3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики
Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т. д. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Сложившийся в России большой дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой расбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.
Следует подчеркнуть, что любое государство, независимо от его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики - не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. Еще Дж. М. Кларк отмечал, что при недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.
Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.
Фискальная политика является довольно сильным инструментом в борьбе с негативными явлениями циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.
Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом фис. 77).
Рис. 77. Кривая Лаффера
По абсциссе на этом графике откладывается величина процентной ставки r, а по ординате - величина налоговых поступлений R. Если r=0, государство никаких налоговых поступлений не получит. Коль скоро r=100%, начисто отпадают всякие стимулы к производству (ибо все доходы производителей изымаются), т. е. результат для государства аналогичный - нулевой. При любых же других значениях (r<0<100%) государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки (r=r0) общая сумма этих поступлений становится максимальной (R0=Rmax). Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения (r=r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0>R1, R0>R2.
Общие свойства кривой Лаффера могут быть охарактеризованы следующим образом: поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через какой-то временной интервал.
Кривая Лаффера отражает объективную зависимость роста доходов государства от снижения налоговых ставок. В то же время теоретически выявить величину r0 невозможно, она определяется эмпирическим путем. При этом крайне важно выявить, где находится фактическая налоговая ставка - справа или слева от r0. А поскольку кардинальные макроэкономические эксперименты чреваты серьезными потрясениями, на этот вопрос обычно отвечают на основе анализа реакции производителей на налоговые льготы в тех или иных конкретных отраслях. Впрочем, прецеденты принятия решений об изменении налоговых ставок на базе макроэкономического анализа имеются, например, так было при проведении политики "рейганомики" в 80-е годы в США.
Налоговая политика представляет собой составную и неразрывную часть общей экономической политики государства. Налоговая политика - совокупность государственных мероприятий в области налогов, направленных на достижение стабильности и прогресса в экономике. Обретение суверенитета позволило Республике Узбекистан определить свою самостоятельную независимую налоговую политику как важнейшую составную часть всей экономической политики.
При установлении налоговой политики определяющим был принцип приоритета экономики над политикой.
В проведении налоговой политики необходимо:
- во-первых, сочетать прямые и косвенные налоги: использовать разнообразие их видов, позволяющее учесть, как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы;
- во-вторых, учитывать принцип универсализации налогов, обеспечивающий одинаковые требования для всех плательщиков;
- в-третьих, учитывать принцип однократности;
- в-четвертых, применять научный подход при разработке ставок обложения и их дифференциации в зависимости от уровня доходов, стабильности системы налоговых льгот, стимулирующих предпринимательскую деятельность и социальную защиту населения.
При обосновании налоговой политики необходимо четко определить границы налогообложения. История развития человечества убедительно доказывает, что налогообложение имеет пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий. Французский философ Монтескье отмечал: "Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им".
Выполнение задачи определения границы налогообложения усложняется тем, что действует множество факторов, определяющих тяжесть налогового бремени. В отдельных странах делаются попытки ограничить налоговое бремя законодательными актами. Например, в ФРГ Сенат Федерального Конституционного суда в 1993 г. подчеркнул, что "удушающие, имеющие конфискационный характер налоги противоречат конституции в любом случае тогда, когда возложение налоговой повинности на налогоплательщика оказывается чрезмерным бременем и может в высшей степени негативно сказаться на его имущественном состоянии". Основополагающим принципом при определении границ налогообложения является принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговый платеж.
Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Принцип справедливости в налогообложении - относительное понятие, изменяющееся по мере развития производительных сил, культуры, исторических традиций и т. д. Учение о справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?
В вопросе о том, кто должен платить налоги, большинство ученых едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем широкое распространение получила точка зрения о том, что от налогов должны быть освобождены малые доходы. Многие экономисты отмечали, что от налога надо освобождать доход, на который можно содержаться с соблюдением условий, нужных для здоровой жизни, но без всякого превышения этого комфорта. Величина дохода, который освобождается от налога, различается по странам и по годам.
Важный теоретический и практический интерес имеет сравнение налогового бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнить налоговое бремя различных стран. После первой мировой войны этот вопрос получил не только теоретическое, но и практическое обоснование. В приложении к Версальскому договору было отмечено, что репарационная комиссия обязана следить за тем, чтобы "германская податная система была столь же обременительна, как и налоги любой из представленных в комиссии держав".
Сравнение податного бремени связано с целым рядом Трудностей: различная покупательная способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, удовлетворение некоторых потребностей в отдельных странах путем натуральных повинностей, различия в классификации доходов и др.
Разными учеными выдвигались различные подходы к обоснованию налогового бремени. Предлагалось определить его как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности. Отдельные экономисты считали, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющую сопоставить отдельные страны, даст доля налогов в валовом внутреннем продукте.
Современная налоговая система - результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием национальной экономики и самого государства.
