logo
Экономика / Пособие по экономической теории

1.2. Классическое направление в развитии экономической науки

В XVIII веке в экономической науке зарождается классическая школа.

Представители англичане:

Адам Смит (1723-1790);

Давид Рикардо (1772-1823).

А. Смит создал стройное учение, охватывающее практически все стороны экономической жизни - от простейших форм организации производства и обмена товарами, до экономической политики государства и международных экономических отношений. Труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) принес автору мировую известность и неофициальный титул «отца экономики».

Основные идеи, которыми руководствовался А. Смит в своей деятельности при анализе экономической жизни, заключаются в следующем:

1. Богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики (а не только в сельском хозяйстве, как считали физиократы). Отсюда ключ к богатству общество - в создании условий для повышения производительности труда, к анализу процесса создания товаров, а не только к сфере обращения, как полагали меркантилисты. Экономическая наука нашла свой объект, а с ним - предмет и метод исследования.

2. Анализируя процесс производства на капиталистической мануфактуре, А. Смит подметил огромную роль разделения труда для роста производительности отдельного рабочего и мануфактуры в целом.

3. В процессе производства товаров создается:

потребительная стоимость и меновая стоимость

означает полезность дает возможность

какого либо предмета обменять этот предмет

на другой в определенной

пропорции

Теория стоимости А. Смита объясняла, как и почему товары обмениваются на рынке, раскрыла двойственную природу товара:

1. Товар - полезная вещь.

2. Сгусток человеческого труда.

Это противоречие в дальнейшем привело к расколу экономической науки на:

- "политэкономию труда" и

- "экономическую концепцию предельной полезности".

4. Из теории стоимости вытекала теория денег А. Смита. Деньги - это продукт стихийного, объективного процесса развития общества, техническое средство, обеспечивающее меновый процесс. Решающей функцией денег является их функция как средство обращения. А. Смит отдавал предпочтение бумажным деньгам перед металлическими, так как они дешевле для создания.

5. А. Смит был убежден, что экономика будет функционировать эф-фективнее, если исключить государственное вмешательство и предоставить гражданам полную свободу предпринимательства. «Невидимая рука Провидения» будет сама создавать блага и выгоды для общества в целом.

6. Под «невидимой рукой» ученый понимал рынок и его главные элементы - спрос и предложение. Законы рынка заставят предпринимателя производить нужные покупателю товары и продавать их по возможно низкой цене. Это обеспечит победу над конкурентом и максимальную прибыль.

7. А. Смит проповедовал свободную конкуренцию - чем больше число производителей и продавцов, тем активнее они будут искать пути снижения издержек производства, внедрять новую технику, повышать производительность труда, снижать цены и увеличивать общественные богатство.

Давид Рикардо - сфера производства является источником стоимости и доходов, сформулировал закон трудовой стоимости.

Таким образом, представители классической школы были сторонниками саморегулируемой экономики. Их основной принцип: «Лесэ-фэр!» - «не мешайте!».

Концептуальное содержание классической школы сводится к трем пунктам:

1. требование невмешательства государства в экономику;

2. свободная конкуренция;

3. ставка на равновесные цены как инструмент соответствия между спросом и предложением.

Развитием классицизма явилась теория марксизма, созданная К.

Марксом и Ф. Энгельсом в XIX веке.

К. Маркс (1818-1883) - немецкий ученый, философ, социолог и экономист. Дискуссия вокруг его идей продолжается до сих пор. К. Маркс создал учение об общественно - экономических формациях и необходимости революционного перехода к социальной справедливости.

Фундаментом экономического учения К. Маркса является теория трудовой стоимости, основы которой заложил А. Смит.

Два свойства товара создаются двойственным характером труда, который одновременно является:

конкретным и абстрактным

совокупность специфических затраты физических

умений и навыков и умственных усилий

Стоимость товара создается только абстрактным человеческим трудом. Рабочая сила, как и любой товар, тоже имеет стоимость - это сумма жизненных благ, необходимых для поддержания жизни работника и его семьи.

Капиталист, покупая рабочую силу, оплачивает ее полностью, но заставляет работника трудиться сверх стоимости его рабочей силы. Эту часть стоимости К.Маркс назвал прибавочной стоимостью. Учение о природе прибавочной стоимости, её разновидностях и способах увеличения является краеугольным камнем экономического учения К.Маркса. Исследование прибавочной стоимости привело его к выводу, что интересы пролетария и капиталиста носят антагонистический (непримиримый) характер, отсюда неизбежность революционного перехода к новому общественному строю - социализму.

Замыкают «классическую школу» маржиналисты. Маржинализм происходит от англ. marginal - предельный. Эта теория предельной полезности и предельной производительности.

Представители австрийцы:

Карл Мегнер (1840-1921);

Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914);

Фридрих фон Визер (1851-1926).

Согласно этой теории ценность блага определяется не количеством труда, затраченного на его производство, как полагали классики, а субъективной оценкой потребителя.

Согласно маржинализму:

1. каждая дополнительная единица товара приносит дополнительную

«предельную» полезность;

2. между количеством потребляемого блага и его полезностью существует обратная зависимость, так как каждая следующая единица блага приносит меньшую полезность, чем предыдущая;

3. суммарная полезность некоторого количества блага представляет сумму предельных полезностей;

4. «полезность» не то же самое, что «ценность». Всякое благо полезно, но не всякое ценно. Ценностью обладают лишь редкие (ограниченные) блага.

Маржинализм подвергся жестокой критике за субъективизм, игнорирование издержек производства, но в главном он оказался плодотворным и вся неоклассическая школа опирается на идею предельности.