logo
Вся эктеория

Глава 8. Субъекты рыночной экономики

1. Экономическая теория о человеке, его поведении в рыночной экономике

2. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства

3. Потребители и их поведение в рыночной экономике

4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике

5. Государство и его роль в системе рыночного хозяйства

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО ПОВЕДЕНИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастало. И связано это не только с тем, что человек всегда был и остается центральной фигурой рыночной экономики. В условиях современной рыночной системы хозяйствования человек сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности, которые могут привести к экологической катастрофе и поставить под угрозу существование самого человека; теоретические же обоснования преобразования хозяйственной жизни подчас приводят к прямо противоположным результатам.

Активная роль личности в экономической жизни во многом определяется мотивами ее экономического поведения. В произведениях английских классиков политической экономии А.Смита и Д.Рикардо создана концепция или модель "экономического человека", которая характеризуется:

1) определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономического поведения;

2) компетентностью экономического субъекта в собственных делах;

3) главным мотивом хозяйственной деятельности человека в рыночной экономике - максимизацией прибыли (обогащением) с учетом неденежных факторов благосостояния (легкость и трудность обучения, приятность и неприятность занятия, постоянство или непостоянство, престиж в обществе, вероятность успеха в большей или меньшей степени).

А.Смит, анализируя поведение "экономического человека", отмечал, что оно определяется двумя чертами:

- склонностью человека к обмену вследствие разделения труда;

- собственным интересом, эгоизмом, постоянно не исчезающим стремлением улучшить свое положение.

Поэтому человек в рыночной экономике стремится выбрать такой вид деятельности, при котором произведенный продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях, чтобы получить больше дохода. А.Смит подчеркивал, что каждый человек в рыночной экономике "имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества", а интересы купцов и промышленников - "вводить общество в заблуждение и даже угнетать его", пытаясь ограничить конкуренцию. Только свободная конкуренция "невидимая рука", т.е. законы рыночного хозяйства, объединяет разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему. Хаос заменяется довольно четко организованным обществом. Таким образом, "экономический человек", стремясь к собственной выгоде, действует на пользу обществу.

Интересно отметить, что для Аристотеля "экономический человек" - нечто прямо противоположное представлениям А.Смита, скорее, это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей.

Дж.Милль в работе "Основы политической экономии" отмечал, что действительное поведение человека намного сложнее, что стремление к богатству сопровождается отвращением к труду и желанием безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями.

Огромное внимание поведению человека в рыночной экономике уделял Дж.Вентам, Он считал, что целью человеческого действия является его благосостояние, равное сумме удовольствий за данный период времени, минус сумма страданий. Он не доверял согласование индивидуальных "стремлений к благосостоянию" рынку и конкуренции, считал это прерогативой законодательства. Основные черты "концепции человеческой природы" Дж.Бентама в сооставлении с моделью "экономического человека" А.Смита и Д.Рикардо сводятся к следующему:

1) претензии на универсальность (т. е. не ограничивается экономической сферой);

2) надклассовый характер (его человек не принадлежит ни к какому классу);

3) гедонизм, т. е. последовательное сведение всех мотивов человека к достижению удовольствия и избавлению от огорчений;

4) счетный рационализм - способность человека посчитать все действия, ведущиек счастью.

В отличие от классической школы, рассматривающей хозяйствующий субъект как производителя, бентамовская модель "рационального гедониста", поддержанная маржиналистами, рассматривала хозяйствующего субъекта как потребителя. Но маржиналисты сделали важное дополнение к экономическому субъекту, они создали концепцию человека-оптимизатора. Его черты:

1) стремление к наибольшей полезности или прибыли и к наименьшим тяготам и издержкам;

2) неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений и независимость от внешних условий и индивидов;

3) способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, к выбору оптимального их варианта;

4) обладание полной информацией, позволяющей находить оптимальный вариант, и способность безошибочного предвидения;

5) мгновенная реакция на изменение внешних условий, которая делает человека "полубогом".

А.Вагнер в своем учебнике по политической экономии (1879) в главе "Экономическая природа человека" выделяет главное свойство природы человека - наличие "ощущения нехватки благ и стремления ее устранить". Он считал, что экономической деятельностью людей управляют:

- желание выгоды и боязнь нужды;

- надежда на одобрение и боязнь наказания;

- чувство чести и страх позора;

- стремление к деятельности как таковой и опасение Последствий праздности;

- чувство долга и страх перед угрызениями совести.

