logo
Вся эктеория

Глава 29. Международная торговля и мировой рынок

1. Международная торговля и политика протекционизма.

2. Внешнеторговый мультипликатор.

3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика Узбекистана.

1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА

Международная торговля существовала и в древности, но мировой рынок, охватывающий торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира, возникает только в XVI - XVIII в., в период появления машинной индустрии.

Мировой рынок - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда, в международной торговле и других формах экономических отношений.

В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от внешнеэкономических отношений. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический обмен.

Международные экономические отношения представляют в настоящее время обширный комплекс торговых, производственных, научно- технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности. На эти отношения накладывает отпечаток целый ряд факторов.

Существование суверенных государств обусловливает различие между национальными рынками отдельных стран и мировым рынком, которому присущ ряд особенностей. На мировой рынок значительное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. Необходимо учитывать и наличие самостоятельных национальных интересов. Существуют различия в степени свободы перемещения товаров и факторов производства внутри страны и между странами. При ведении международной торговли используются разные валюты. Для мирового рынка характерно существование особой системы цен - мировых цен на товары.

В основе формирования мировой цены лежит интернациональная стоимость. Экономические условия производства в каждом отдельном национальном хозяйстве достаточно различны. Несовпадение уровней технического оснащения хозяйств, квалификации трудящихся, природных условий приводит к существенным отличиям в среднем уровне производительности труда. Это означает, что затраты труда при изготовлении единицы одинаковой продукции по странам будут различны. В каждой стране складывается также свой Уровень интенсивности труда. Поэтому за один и тот же промежуток рабочего времени действительные затраты труда в разных странах различны. Если же учесть, что при этом различна и производительность труда, то станет очевидным, что в отдельных странах в одинаковое рабочее время создается различная величина стоимости и различное количество единиц продукции, соответственно, не будет совпадать и стоимость единицы продукции. В каждой стране есть свой уровень общественно необходимых затрат труда на производство товаров, определяющих их национальную стоимость.

По мере развития международного обращения товаров, интернационализации производства, представляющей собой обобществление труда в международном масштабе, стоимость становится интернациональной категорией. Национальный труд отдельных стран получает общественное признание как доля совокупного труда в мировом хозяйстве.

Интернациональная цена производства представляет собой превращенную форму интернациональной стоимости.

Хотя основой ценообразования на мировом рынке является интернациональная стоимость (или интернациональная цена производства), это не означает, что потребительская стоимость товара не отражается на цене. Покупателя товара интересуют прежде всего его потребительские свойства и при прочих равных условиях он предпочтет товар с лучшими свойствами.

Мировая цена выражает в денежной форме интернациональную стоимость (цену производства) товара общественно необходимого качества (с общественно необходимой потребительной стоимостью).

Для современного мирового рынка характерна множественность цен, вызванная политикой ТНК, внешнеторговыми операциями государства (поставка в счет помощи и т. д.), торгово-политическими и валютными факторами.

Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортных, оптовых или различных цен), на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.

В современных условиях существуют следующие уровни цен:

1) цены по обычным коммерческим сделкам с платежом:

- в свободно конвертируемой валюте;

- в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте;

2) цены по клиринговым соглашениям;

3) цены по программам помощи и др.

Для того, чтобы при множественности цен на мировом рынке выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований. Во-первых, цена может считаться мировой, если по ней осуществляются крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, не связанные экспортные и импортные операции, так как при встречных или бартерных сделках партнеры могут соглашаться на существенное отклонение цен от обычных, нормальных. Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, поскольку оплата в неконвертируемой валюте часто приводит к завышению цены. В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.

Что касается цен на конкретные товары, то наиболее представительными, приближающимися к мировым ценам на сырье могут быть признаны экспортные цены основных его производителей, а также импортные цены западноевропейских рынков и цены крупнейших бирж. Так, по алюминию - это экспортные цены Канады, по каучуку - цены сингапурской биржи, по пушнине - цены нью-йоркских и лондонских аукционов.

С углублением международного разделения труда, ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением экономической взаимозависимости государств постепенно формируется мировое хозяйство. Современное мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных системой международных экономических отношений.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда.

Страны, специализируясь на производстве товаров, в которых они имеют относительные преимущества, могут производить их в значительно большем объеме и лучшего качества, чтобы экспортировать в другие страны. Торгуя между собой, страны имеют возможность получать посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно пыталась произ- водить данный вид продукции. Специализация, основанная на принципе сравнительных преимуществ, и торговля между странами увеличивают общий объем мирового производства и потребления.

