logo
Экономика / Пособие по экономической теории

Ресурсы

Рис. 3.1. Альтернативность использования ресурсов.

Обществу необходимо решить, какое количество предметов труда (энергии, сырья, материалов) и средств труда (зданий, сооружений, машин, инструмента) следует затратить, чтобы произвести определенное количество экономических благ. Не менее важно определить, каким способом, по какой технологии необходимо обработать (переработать) вещества природы, чтобы получить готовые продукты. И, наконец, на кого, на какие слои населения должна быть сориентирована производимая продукция, то есть, кто будет ее потреблять. Таким образом, экономика как особым образом упорядоченная система взаимоотношений между производителями и потребителями благ и услуг, постоянно должна решать: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию, кто будет потреблять данную продукцию; иначе говоря - проблемы «Что», «Как», «Для кого производить».

Первая из указанных проблем «Что производить» означает: какие из взаимозаменяемых товаров и услуг должны быть произведены, и в каком количестве. Если бы все потребности человека можно было удовлетворить, то есть произвести любой товар, то такой проблемы не существовало. Не было бы и проблемы нерационального использования ресурсов. В этом случае не играло бы роли и то, как распределены товары и услуги между членами общества. Вследствие ограниченности ресурсов нельзя производить все одновременно. Поэтому задача общества заключается в том, чтобы оптимально распределить ресурсы между отраслями производства, отдельными производителями, а также уметь их использовать в интересах всего общества.

Вторая проблема «Как производить» заключается в том, как, с помощью каких ресурсов и технологий должны быть произведены необходимые обществу товары и услуги. В современных рыночных системах в условиях конкуренции и высокой насыщенности рынка товарами и услугами, выживают и успешно развиваются только те фирмы, которые применяют высокоэффективные технологии, затрачивая минимальное количество ресурсов, снижая издержки производства, создавая товары высокого качества, и продавая их по невысоким ценам.

Третья проблема «Для кого производить» заключается в том, чтобы определить, кто должен располагать произведенными товарами и услугами; другими словами говоря, - на кого, на какие слои населения следует ориентировать производство при выпуске товаров. С этой целью фирмы активно изучают спрос, занимаясь маркетингом, создают новые модели продукции, расширяют производство.