1.2. Классическое направление в развитии экономической науки
В XVIII веке в экономической науке зарождается классическая школа.
Представители англичане:
Адам Смит (1723-1790);
Давид Рикардо (1772-1823).
А. Смит создал стройное учение, охватывающее практически все стороны экономической жизни - от простейших форм организации производства и обмена товарами, до экономической политики государства и международных экономических отношений. Труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) принес автору мировую известность и неофициальный титул «отца экономики».
Основные идеи, которыми руководствовался А. Смит в своей деятельности при анализе экономической жизни, заключаются в следующем:
1. Богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики (а не только в сельском хозяйстве, как считали физиократы). Отсюда ключ к богатству общество - в создании условий для повышения производительности труда, к анализу процесса создания товаров, а не только к сфере обращения, как полагали меркантилисты. Экономическая наука нашла свой объект, а с ним - предмет и метод исследования.
2. Анализируя процесс производства на капиталистической мануфактуре, А. Смит подметил огромную роль разделения труда для роста производительности отдельного рабочего и мануфактуры в целом.
3. В процессе производства товаров создается:
потребительная стоимость и меновая стоимость
означает полезность дает возможность
какого либо предмета обменять этот предмет
на другой в определенной
пропорции
Теория стоимости А. Смита объясняла, как и почему товары обмениваются на рынке, раскрыла двойственную природу товара:
1. Товар - полезная вещь.
2. Сгусток человеческого труда.
Это противоречие в дальнейшем привело к расколу экономической науки на:
- "политэкономию труда" и
- "экономическую концепцию предельной полезности".
4. Из теории стоимости вытекала теория денег А. Смита. Деньги - это продукт стихийного, объективного процесса развития общества, техническое средство, обеспечивающее меновый процесс. Решающей функцией денег является их функция как средство обращения. А. Смит отдавал предпочтение бумажным деньгам перед металлическими, так как они дешевле для создания.
5. А. Смит был убежден, что экономика будет функционировать эф-фективнее, если исключить государственное вмешательство и предоставить гражданам полную свободу предпринимательства. «Невидимая рука Провидения» будет сама создавать блага и выгоды для общества в целом.
6. Под «невидимой рукой» ученый понимал рынок и его главные элементы - спрос и предложение. Законы рынка заставят предпринимателя производить нужные покупателю товары и продавать их по возможно низкой цене. Это обеспечит победу над конкурентом и максимальную прибыль.
7. А. Смит проповедовал свободную конкуренцию - чем больше число производителей и продавцов, тем активнее они будут искать пути снижения издержек производства, внедрять новую технику, повышать производительность труда, снижать цены и увеличивать общественные богатство.
Давид Рикардо - сфера производства является источником стоимости и доходов, сформулировал закон трудовой стоимости.
Таким образом, представители классической школы были сторонниками саморегулируемой экономики. Их основной принцип: «Лесэ-фэр!» - «не мешайте!».
Концептуальное содержание классической школы сводится к трем пунктам:
1. требование невмешательства государства в экономику;
2. свободная конкуренция;
3. ставка на равновесные цены как инструмент соответствия между спросом и предложением.
Развитием классицизма явилась теория марксизма, созданная К.
Марксом и Ф. Энгельсом в XIX веке.
К. Маркс (1818-1883) - немецкий ученый, философ, социолог и экономист. Дискуссия вокруг его идей продолжается до сих пор. К. Маркс создал учение об общественно - экономических формациях и необходимости революционного перехода к социальной справедливости.
Фундаментом экономического учения К. Маркса является теория трудовой стоимости, основы которой заложил А. Смит.
Два свойства товара создаются двойственным характером труда, который одновременно является:
конкретным и абстрактным
совокупность специфических затраты физических
умений и навыков и умственных усилий
Стоимость товара создается только абстрактным человеческим трудом. Рабочая сила, как и любой товар, тоже имеет стоимость - это сумма жизненных благ, необходимых для поддержания жизни работника и его семьи.
Капиталист, покупая рабочую силу, оплачивает ее полностью, но заставляет работника трудиться сверх стоимости его рабочей силы. Эту часть стоимости К.Маркс назвал прибавочной стоимостью. Учение о природе прибавочной стоимости, её разновидностях и способах увеличения является краеугольным камнем экономического учения К.Маркса. Исследование прибавочной стоимости привело его к выводу, что интересы пролетария и капиталиста носят антагонистический (непримиримый) характер, отсюда неизбежность революционного перехода к новому общественному строю - социализму.
