logo
Вся эктеория

3. Сущность резервных требований

Резервные требования представляют процентную долю обязательств (или их производной), которую коммерческие банки обязаны хранить в качестве резервов в Центральном банке. Увеличение резервных требований вынуждает коммерческие банки держать в Центральном банке большие остатки средств. Исторически последние рассматривались центральными банками в качестве пруденциальных (экономических) инструментов, обеспечивающих достаточную ликвидность банков на случай снятия депозитов, а не в качестве инструментов денежно-кредитной политики. Однако значение обязательных резервов как пруденциального инструмента уменьшилось по меньшей мере в наиболее развитых странах, потому что:

1) стремление уменьшить элемент принуждения, заложенный в резервных требованиях, в целом привел к снижению их уровней до такой точки, на которой они не могут являться важным буфером ликвидности;

2) с развитием финансовых рынков диапазон других ликвидных активов, доступных коммерческим банкам, значительно вырос, включая активы, которые Центральный банк может быть заинтересован переучесть или принять в качестве залога.

Помимо своего значения как инструмента денежно-кредитной политики резервные требования, если по ним не выплачиваются проценты или выплачиваются проценты ниже рыночных, являются источником дохода для Центрального банка. Банки вынуждены кредитовать по процентным ставкам ниже рыночных Центральный банк, который, в свою очередь, может инвестировать поступления под рыночный процент. Для многих центральных банков потенциальная потеря дохода является важной причиной, объясняющей, почему они предпочитают сохранять систему резервных требований без начисления процентов.

В области денежно-кредитной политики резервные требования выполняют две наиболее важные задачи:

1) управление денежными средствами (краткосрочное), направленное на недопущение излишней нестабильности рыночных процентных ставок на ежедневной основе;

2) осуществление денежно-кредитной политики (долгосрочное) в качестве инструмента воздействия на более продолжительной основе на уровень кредитных и депозитных процентных ставок и на количество кредитов и депозитов.

В некоторых странах, например, в США, Франции и Германии, банкам разрешено опускаться до нулевого уровня (но не ниже) в отдельные дни. В других, например, в Канаде и Мексике, требования еще более гибкие и позволяют усреднение вокруг нулевого уровня при условии, что любой негативный остаток полностью обеспечивается приемлемыми ценными бумагами. Однако в таких странах, как Италия, режим менее гибкий и позволяет банкам опуститься на несколько процентов ниже целевого показателя, но не более того. Страна, желающая ввести систему усреднения, может действовать в соответствии с последним подходом, постепенно увеличивая степень предоставляемой свободы, скажем, разрешая опускаться с 5% до 10% ниже установленного для каждого дня уровня и так далее и наблюдая, какое это оказывает влияние на то, как банки управляют своими резервами, и в целом на денежно-кредитные условия.

Банк должен обладать возможностью поддерживать фактические средние резервы на уровне, весьма близком к целевому показателю, в рамках системы усреднения при условии, что он обладает адекватными системами, позволяющими ему следить за уровнем ликвидности и управлять ею, и что диапазон свободы действий, предоставленный благодаря усреднению, превышает потребность банка в операционных резервах. Поэтому введение системы усреднения будет, как правило, сокращать потребность банковской системы в "свободных" (мера предосторожности) резервах в среднем до уровня, близкого к нулю, что означает инъекции ликвидности в экономику. Центральные банки должны это учитывать, если вводят усреднение резервных требований. Если денежно-кредитные условия должны оставаться без изменения, то введение системы усреднения должно сопровождаться мерами, направленными на нейтрализацию ликвидности, такими, как повышение уровня (либо более жесткое соблюдение) резервных требований либо операции по продаже на открытом рынке.

Если дополнительная гибкость, которую предоставляет банковской системе усреднение резервов, достаточна для покрытия ежедневных колебаний уровня резервов, то нестабильность процентных ставок в течение периода усреднения, вызванная краткосрочными или сезонными причинами, должна быть практически ликвидирована. Если дополнительная гибкость является недостаточной, возможно, потому, что сами резервные требования слишком низкие, или разрешено усреднение только в ограниченных пределах, или же потому что системой усреднения могут пользоваться не все банки, то упомянутая система должна помочь сократить нестабильность процентных ставок в рамках одного периода усреднения, вызванную сезонными факторами, но не ликвидирует ее.

