logo
Вся эктеория

2. Потребительский рынок и его проблемы

Взаимосвязь между производством, спросом и предложением товаров народного потребления - самостоятельная, требующая специального исследования проблема, которая вызвана к жизни общей неудовлетворенностью отношениями промышленности и торговой сферы.

Повышение уровня удовлетворения спроса населения на товары народного потребления возможно лишь на основе обеспечения четкой и слаженной работы предприятий, занимающихся выпуском этих товаров, транспорта и торговли.

За годы независимости Узбекистаном достигнуты существенные результаты в реформировании экономики. В 1995 г. валовой внутренний продукт достиг почти 300 млрд. сум, что составило 98,8% к уровню 1994 г. В первом полугодии 1996 г. наметились позитивные изменения в реальных объемах ВВП, и его рост по отношению к соответствующему периоду 1995 г. составил 101,4%. Существенные изменения произошли в структуре произведенного ВВП - значительно возросла доля услуг. В структуре использования ВВП увеличились доля накоплений, при этом инвестиции в основной капитал в 1995 г. составили треть ВВП.

Объем платных услуг населению - это денежные расходы населения на услуги, оказанные ему предприятиями и организациями различных форм собственности и физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

В объеме платных услуг населению также учитываются средства, поступившие от предприятий и организаций в уплату за оказанные их работникам услуги. Платные услуги населению включают: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, услуги учреждений культуры, туристско-экскурсионные, медицинские, санаторно-оздоровительные, услуги правового характера, банковских учреждений и др.

Несмотря на постоянный рост выпуска непродовольственных товаров в Узбекистане уровень их потребления населением низок, положение на потребительском рынке остается напряженным, платежеспособный спрос населения не всегда удовлетворяется. Например, обеспеченность населения радиоприемными устройствами в расчете на 100 семей на 1 января 1993 г. составила 82 шт., телевизорами - 72, электропылесосами - 26, магнитофонами - 13, велосипедами и мопедами - 77. Практически сейчас каждая седьмая семья имеет автомобиль. Потребность же в новых товарах в 4-5 раз выше.

Реальным рычагом государственного воздействия на товарное пополнение потребительского рынка является импорт. Ведущими партнерами Узбекистана по импорту являются страны дальнего зарубежья с долей 71% (данные за 6 месяцев 1996 г.). Из них можно выделить Германию - 15'8%, Турцию - 13,4%, Республику Корея - 10,7%, Швейцарию - 4,5%, США - 4,3%, Великобританию - 4>2% от всего объема импорта. Наибольшее количество товаров из государств СНГ нам поставляют Россия - 57% (из общего объема импорта из стран СНГ), Украина 11,2%, Казахстан - 22,9%, Кыргызстан - 1,0%.

Розничный товарооборот - это объем продажи товаров населению через все каналы реализации.

Розничный товарооборот в предприятиях торговли определяется на основе форм государственного статистического наблюдения, на рынках - путем выборочных статистических исследований. Розничный товарооборот Узбекистана в 1995 г. фактически составил 33824 млн. сум (данные об объеме реализации населению потребительских товаров и услуг приведены с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, а также объемов услуг, предоставляемых физическими лицами).

В товарной структуре розничного товарооборота снизилось предложение тканей, животного масла, сахара, меха, телерадиотоваров, электротоваров, ковров. По другим видам товаров был обеспечен незначительный рост товарной массы.

Основными организационными структурами государственной торговли в плановой экономике были торги, конторы, тресты. Их насчитывалось на момент коммерциализации немногим более 2 тыс. По состоянию на 1 января 1994 г. в стране насчитывалось 43,4 тыс. предприятий розничной торговли и общественного питания.

В целом по Узбекистану 94,0% торговых предприятий находится в негосударственном секторе. Удельный вес негосударственных предприятий розничной торговли в общем их количестве составляет 84%, общественного питания - 75%.

Все перечисленное выше характеризует позитивную тенденцию в развитии потребительского рынка.