logo search
Вся эктеория

2. Основные понятия и принципы прогнозирования комплексного развития региона или административного района

Комплексное развитие региона является, с одной стороны, стратегией по достижению главной цели: создания условий для повышения уровня и качества жизни населения района, а с другой - само выступает в качестве цели для территориальной организации и управления.

Понятие "комплексное развитие территорий административных районов" формируется на основе синтеза терминов "территория административного района", "развитие", "комплексность". В теории их сущность трактуется далеко не однозначно. Рассмотрим содержание каждого из них, исходя из современных подходов и установок.

Административный район рассматривается, как правило, в качестве первичного уровня территориального управления. При этом он представляет собой не только часть территории страны, обладающей "совокупностью взаимосвязанных характеристик, признаков, явлений, особенностей (природных, социальных, экономических, этнических и других)", как правило, имеющих черты системы и отличающих ее от других частей, но и саморазвивающуюся районную территориальную подсистему.

В данной подсистеме имеет место взаимосвязь внутренних элементов "человек - общество - природа - наука - техника - экономика" и взаимодействие этой подсистемы с внешней средой через обмен на входе и выходе потоками информации, материально-техническими, энергетическими и Другими ресурсами. Районная территориальная подсистема характеризуется такими новыми качествами, как целостность (единая цель, сочетание функций и структуры), автономность (стремление к большей упорядоченности), устойчивость (сохранение или развитие структуры).

В пределах района реализуются законы "взаимной адаптации" и "взаимной опережающей многоуровневой адаптации". Первый означает, что развитие (существование, повышение надежности и безопасности) в любых системах "есть процесс взаимной адаптации между системой и средой и между внутренними компонентами системы". С учетом данного закона открываются и возможности переосмысления таких понятий, как структура, стратегия и методы прогнозирования, регулирования территориального развития. Закон взаимной адаптации раскрывает механизм взаимодействия населения, природы, техники и технологии при индустриализации и урбанизации территории района.

Закон опережающей многоуровневой адаптации (внутренней и внешней) позволяет предвидеть сложные и динамичные взаимоприспособления компонентов друг к другу и к районной территории в целом, и последней - к внешней среде (надсистеме). В соответствии с названным законом изменения параметров окружающей среды вызывают колебания входных ресурсных потоков, поступающих в район.

Следует отметить, что осознание циклических закономерностей территориального развития и роли в нем кризисов на основании теоретических положений А. А. Богданова, развиваемых ныне Ю. В. Яковцом и другими учеными, позволяет предвидеть более достоверно направленность будущих изменений, а также кризисные явления в районной системе. Следовательно, появляется возможность для более достоверного прогнозирования путей предотвращения их негативных, разрушительных последствий и выхода из кризисных ситуаций.

В отечественной науке сложились различные подходы относительно роли прогнозирования в системе управления. Представители новых взглядов считают прогнозирование основным звеном развивающейся системы управления. Одной из особенностей современного этапа реформирования управления стало перемещение многих его функций, ранее централизованных, на первичный уровень, в частности, на уровень районов переносится и разработка прогнозов.

По мнению Ю. В. Яковца и других ученых, роль прогнозирования, а также его содержание и структура испытывают периодические колебания (так называемые "периоды прогнозных бумов и спадов интереса к предвидению Идущего"). Зарождение подобного прогнозного бума происходит в настоящее время и в местных управляющих структурах.

Рост интереса к разработке районных прогнозов вызывается переходом территорий к самостоятельности и местному самоуправлению. Самостоятельность повысила и ответственность местного управляющего органа за будущее, обоснованность стратегий по достижению поставленных целей территориального развития. Тем самым они стали катализаторами роста спроса на качественный районный прогноз (он все в большей мере приобретает свойства товара), на выделение территориального аспекта (в том числе и районного уровня) в отраслевых прогнозных разработках. Фактически сегодня можно говорить о зарождении рынка территориальных прогнозов.

Вполне естественно, что без выделения территориального аспекта в различных прогнозах не удастся обеспечить эффективное решение отраслевых и местных проблем, других задач территориального развития.

При этом территориальный прогноз есть научное суждение (предзнание, предсказание, предопределение) о возможных состояниях в будущем и (или) об альтернативных путях движения района как объекта развития и прогнозирования к определенной цели (созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения) в соответствии с установленными тенденциями, закономерностями, задачами и сроками их достижения. В этом варианте можно говорить о районе как объекте районного прогнозирования.

Район как объект прогнозирования имеет определенные свойства, отражаемые посредством их формализации через качественные и количественные характеристики. Последние, если они изменяются, именуются переменными (иногда их называют показателями). При этом различают эндогенные (отражающие перемены внутренних свойств) и экзогенные (обусловленные влиянием внешних условий) показатели. Среди этих переменных выделяют значащие показатели. Они отражают существенные свойства в будущей районной территориальной системе. При описании неизменных ее свойств применяются количественные характеристики, именуемые параметрами.