Представители немецкой исторической школы выступили против индивидуализма классической школы,а также рационализма и формализма в моделировании субъекта экономической деятельности. Они считали, что объектом анализа для экономиста может быть только народ, который представляет собой не совокупность индивидов, а "национально и исторически определенное, объединенное государством целое". Человека же как часть народа интересует не только стремление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций, он одновременно и эгоист, и альтруист. Лишенные индивидуализма, хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Субъект экономического поведения представлен здесь как разумное существо, наделенное потребностями, как член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества. Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для современного институционализма, теории Дж.Кейнса.

Экономическое поведение, взятое в чистом виде, несет в себе сильные усредняющие элементы и порождает видимость универсальности человеческих устремлений. Эта видимость исчезает, когда мы исследуем экономический порядок, образуемый способом распределения ограниченных ресурсов и благ как порождение социальной структуры общества, т.е. совокупности относительно устойчивых поведенческих отношений дифференцированных социальных групп. Нормы поведения у различных социальных групп различны, способы общения между ними также не являются однородными. Они соответствуют "статусу" данной группы или ее положению в обществе. Положение же, как известно, обязывает. Если структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, то речь заходит о "социальной стратификации".

В современной экономической литературе можно выделить три основных направления стратификационных теорий, берущих начало в трудах К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера.

В основе марксистской теории лежит утверждение о том, что базис общества образует производственные отношения, а они в конечном счете определяются уровнем и характером развития производительных сил, особенно средств труда. Ядром производственных отношений являются отношения собственности на средства производства, служащие основным критерием выделения классов. Поскольку собственность Распределена крайне неравномерно и весомая часть производителей отчуждена от нее и от получаемого продукта, то классовые отношения - это отношения эксплуатации: присвоения чужого неоплаченного труда. Классовая борьба является основополагающим фактором мировой истории, движущей силой общественного развития и прогресса. Структурное положение класса определяет его объективные интересы. Осознание этих интересов классом наемных рабочих и руководимых им низших слоев приводит к мобилизации сил на коллективное действие, направленное на революционное преобразование общественного базиса. Учение К. Маркса предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от "простого товаропроизводителя" в 1 томе "Капитала" до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капиталы в III томе. Человек выступает здесь как персонификация объективных экономических категорий: капиталист - олицетворение капитала, рабочий - персонифицированный наемный труд.

Экономическое поведение класса буржуазии и пролетариата различно, а взаимоотношения между ними - непримиримая борьба. Такова суть марксистской теории классов.

Эта теория впоследствии развивалась, и неомарксизм XX в. чрезвычайно разнолик (ленинизм, сталинизм, маоизм, социал-демократические концепции, теории Д.Лукаса, А.Грамши, австромарксизм, представителями которого являются М.Хоркмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фролем, а также экзистенциальный марксизм во Франции Ж.П.Сартра и М.Мерло-Понти).

Новые поколения марксистов на Западе в ответ на многостороннюю критику классовой теории и в связи с накоплением исторического опыта вынуждены были отказаться от ряда марксистских положений. Теперь они утверждают: экономический детерминизм - лишь один из возможных подходов к общественному развитию; в связи с "революцией управляющих", возникновением элементов "народного капитализма" первостепенное значение имеет не собственность, а управление, которое не размывает эффективного контроля класса капиталистических собственников; возникает "новый рабочий класс" вместо пролетариата (С.Мали), который обладает более высокой производительностью по сравнению с пролетариатом и наибольшим потенциалом к реформированию, а не крушению существующих экономических отношений; наличие эксплуатации как основы классовых отношений определяется не теорией стоимости и прибавочной стоимости, а самой возможностью лучшего удела (Дж.Ремер); трактовка эксплуатации расширяется до рамок потенциально устранимого неравенства, возникают понятия "квалификационная", "статусная", трудовая эксплуатация (Ф.Ван Парийс).

Говоря о современной экономической борьбе наемных рабочих (исполнителей), экономическая мысль XX в. отмечает, что забастовка, саботаж, пикетирование сегодня - не единственные и в общем не главные формы борьбы за отстаивание интересов исполнителей. Существуют десятки способов невидимого, но достаточно эффективного давления на капиталистов и их администрацию. Наиболее распространенными формами пассивного сопротивления являются: абсентеизм, или невыход на работу по уважительным причинам и без таковых; периодические отлучки с рабочего места; мелкое воровство; использование части рабочего дня и рабочего места для работы "на сторону"; сознательно допускаемая халатность, небрежное отношение к оборудованию; мелкий обман руководства; "забывчивость", выражающаяся в сокрытии важной информации и т.д. Пассивное сопротивление может быть коллективным, свидетельством чего служит так называемый рестрикционизм - коллективное ограничение норм выработки при формальном соблюдении всех правил осуществления трудовых операций.