Замыкают «классическую школу» маржиналисты. Маржинализм происходит от англ. marginal - предельный. Эта теория предельной полезности и предельной производительности.
Представители австрийцы:
Карл Мегнер (1840-1921);
Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914);
Фридрих фон Визер (1851-1926).
Согласно этой теории ценность блага определяется не количеством труда, затраченного на его производство, как полагали классики, а субъективной оценкой потребителя.
Согласно маржинализму:
1. каждая дополнительная единица товара приносит дополнительную
«предельную» полезность;
2. между количеством потребляемого блага и его полезностью существует обратная зависимость, так как каждая следующая единица блага приносит меньшую полезность, чем предыдущая;
3. суммарная полезность некоторого количества блага представляет сумму предельных полезностей;
4. «полезность» не то же самое, что «ценность». Всякое благо полезно, но не всякое ценно. Ценностью обладают лишь редкие (ограниченные) блага.
Маржинализм подвергся жестокой критике за субъективизм, игнорирование издержек производства, но в главном он оказался плодотворным и вся неоклассическая школа опирается на идею предельности.
- Содержание
- Тема 4. Сущность и содержание понятия собственность 26
- Тема 5. Анализ спроса и предложения 32
- Тема 6. Теория потребительского выбора 42
- Тема 7. Издержки производства и конкурентное предложение 58
- Тема 8. Факторы производства и распределение доходов 71
- Тема 9. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие и цикличность развития
- Тема 11. Деньги и денежно-кредитная политика
- Тема 12. Макроэкономические проблемы инфляции и
- Тема 13 . Налоговая и финансовая политика 158
- Тема 14. Основные макроэкономические школы. Кейнсианство
- Тема 15. Особенности экономики аграрного сектора. Земельная собственность и рента 172
- Тема 16. Мировое хозяйство и его эволюция. Экономический рост 184
- Тема 1. Основные этапы развития экономической науки
- 1.1. Зарождение экономической мысли. Меркантилизм и физиократы
- 1.2. Классическое направление в развитии экономической науки
- 1.3. Неоклассики и современные экономические теории
- Тема 2. Предмет, метод и функции экономической теории
- 2.1. Предмет экономической теории
- 2.2. Основные принципы экономической теории и
- 2.3. Методы, исследования экономических явлений
- Тема 3. Основные проблемы экономической организации общества
- 3.1. Триада основных проблем организации общества
- Ресурсы
- 3.2. Механизм решения основных проблем в различных экономических системах
- 3.3. Категория экономических ресурсов
- 3.4. Модель технологического выбора «Кривая производственных возможностей»
- Тема 4. Сущность и содержание понятия собственность
- 4.1. Собственность в системе экономических отношений
- 4.2. Собственность и экономические интересы
- Трансформация собственности. Мировой опыт и Российская модель приватизации
- Тема 5. Анализ спроса и предложения
- 5.1. Принцип «невидимой руки» а. Смита
- 5.2. Факторы, определяющие рыночный спрос. Закон спроса
- 5.3. Факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения
- 5.4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
- 5.5. Эластичность спроса и предложения
- Тема 6. Теория потребительского выбора
- 6.1. Потребности и предпочтения потребителя
- 6.2. Концепция полезности и кривые безразличия
- 6.2.1. Концепция полезности
- 6.2.2. Кривые безразличия.
- Карта кривых безразличия
- 6.2.4. Предельная норма замещения
- 6.3. Бюджетные ограничения
- Доступные рыночные наборы
- 6.3.1. Изменение в доходе и ценах
- 6.3.2. Эффект замещения и эффект дохода
- Товар y Qy
- 6.4. Равновесие потребителя
- Тема 7. Издержки производства и конкурентное предложение
- 7.1. Сущность и структура издержек
- 7.2. Предельные издержки фирмы
- 7.3. Анализ издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Подобные расчеты проведем для трех возможных ситуаций взаимоположения кривых издержек.