Анализируя в целом налоговую систему Узбекистана, следует отметить, что нет необходимости ее коренной ломки, как это предлагается отдельными экономистами и теоретиками. Любая коренная ломка устоявшейся системы способна остановить поступательное движение, усложнить и без того сложную схему расчетов, способствовать росту недоимки.
В переходный период не следует кардинально ломать старую и конструировать принципиально новую налоговую систему. Требуется ее совершенствование прежде всего с учетом того, что налоги выполняют не только фискальную, но и распределительную функции. Необходимо поставить регионы в равные экономические условия по уровню налоговой ответственности перед республиканским бюджетом. К сожалению, в настоящее время имеет место ситуация, когда отдельные регионы вообще не перечисляют налоговые поступления в республиканский бюджет, что отрицательно сказывается не только на формировании его доходной части, но и Дезорганизует всю систему взаимоотношений центра с Регионами.
Следующее направление совершенствования налоговой системы - снижение налогового бремени. Необходимо очистить налоговую систему от надуманных, нерыночных налогов. Особенно много резервов в сокращении количества местных налогов, которые, не принося реальных доходов в бюджеты, серьезно усложняют работу не только счетных работников предприятий, но и специалистов Госналогслужбы.
Одно из главных требований к налогам - их стабильность в течение продолжительного периода времени. Частые поправки в налоговом законодательстве, инструктивных документах усложняют труд счетных работников, налоговой инспекции, приводят к недопоступлению крупных финансовых ресурсов в доходы бюджета. Налоговая система в своей основе должна быть устойчивой в течение примерно пяти лет. Только в этих условиях предприниматель имеет возможность прогнозировать доходы и расходы на перспективу, с учетом этого инвестировать прибыль в развитие производства и социальной инфраструктуры. Стабильность налоговой системы позволит также планировать и прогнозировать доходы и расходы бюджета.
- Оглавление
- Глава 13. Национальная экономика и экономический рост 406
- 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
- 1) Хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. Д.);
- 3. Главные направления современной экономической мысли
- 1) Неоклассическое;
- 2) Кейнсианское;
- 3) Институционально-социологическое.
- 1) Специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;
- 2) Науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
- 3) Цикл учебных дисциплин в вузах сша и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
- Основные понятия и термины
- 2. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой
- 3. Методология экономической теории
- 1) Субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
- 2) Неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
- 3) Рационалистический;
- 4) Диалектико-материалистический.
- 1) Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
- 1) Физиологические (в еде, питье, сне и т.Д.);
- Основные понятия и термины
- 2. Формы и модели общественного хозяйства
- 1) Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства;
- 2) Частная собственность на средства производства и продукты труда; 3) личный труд собственника средств производства;
- 4) Удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда;
- 5) Осуществление экономической связи между людьми через рынок, то есть ее общественный характер.
- 1) Превращение массы производителей в свободных, но лишенных всяких средств производства - процесс, означающий появление на рынке нового товара - рабочей силы;
- 2) Сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
- 3. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе
- Общие моменты любой экономической системы
- 1) Первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
- 2) Вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
- 3) Коммунистическая общественная формация.
- 1) Замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена;
- 2) Городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен и блага переходят непосредственно из производящего хозяйства в потребляющее;
- 3) Народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.
- 1) По форме собственности на средства производства;
- 2) По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
- Основные понятия и термины
- Глава 4. Рынок: содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура
- 2.Сущность рынка как экономической категории и самостоятельной подсистемы в национальной экономике. Функции рынка
- 3.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике
- 4.Система, структура и инфраструктура рынка
- 5.Биржи и их роль в рыночной экономике
- Основные понятия и термины
- 2. Предложение
- 3. Равновесие рынка. Условия равновесия
- 4. Конкуренция: понятие, виды, политика
- Основные понятия и термины
- 2. Полиморфизм собственности в рыночной экономике
- Государственная собственность
- Частная собственность
- Коллективная (групповая) собственность
- 3. Разгосударствление и приватизация: пути и формы, опыт зарубежных стран
- Три аспекта приватизации
- Основные понятия и термины
- 2. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение
- 3. Деньги как развитая категория рыночных отношений. Функции денег как система
- Деньги как средство обращения
- Деньги как средство платежа
- 4. Эволюция денег
- Основные понятия и термины
- Глава 8. Субъекты рыночной экономики
- 2. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства
- 3. Потребители и их поведение в рыночной экономике
- 4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
- 5. Государство и его рольв системе рыночного хозяйства
- Основные понятия и термины
- Глава 9. Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике
- 2. Система функций семьи
- 3. Семейный бюджет
- Основные понятия и термины
- 2. Понятие и виды экономического риска
- 3. Управление риском
- Основные понятия и термины