В описании изменений свойств территории района используются также базисные показатели. Они отделяют период основания прогноза от периода его упреждения. Временная последовательность изменений значений переменных образует динамический ряд прогнозируемого процесса территориального развития. В нем выделяются регулярная и случайная составляющие. Регулярная фиксирует плановые изменения значений переменной и отражает основную тенденцию в динамике прогнозируемого свойства. Случайная свидетельствует о влиянии на динамику этого свойства случайных воздействий и ошибках в измерении показателей.

Принципы прогнозирования процесса комплексного развития районных территориальных систем строятся в соответствии с общепринятыми в прогностике и территориальном прогнозировании, но с учетом специфики объекта и предмета прогноза - развития района. Среди этих принципов:

- системность, согласованность (закономерностей развития района, нормативных и поисковых его прогнозов различной природы и периода упреждения);

- вариантность (разработка вариантов прогноза исходя из сравнений особенностей, тенденций и рабочей гипотезы развития района, постановки цели в нормативном прогнозировании, вариантов изменения прогнозного фона);

- непрерывность (корректировка прогнозов по мере необходимости при поступлении новых данных о переменах);

- верифицируемость (определение достоверности, точности и обоснованности прогноза). Перечисленные принципы - не догма. Они могут дополняться. Но важно при этом обеспечить качество, полноту и сбалансированность территориальных прогнозов, цикличность, коллективность, компетентность и последовательность их разработки.

Формирование рыночной среды (пространство и инфраструктура рынка, цены, конкуренция, товарное насыщение, спрос и предложение, рыночная психология населения и предпринимателей, маркетинг, налоги, занятость населения и др.), ориентированной на социальный аспект, находится под контролем государства и органов территориального самоуправления. Ориентация же на социальный аспект формирования местного рыночного хозяйства позволяет этот контроль и регулирование осуществлять в направлении комплексного развития территории. Цель последнего - создание условий для повышения уровня и качества жизни.

При этом контроль за рынком осуществляется через конкуренцию, антимонопольное регулирование, налоги и другие финансово-экономические рычаги, позволяющие обеспечить социальную защиту населения. Социальный аспект включает в себя следующие элементы:

- равенство возможностей для образования, культурного роста, получения медицинской помощи, свободы выбора трудовой деятельности и формы предпринимательства на всей территории района;

- обеспечение минимального потребительского бюджета и социальной защиты населения района от инфляции и стихийного роста цен на продукты питания, другие товары и услуги первой необходимости;

- переход к новой политике занятости;

- проведение жилищной реформы;

- поддержка нерыночной социальной сферы (здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура и искусство, охрана природы, наука);

- регулирование доходов и социальная поддержка населения;

- расширение прав граждан на участие в органах местного самоуправления района;

- создание резервных социальных фондов района на случай непрогнозируемых кризисных скачков, катастрофических явлений.

Переход к социально ориентированному рынку в конкретном районе может осуществляться в контексте общих направлений формирования целостного республиканского, регионального, областного рыночного пространства. Вполне естественно, что каждый районный рынок будет иметь свою специфику, ибо в рамках общей реформы административным районам предоставлено право проводить политику саморазвития и самоорганизации экономического, социального, экологического и рыночного пространства района. В этой политике важными звеньями являются прогнозирование и регулирование. В последнем возрастает роль экономических методов. Они применяются в совокупности с административными и позволяют регулировать процесс комплексного развития района. Но модель механизма регулирования изменений в его подсистемах с учетом новых подходов еще предстоит разработать. На основе установленных целей, стратегии и прогнозных данных она должна обеспечивать приоритетное направление ресурсов:

- во-первых, на создание условий для повышения уровня и качества жизни населения района;

- во-вторых, на восстановление природного равновесия и естественных воспроизводственных процессов в окружающей среде.

Данные ресурсы формируются местными органами власти за счет системы налогов, арендной платы за землю, платы за природные ресурсы, штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование ресурсов. Но налоги, платежи и санкции - не только источники доходов района, но и активные регуляторы процессов развития всех сфер жизни района. Поднимая или снижая их величину, местные органы власти стимулируют тот вид деятельности, который дает большую полезность и эффективность в реализации районной стратегии.

Через регулирование (эластичное, гибкое, многофакторное) система местного самоуправления сможет адаптировать нарождающийся местный рынок к своим социальным целям. Формы адаптации различны. Одна из них - формирование социально-рыночного хозяйства района. Оно, как часть народного хозяйства, организуется и управляется на основе самоорганизации и является неотъемлемой частью целостного социально -экономического и природного организма территории.