В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Даже самым экономически высокоразвитым странам не удается, да и нецелесообразно, самостоятельно обеспечить потребности страны в качественных товарах.

О степени интернационализации хозяйственной жизни можно судить по объему международной торговли.

Во многих странах 20-30 процентов производимой продукции идет на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, Голландия и Бельгия экспортируют 60-70 процентов своей продукции. Страны, имеющие богатые ресурсы и емкие внутренние рынки, в несколько меньшей степени зависят от внешней торговли. Так, США экспортируют 10-11 процентов продукции.

Формами организации международной торговли являются:

- международная торговля в организованных местах (товарные биржи, аукционы, торги, торгово-промышленные ярмарки и выставки);

- прочая международная торговля.

Особое место в организации международной торговли занимают встречные сделки.

Наиболее широко распространены следующие формы встречной торговли:

1) бартер - безвалютный, полноценный обмен; оценка необходима для обеспечения эквивалентного обмена;

2) встречные закупки экспортеров на часть стоимости поставленных товаров;

3) выкуп устаревшей техники при сбыте новых моделей;

4) комплектация импортируемого оборудования частями и деталями производства страны-импортера;

'5) компенсационные соглашения, по условиям которых происходит погашение кредита (финансового, товарного), представленного стороной, поставляющей технологическое оборудование;

6) переработка сырья, добытого в одной стране, производственными мощностями другой страны с оплатой стоимости переработки и транспортировки дополнительными поставками сырья (давальческие сделки). Из всего объема международных операций, осуществляемых на принципах встречной торговли, на бартерные сделки приходится примерно 4%, на встречные закупки - 55%, на компенсационные соглашения - 9%, на клиринг - 8%.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы - международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между сторонами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство.

Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Характерным для протекционизма являются высокие таможенные тарифы, ограничения импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Фритредерство предполагает отмену различного рода ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов. В настоящее время часто наблюдается комбинация этих подходов.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким именно образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу, страну товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за транзитный провоз багажа). По способу взимания они делятся на адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объема, количества товаров) и смешанные.

Стандартом анализа последствий введения таможенных пошлин служит равновесие в свободной торговле, которое существовало бы при отсутствии тарифов.

Следовательно, тариф обеспечивает защиту рынка, позволяя отечественным фирмам производить с предельными издержками, превышающими мировые, т. е. позволяя им быть менее эффективными, чем их конкуренты на мировом рынке. Таким образом, с точки зрения предложения тариф дискриминирует иностранцев в пользу отечественных производителей и действует подобно субсидии отечественному производству. С точки зрения спроса более высокая цена побуждает потребителей сократить потребление и объем спроса падает. При этом потребители будут покупать больше у отечественных и меньше у иностранных производителей.

Пошлины могут также вводиться с целого получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не производятся в стране.

Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу.

Существует несколько видов количественных ограничений.

Контингентирование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

Квотирование - это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии на экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правительственными и уполномоченными на то специальными государственными органами.

Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер.

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты - кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с условиями, действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их также на более благоприятных условиях.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии.

Из других мер государственного регулирования довольно действенными оказываются льготное кредитование и государственное страхование экспорта.

Заметную роль в регулировании торговли между странами играют торговые договоры, таможенные союзы, международные соглашения. Здесь государство выступает в роли непосредственного участника, агента внешнеэкономических связей. Существенное значение для содействия международной торговле имеет Всемирная торговая организация (ВТО) - до 1 января 1996 г. Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ). Цель ВТО - создание договорно-правовой базы международной торговли. Ее деятельность осуществляется в форме многосторонних переговоров, так называемых <раундов>. Раунд <Кеннеди> продолжался с 1964 по 1967 гг., Токийский - с 1973 по 1979 гг., Уругвайский - с 1986 по 1996 гг., с 1997 г. начался Сингапурский раунд. Цели этих раундов (особенно последних) гораздо шире, нежели просто снижение тарифов стран-участниц. Так, в повестку дня <Уругвайского раунда> были включены следующие предложения:

1) устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве;

2) снятие барьеров в торговле услугами;

3) снятие ограничений на иностранные инвестиции;

4) внедрение на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку.