитная политика в рыночной экономике
- 2. Инструменты и типы финансово-кредитной политики
- 3. Современное состояние финансово- кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в узбекистане
- Структура капитальных вложений по источникам финансирования (в% к итогу)
- Основные понятия и термины
- 2. Принципы налоговой политики и функции налогов
- 3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики
- 4. Виды и инструменты фискальной политики
- Основные понятия и термины
- 2. Основные понятия и принципы прогнозирования комплексного развития региона или административного района
- Основные понятия и термины
- 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
- 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
- Основные понятия и термины
- 2. Проблемы эффективности международного разделения труда и его модели (теории)
- Основные понятия и термины
- Глава 29. Международная торговля и мировой рынок
- 2. Внешнеторговый мультипликатор
- 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика узбекистана
- Динамика товарной структуры экспорта и импорта в 1996-1997 гг.
- Товарная структура эспорта и импорта в 1997 г. В процентах
- Основные понятия и термины
- 2. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения
- 3. Экономические основы решения экологического кризиса. Мирное освоение космоса и мирового океана
- 4. Решение проблемы обеспеченности энергией и сырьем - важнейший фактор развития мировой цивилизации
- 5. Продовольственное обеспечение населения - непременное условие выживания
- 6. Демографические процессы и проблемы рынка труда
- Основные понятия и термины