Изменения уровня резервных требований, вне зависимости от того, выплачиваются по ним проценты или нет, могут использоваться для воздействия на объем свободных резервов банков и на краткосрочные процентные ставки. Предположим, например, что увеличение массы резервных денег вызвано увеличением расходов правительства, понижением поступлений от налогов или интервенциями Центрального банка по приобретению иностранной валюты. Это приведет к увеличению свободных резервов в Центральном банке и понижению краткосрочных процентных ставок на Денежных рынках. Процентные ставки и свободные резервы банков могут быть восстановлены до их начального уровня Центральным банком за счет повышения резервных требований и, таким образом, спроса банков на обязательные резервы. Аналогично резервные требования могут быть понижены вновь, когда расходы правительства сокращаются, растут поступления от налогов или в случае вывоза иностранной валюты из страны.

В принципе резервные требования также могут использоваться в целях долгосрочного денежно-кредитного регулирования благодаря воздействию на предложение денег в широком понимании. Повышение (сокращение) коэффициента резервных требований вне зависимости от того, начисляются по ним проценты или нет, увеличивают (сокращают), во-первых, спрос на обязательные резервы. В свою очередь это может сократить (увеличить) через денежный мультипликатор способность банков увеличивать кредитование и широкий показатель денежной массы. Если, но только в этом случае, по резервным требованиям выплачиваются проценты ниже рыночных (включая нулевую ставку), спрос на деньги в широком понимании и кредит также должен быть, по крайней мере, восприимчивее к данному изменению процентных ставок Центрального банка. Если на резервы начисляются проценты не в полном объеме, то это является налогообложением банков и/или их депонентов и заемщиков. Банки вынуждены выполнять резервные требования, по которым выплачиваются проценты ниже рыночных, в то время как вместо этого они могли инвестировать средства, например, в краткосрочные государственные ценные бумаги (например, казначейские векселя) или кредитовать своих клиентов. Банки часто пытаются передать бремя данного налога своим клиентам, повышая ставки кредитования или понижая депозитные ставки. Бремя данного налога возрастает по мере повышения уровня резервных требований и увеличения разницы между рыночной процентной ставкой и процентной ставкой по обязательным резервам. При прочих равных условиях более высокие резервные требования приведут к увеличению маржи между кредитными и депозитными процентными ставками, так что по меньшей мере часть налогового бремени будут нести заемщики и депоненты банка. Также, чем выше будет рост резервных требований, тем, в принципе, данный рост кредитных ставок Центрального банка должен больше сказываться на повышении кредитных ставок банков. Краткосрочные процентные ставки по другим финансовым активам также должны расти. В свою очередь это сократит спрос на кредитные и денежные ресурсы в экономике.

В разных странах степень применения инструментов кредитно-денежной политики и их комбинации различны. Эти различия обуславливаются уровнем развития денежных рынков и рынков капитала в конкретной экономике, вообще уровнем экономического развития страны. Так, в развитых странах инструменты денежной политики ограничиваются в основном такими косвенными методами воздействия, как операции на открытом рынке и учетные операции, которые почти не затрагивают свободу действий рыночных сил и конкуренцию в финансовом секторе экономики. Политика центральных банков в этих странах нацелена в основном на косвенное управление поведением кредитного рынка посредством изменения ликвидности банков и процентных ставок.

В условиях Узбекистана применяемые инструменты денежно-кредитного регулирования отличаются от тех, которые общеприняты в развитых странах. Эти отличия наложили отпечаток на монетарную политику ЦБУ.

Как уже было отмечено, ЦБУ вправе устанавливать минимальные нормы резервных требований, которые коммерческие банки обязаны держать на специальном счете в ЦБУ. Такие нормы устанавливаются исходя из размера, вида и срока вкладов, а также других обязательств банка. Причем, размеры обязательных резервов одинаковы для всех банков по каждой категории привлеченных средств и вкладов.