- 7.4. Анализ издержек фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Тема 8. Факторы производства и распределение доходов
- Понятие факторных доходов
- Теории заработной платы и рынок труда
- 8.3. Формы и системы зарплаты
- 8.4. Прибыль и механизм ее формирования
- 8.5. Ссудный процент и акционерный дивиденд
- Тема 9. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические показатели
- 9.1. Основные понятия макроэкономики
- 9.2. Общественное воспроизводство его типы и модели
- 9.3. Система национальных счетов и макроэкономические показатели
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие и цикличность развития национальной экономики
- 10.1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них
- 10.2. Макроэкономическое равновесие и его нарушение
- 10.3. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике
- 10.4. Модели макроэкономического равновесия
- 10.5. Нарушение макроэкономического равновесия и влияние на
- Тема 11. Деньги и денежо-кредитная политика
- 11.1. Понятие денег и история их развития
- 11.1.1.Происхождение и исторические формы денег
- 11.1.2. Новые явления в системе современных денежных отношений
- 11.2. Теория денег и равновесие на денежном рынке
- 11.2.1. Теория денег и их значение в современной экономике
- 11.2.2. Денежный рынок и его равновесие
- 11.3. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства
- 11.3.1 Сущность, формы и функции кредита
- 11.3.2. Структура современной кредитной системы
- II.3.3. Основные направления денежно-кредитной политики
- Тема 12. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы
- Причины, история развития инфляции и ее типы
- 12.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 12.3. Антиинфляционная политика.
- . Занятость и безработица
- 12.5. Социально-экономические последствия безработицы.
- 12.6. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса
- О Безработица
- Тема 13. Налоговая и финансовая политика
- 13.1. Финансовая система и государственный бюджет
- 13.2. Сущность, виды и функции налогов
- 13.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 14. Основные макроэкономические школы Кейнсианство и монетаризм как альтернативные концепции
- 14.1. Кейнсианская революция в экономической науке и создание современной макроэкономики
- 14.2. Монетарная концепция государственного регулирования экономики
- Тема 15. Особенности экономики аграрного сектора. Земельная собственность и рента
- Аграрные отношения. Особенности воспроизводства в аграрном секторе
- Агропромышленный комплекс (апк). Его структура
- I сфера
- II сфера
- 15.3. Современный аграрный рынок и его структура
- В общем пространстве рынка апк можно выделить следующие три структурные части: общеэкономическую, воспроизводственную и социальную.
- 15.4. Земельная собственность и рента. Ценообразование в системе апк
- Первая, дифрента I связана с различием в естественном плодородии земли, в местоположении участков и удобстве их обработки (овраги, склоны гор и т.П.). Она передается собственнику земли.
- Тема 16. Мировое хозяйство и его эволюция. Экономический рост
- 16.1. Мировое хозяйство: сущность, этапы становления, тенденции развития
- 16.2. Транснациональные корпорации и их место в мировом хозяйстве
- 16.3. Экономический рост: понятие, факторы. Некоторые проблемы
- Программа учебного курса «экономика» (экономическая теория)
- Тема 8. Проблемы государственного регулирования экономики. Налоговая и финансовая политика
- Тема 2. Рынок, анализ спроса и предложения
- Тема 3. Эластичность и ее практическое использование
- Тема 4. Издержки производства и доходы фирмы
- Тема 5. Факторы производства и факторные доходы
- Тема 6. Распределение доходов. Общее равновесие
- Тема 7. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические показатели
- Тема 8. Проблемы государственного регулирования экономики. Налоговая и фискальная политика Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 9. Деньги и денежно-кредитная политика
- Тема 10. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы
- Тема 11. Экономический рост и цикличность экономического развития
- Тема 12. Мировое хозяйство
- Тема 13. Особенности переходной экономики России
- Рецензия на тесты по дисциплине «Экономической теории» для специальностей 06.05.00 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 35.12.00 «Налоги и налогообложение», 06.04.00. «Финансы и кредит».
- Введение в экономическую теорию
- Микроэкономика
- Макроэкономика
- Ключ к тестам по экономической теории
- Опросные листы к тестам по экономической теории
- Ответы к тестам по экономической теории
- Экзаменационные вопросы по курсу «Основы экономической теории» для студентов экономических специальностей
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету по курсу «Основы экономической теории» для студентов экономических специальностей
- Вопросы к зачету