logo
Вся эктеория

3. Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность

Хозяйственная деятельность сегодня характеризуется такими понятиями, как предпринимательство, бизнес, распорядительство, коммерция, менеджмент, маркетинг.

Предпринимательство - это хозяйственная деятельность с использованием новаторства, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.

Долгое время у нас этот термин игнорировался и вместо него использовался термин "хозяйственная деятельность". Возвращение в наш экономический язык термина "предпринимательство" означает признание необходимыми таких условий, как:

- действительная, а не формальная экономическая и юридическая самостоятельность хозяйствующих субъектов;

- свобода выбора хозяйственниками вида хозяйственной деятельности и агентов экономических отношений;

- признание права существования различных форм собственности, в том числе частной.

Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

1) не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное - новаторство;

2) ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Деятельность, не связанная с ответственностью, это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;

3) ориентация на достижение экономического и морального успеха.

Предпринимательство выполняет особые функции обеспечения развития и совершенствования экономики, ее постоянного обновления, создания инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу новому.

Наиболее распространены сегодня такие формы предпринимательства, как:

- индивидуальное;

- совместное (совместные предприятия - СП);

- рисковое (венчурное), т.е. инновационные фирмы - проводники и разведчики НТП.

Предпринимательство - одна из форм бизнеса, который чаще всего характеризуется как:

- дело (работа);

- любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера - это тоже бизнес);

- система ведения дел или система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.

Таким образом,

Бизнес - это система, охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое.

Суть системы бизнеса состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.

Об устойчивости и жизнеспособности системы бизнеса свидетельствует следующее:

- тенденция к развитию в целях укрепления и упрочения ее целостности;

- постоянное разрешение возникающих в системе противоречий между: предпринимателями и наемными работниками, потребителями и производителями товаров, частным предпринимательством и профсоюзами, частным предпринимательством и государственными властными структурами;

- высокий динамизм системы, создание новых моделей современного рыночного хозяйства, в том числе и модели "социально ориентируемой рыночной экономики".

Классификация форм бизнеса осуществляется на основе самых разнообразных критериев. Выделяют потребительский (домашнее хозяйство) и трудовой (сделки наемного труда и т.д.) бизнес. С учетом размеров различают мелкий, мельчайший, средний и крупный бизнес. По нормам собственности можно выделить частный, государственный, коллективный бизнес. С учетом сферы приложения капитала можно говорить о бизнесе в промышленности, торговле, образовании, аграрном хозяйстве и т.д. По степени интернационализации капитала можно выделить национальный и международный бизнес (транснациональные корпорации) и др. На основе развития организационных форм бизнеса выделяются простая кооперация, мануфактура, фабрика, акционерное общество, монополии, международные фирмы, полное товарищество, коммандитное или товарищество по вере, кооперативы, смешанное общество и т.д.

Коммерция - это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. В узком смысле это часть предпринимательской деятельности в сфере обращения по непосредственной реализации продукции и получению прибыли. В широком смысле это заключение торговых сделок как составная часть любого бизнеса.

Основная цель современной коммерции - всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения.

К новейшим формам общественной деятельности можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализацию продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).

Менеджмент - это деятельность по управлению производством. Его можно охарактеризовать и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых в развитых странах с целью повышения эффективности, экономичности и увеличения прибыли.

Менеджмент является также наукой об управлении человеческими отношениями в процессе производства и взаимосвязях потребителей и производителей. Здесь исследуются способы и методы воздействия как на сам процесс производства, так и на людей, участвующих в нем, с целью достижения наилучших результатов. Отсюда менеджер - это профессиональный управляющий, генеральный директор, президент, руководитель, знающий психологию, социологию, организацию производства и т.д.

Эволюция менеджмента характеризуется двумя направлениями:

- административное управление;

- теория частного предпринимательства.

Первые попытки изучения проблем управления производством в условиях конкуренции относятся к XIX в. (английский математик У.Бэббидж). Начиная с 60-х годов текущего столетия, менеджмент развивается уже как синтез этих направлений.

Эволюция менеджмента - это развитие принципов Управления, важнейшими из которых являются:

1) управление на основе контроля за использованием в настоящем факторов производства;

2) управление на основе экстраполяции прошлого в будущее;

3) управление на основе предвидения изменений;

4) управление на основе гибких экстренных решений, когда изменения предусмотреть невозможно.

По мнению ученых, последний принцип сегодня преобладает и сохранится вплоть до XXI века.

Маркетинг - целостная система организации деятельности предприятий (фирм), когда в основе хозяйственных решений лежат требования рынка, реальные запросы покупателя, а также производственно-сбытовые возможности отдельных предприятий (фирм).

Термин "маркетинг" впервые появился в США в самом начале текущего столетия. Он происходит от английского слова market (рынок), на русском языке означает деятельность на рынке. Таким образом, под маркетингом понимают такую комплексную систему организации производства и сбыта продукции, которая построена на основе исследования рынка, предварительном изучении и формировании потребительского спроса.

Появление маркетинга свидетельствует о существенных сдвигах в предпринимательской философии - смене главных акцентов в хозяйственной деятельности с производства, качества продукции, отвечающей стандартам, на принципы ориентации на рынок, платежеспособный спрос. Поэтому сегодня маркетинг рассматривают как философию рынка: как сложную динамичную систему, обеспечивающую рыночную ориентацию управления деятельностью предприятия, фирмы, организации; как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством рынка. К середине 60-х годов уже около 80% крупнейших американских корпораций сделали ориентацию на рынок стержнем своей хозяйственной деятельности.