Этот инструмент используется преимущественно для регулирования размера ликвидных средств коммерческих банков. Через установление коэффициентов резервных требований ЦБУ воздействует на кредитный потенциал коммерческих банков, т. е. на их способность выдавать кредиты, что в свою очередь влияет на рост денежной массы и динамику внутренних цен. Как правило, в банковской практике изменение нормы обязательных требований происходит нечасто, так как считается, что этот инструмент прямо затрагивает ликвидность коммерческих банков и частое манипулирование им может привести к сильным колебаниям денежной массы и макроэкономической нестабильности. При неразвитости альтернативных инструментов денежно-кредитной политики резервные требования к обязательствам коммерческих банков оставались главным инструментом контроля ликвидности в экономике. В целях смягчения инфляционного давления перед введением национальной валюты в мае 1994 г. резервные требования были удвоены.

Установление норматива резервных требований к коммерческим банкам в условиях перехода Узбекистана к рыночным отношениям является одним из основных экономических инструментов реализации денежно-кредитной политики ЦБУ.

Таким образом, денежно-кредитная политика была направлена, с одной стороны, на подавление инфляционного витка, который тяжелым бременем ложился на население и подрывал производство, а с другой - на предотвращение значительного спада в экономике. Наряду с количественными ограничениями денежной массы и объема кредитования были предприняты необходимые меры по стимулированию деятельности коммерческих банков, направленные на кредитование производства продуктов питания, товаров народного потребления, расширение объемов платных услуг, а также на развитие базовых отраслей промышленности.

Помимо причин, связанных с общей тенденцией к финансовой либерализации, резервные требования стали реже использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики в силу ряда конкретных недостатков в области монетарного контроля.

Для того чтобы влиять на спрос на деньги в широком понимании, по резервным требованиям необходимо выплачивать проценты ниже рыночных. Но, как отмечалось выше, это является налогообложением банков. Поэтому существует прямое противоречие между эффективностью резервных требований в целях контроля за денежно-кредитной сферой и налогом на банковскую систему, который они вводят. Высокий налог, скорее всего, приведет к оттоку ресурсов из внутренней банковской системы. Банки будут стремиться держать большую часть своих депозитных обязательств в виде инструментов, на которые не распространяются резервные требования. Финансовая система может, в крайнем случае, уклониться от выполнения резервных требований, по которым выплачиваются проценты ниже рыночных, так же, как и от механизмов прямого контроля. Поэтому даже если высокие резервные требования повышают эффективность контроля над официальной мерой денежной массы, отток денежной массы скорее всего будет означать, что данная мера является не столь значимой. Это предполагает ослабление связи между целевым показателем денежной массы, с одной стороны, ценами и реальным производством - с другой.

Для долгосрочного денежно-кредитного регулирования, скажем, на ежемесячной основе, изменение резервных требований вне зависимости от того, выплачиваются по ним проценты или нет, является грубым инструментом регулирования ликвидности банковской системы. Распространено мнение, что часто или быстро менять резервные требования сложно. Изменение резервных требований даже на один процент будет являться грубой мерой по сравнению с тонкой настройкой, которая может быть осуществлена при помощи ООР.

В силу данных причин активное использование резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитной политики в большинстве развитых стран сократилось, и их теперь поддерживают на низких и стабильных уровнях. Например, в большинстве стран Европейского Союза роль резервных требований, определяемых методом усреднения, используется в основном в целях краткосрочного денежного регулирования, а не для долгосрочного монетарного контроля. Там, где усреднение не разрешено и изменение уровня резервных требований не используется в качестве активного инструмента (например, Соединенное Королевство и Финляндия), или там, где их уровень является слишком низким для того, чтобы поглощать воздействие ежедневных колебаний ликвидности рынка (например, Франция), резервные требования играют маленькую роль в области краткосрочного денежного регулирования. Вместо них используются рыночные инструменты в качестве основных в области денежно-кредитной политики.