- 2. Зависимость роста производства от использования факторов производства
- 3. Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность
- 4. Издержки производства
- 5. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов
- Основные понятия и термины
- 12. Распределение: функциональное и индивидуальное
- 2. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 3. Индивидуальное распределение. Перераспределение доходов
- Основные понятия и термины
- Модель экономического оборота
- Типы воспроизводства
- 2. Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- Основные различия кейнсианского и классического подхода
- Макроэкономические модели
- 3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.Экономический рост и циклическое развитие
- Описание цикла
- Основные понятия и термины
- Глава 14. Совокупный спрос и совокупное прдложение. Функция потребления и сбережения, инвестиций. Макроэкономическое равновесие
- 2. Совокупное предложение
- 3. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор
- Средняя и предельная склонность экономики к сбережению и потреблению
- Мультипликатор. Эффект мультипликации
- 4. Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- Влияние факторов, не связанных со ставкой процента, на кривую инвестиционного спроса
- Модель акселератора
- Нестабильность инвестиций
- 5. Макроэкономическое равновесие
- Равновесие фирмы
- 1. Ситуация нескоординированной олигополии
- Равновесие национальной экономики
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Основные понятия и термины
- 2. Потребительский рынок и его проблемы
- 3. Формирование товарной политики
- Основные понятия и термины
- Модели рынков труда промышленно развитых стран мира Японская модель
- Модель сша
- Шведская модель
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- Особенности рынка труда в Узбекистане
- 4. Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая филлипса
- 5. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель узбекистана)
- Понятие социальной защиты. Социальная защита населения в Узбекистане
- 2. Единые пособия семьям с детьми до 16 лет.
- Основные понятия и термины
- Глава 17. Макроэкономическая нестабильность и инфляция
- 2. Виды инфляции и механизм их действия
- Открытая и подавленная инфляция
- 3. Социально-экономические последствия инфляции
- 4. Варианты антиинфляционной политики
- Основные понятия и термины
- История денежной единицы России
- 2. Денежная масса. Предложение и спрос на денеги
- 3. Теоретические модели спроса на деньги Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- 4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- Основные понятия и термины
- 2. Основы кредитно-денежного регулирования
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:
- Косвенные инструменты
- 3. Сущность резервных требований
- 4. Операции на открытом рынке
- Операции Центрального банка Узбекистана на открытом рынке
- Широкие категории операций на открытом рынке
- Операции с иностранной валютой
- 5. Роль центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики
- Балансовый отчет типового Центрального банка
- Влияние денежно-кредитной политики на макроэкономическую ситуацию
- Воздействие денежно-кредитной политики на процессы в финансовом секторе
- Исполнение государственного бюджета Республики Узбекистан в 1995 г.
- Основные понятия и термины
- 2. Инструменты рынка ценных бумаг
- 3. Организация, обращение и регулирование рынка ценных бумаг
- Организация рынка ценных бумаг
- Обращение ценных бумаг
- Регулирование рынка ценных бумаг
- Механизмы регулирования рынка ценных бумаг
- Обеспечение рынка ценных бумаг
- Основные понятия и термины
- 2. Финансовая система и ее субъекты
- 3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- Основные понятия и термины
- 2. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 3.Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Доходы государственного сектора
- Расходы государственного сектора
- Дефицит государственного сектора
- Методы финансирования бюджетного дефицита
- 4. Анализ бюджетной политики узбекистана
- Основные понятия и термины
- Формы кредита
- 2. Структура банковской системы
- 3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике
- 4. Денежная политика: цели и инструменты
- Основные понятия и термины
- Глава 24. Финансово-кредитная политика в рыночной экономике
- 2. Инструменты и типы финансово-кредитной политики
- 3. Современное состояние финансово- кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в узбекистане
- Структура капитальных вложений по источникам финансирования (в% к итогу)
- Основные понятия и термины
- 2. Принципы налоговой политики и функции налогов
- 3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики
- 4. Виды и инструменты фискальной политики
- Основные понятия и термины
- 2. Основные понятия и принципы прогнозирования комплексного развития региона или административного района
- Основные понятия и термины
- 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
- 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
- Основные понятия и термины
- 2. Проблемы эффективности международного разделения труда и его модели (теории)
- Основные понятия и термины
- Глава 29. Международная торговля и мировой рынок
- 2. Внешнеторговый мультипликатор
- 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика узбекистана
- Динамика товарной структуры экспорта и импорта в 1996-1997 гг.
- Товарная структура эспорта и импорта в 1997 г. В процентах
- Основные понятия и термины
- 2. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения
- 3. Экономические основы решения экологического кризиса. Мирное освоение космоса и мирового океана
- 4. Решение проблемы обеспеченности энергией и сырьем - важнейший фактор развития мировой цивилизации
- 5. Продовольственное обеспечение населения - непременное условие выживания
- 6. Демографические процессы и проблемы рынка труда
- Основные понятия и термины