Следующее направление стратификационных теорий - функционализм, получивший развитие в 40-60-х годах XX столетия. Основные положения этой теории следующие: социальная дифференциация в обществе неустранима и функционально необходима для осуществления функций стимулирования и контроля; выполняя полезные функции, люди занимают разные социально-профессиональные позиции, которые ранжируются по важности их для общества и дефицитности выполняемой роли; более высокий ранг позиций обеспечивает их обладателям более высокие доходы, власть и престиж; более дееспособные члены общества выигрывают конкуренцию за более престижные места. В этой теории нет места классовой борьбе.

Третье направление стратификационных теорий - веберианство, основоположником которого является немецкий ученый М.Вебер. Согласно этому направлению, в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета. Властные отношения не увязываются жестко с отношениями собственности, как в марксизме, и, вопреки утверждениям функционалистов, несут в себе явные элементы конфликтных начал. Понимание "экономического класса" меняется, акцент делается не на собственность, а на рыночные позиции групп; классы объединяются типичными шансами на рынках товаров и рынке труда. Шансы социальных групп определяются не только текущим положением на различных рынках, но и специфическими карьерными возможностями. Экономическое поведение социальных групп определяется престижем образования и профессии, стилем жизни, социокультурными ориентациями, нормами поведения и соответствием этих позиций с рыночными.

А.Маршалл - основоположник неоклассической политической экономии, синтезировал основные достижения классической политической экономии и маржинализма. Он пытался приблизить абстрактного человека к свойствам реального агента производства, анализировал реальное поведение человека в ситуации частичного равновесия, т.е. равенства по силе двух мотивов экономического субъекта: стремления к удовольствиям, определяющего размер спроса, и мотива избежания тягот, связанных с трудом и отсрочкой потребления, регулирующего величину предложения. Маршалл ввел понятие "нормальной деятельности" - это ожидаемый при определенных условиях образ действий членов какой-либо профессиональной группы, нравственно правильное поведение, результат неограниченного функционирования свободной конкуренции.

Современная теория "эволюционной экономики" считает введенные классиками постулаты о рациональности и оптимальном поведении хозяйствующих субъектов, стремящихся к максимизации прибыли, несостоятельными по ряду причин. Одна из них та, что хозяйствующий субъект в рыночной экономике не обладает полной информацией о конъюнктуре рынка и технологических возможностях, в связи с чем у него ограничена способность к проведению расчетов, необходимых для оптимального выбора. В концепции ограниченной рациональности Саймона фирмы ориентируются не на оптимальный, а на приемлемый выбор варианта своего поведения.

Введенный Нельсоном и Винтером термин "эволюционная" подчеркивает основную идею этой теории - идею экономического "естественного отбора", согласно которому появляется определенный "организационный генотип", обладающий свойствами и характеристиками, позволяющими ему выживать и развиваться в изменяющихся условиях. Поведение человека в настоящей реальности гораздо сложнее не только из-за неопределенности множества производственных возможностей и неполной информации о рынке, но и из-за необходимости учитывать условия экономического окружения, когда хозяйствующие субъекты не имеют другой цели кроме цели выживания и роста. В условиях директивного управления экономикой поведение хозяйствующих субъектов определялось необходимостью своевременного выполнения адресных заданий, и они существенно больше, чем в прибыли, заинтересованы в сокрытии производственных возможностей (чтобы получить заниженный план) и накоплении запасов производственных ресурсов (чтобы выполнять план без напряжения).

Согласно концепции В.И.Вернадского, человек - планетарное явление, мыслящий мозг человека - закономерный продукт материи и Вселенной. Инициатива и активность человека требуют мысли и дела культурного человека, обладающего не только определенным уровнем знаний, но и знающего свою историю и осознающего нужность своего дела. Только в этом случае возможны самоориентаций и саморазвитие личности. Вернадский выступил против утверждения М.Фридмена, что рыночная экономика - саморегулирующаяся, самоорганизующаяся система и в нее никто не должен вмешиваться. Он доказывал, что любая система, предоставленная самой себе, дезорганизуется, в ней возрастает беспорядок, хаос, происходит потеря энергии и в конце концов наступает распад. В природе и обществе существуют и обратные процессы - упорядочения, становления, самообразования, накопления разумной деятельности человека, преображающего мир, что объединяется В.И.Вернадским в понятие ноосферы.

Для конструирования модели поведения экономического человека в наших условиях необходимо изучение состояния обыденного и научного общественного сознания, экономической и социальной среды хозяйствования человека, целей экономической деятельности и способов их достижения.