logo search
Вся эктеория

Основные понятия и термины

Финансово-кредитная политика, инструменты бюджетной политики, инструменты денежной политики, рестрикционная политики, экспансионистская политика.

Глава 25. Налоговая и фискальная политика

1. Налоги: эволюция, определение и формы.

2. Принципы налоговой политики и функции налогов.

3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики.

4. Виды и инструменты налоговой и фискальной политики.

1. НАЛОГИ: ЭВОЛЮЦИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМЫ

Налоговая система возникла очень давно и развивалась постепенно по мере становления цивилизации. Существование стройной системы налогов во многом является признаком высокой степени государственного и экономического развития. Налоги в своем многовековом развитии прошли множество этапов. Одна из распространенных форм налогообложения упоминается в Библии: "И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня". Со времени культовых жертвоприношений и до сегодняшнего дня налоги менялись качественно и количественно. Налоги в строго современном смысле возникли с появлением государства. Однако еще на ранних этапах общественного развития имели место сборы, приношения или услуги. Начальной формой налогообложения были жертвоприношения, которые годами трансформировались в регулярные сборы. В ряде государств, например, в Древнем Риме, имели место чрезвычайно развитые налоговые системы. Достаточно отметить, что осуществлялась перепись населения для целей налогообложения, проводилась оценка имущества. Был сформирован механизм изъятия налогов в виде соответствующей иерархии лиц, ответственных за полный сбор налогов.

Для рассмотрения отдельных этапов становления налогов, эволюции теории налогов необходимо иметь четкое представление об их сущности и функции. Несмотря на то, что налоги имеют многовековую историю, налоговая теория стала создаваться только в XVII в. Естественно, что мнения отдельных экономистов по принципиальным вопросам налогообложения существенно различались. Да и в настоящее время не утихают дискуссии по многим его теоретическим аспектам.

При определении налогов следует прежде всего исходить из их сущности как экономического явления - денежные отношения между налогоплательщиками (по законодательству Узбекистана юридические и физические лица) и государством. Эти отношения бывают постоянные, повторяющиеся, долговременные, твердые и т. п.

В связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан (апрель 1997 г.) в понятие налогов включаются взносы, отчисления, сборы в государственный (республиканский) и местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Налоги по сущности - это обязательные денежные отношения по формированию доходов основного (бюджет) и внебюджетных фондов, а по форме - обязательный взнос в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемый налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами государства.

Подобное или близкое определение налога можно встретить в различных научных работах, энциклопедиях, словарях, нормативных актах. Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога - он может взиматься только на установленных законодательством основаниях. Наличие развитой системы налогов предполагает существование организованного государства, осуществляющего их сбор.

В определение налога следовало бы включить положение о том, что налоги - это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Следует также четко уяснить, что в налоговых отношениях отсутствует индивидуальный или особый эквивалент. Конечно, безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т. д.

Налоги отличаются всеобщностью. На ранних стадиях развития делались попытки увеличить государственные доходы за счет непомерного раздувания сборов и налогов. Да и в современных условиях в отдельных странах все еще сохраняется тенденция расширения количества налогов.

Таким образом, налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных, актов, всеобщностью.

Для анализа налоговой системы, структуры доходов необходима их систематизация и классификация.

Классификация налогов - это их группировка по признакам. По налоговому законодательству Узбекистана налоги классифицируются по следующим признакам:

а) по плательщикам - налоги с юридических и физических лиц;

б) по поступлению в бюджет - государственные и местные налоги;

в) по экономической сущности - прямые и косвенные налоги;

г) по видам - 8 республиканских и 10 местных налогов и сборов.

Исторически проблема классификации налогов решалась в соответствии с различными подходами. Например, в свое время выделялись: налоги на приобретение, налоги на владение, налоги на расходование средств, налоги на доход и имущество, налоги на потребление. Делались попытки построить налоговую классификацию на таком принципе, из которого можно вывести все основные виды налогов. В качестве такого принципа выделялась степень приближения к определению имущественного положения плательщика. Исходя из этого, все налоги разбивались на две группы: налоги, более или менее связанные с личностью плательщика, и налоги, совершенно не связанные с личностью какого-либо определенного плательщика. Налоги первой группы назывались персонально-окладными, второй - объективными или неокладными.

Наибольшее распространение и практическое применение получило разделение налогов на прямые и косвенные. Эта терминология появилась еще в XVII в.

Прямые - это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги получили наибольшее распространение в первой половине XIX в. К ним относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные налоги включают подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, с наследств и дарений, имущественный, подушный.

Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при его возрастании. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

По налоговому законодательству Узбекистана предусмотрены только общие налоги. Специальные налоги в республике не используются.

В последнее время предпринимаются попытки обоснования "новой" классификации налогов. Например, ассоциация "Налоги России" предлагает положить в основу классификации принцип, который позволяет оценить влияние каждого налога на мотивы поведения производителя. С этих позиций выделяются фиксированные налоги, т. е. не зависящие напрямую от уровня производства, продажи и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (налог на имущество, на пользование природными, трудовыми ресурсами, фиксированные налоги на отдельные виды деятельности). Это условно постоянные налоги. Вторая группа - условно переменные, или перераспределительные налоги (подоходные налоги, акцизы, НДС). Эти налоги призваны активно контролировать экономическую деятельность.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В составе федеральных налогов - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы на отдельные группы и виды товаров, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог с физических лиц; налоги субъектов федерации - налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, сборы за регистрацию предприятий и на нужды образовательных учреждений; местные - земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на содержание жилищного фонда и субъектов социально-культурной сферы, различные целевые сборы.