logo search
ЗМУ, 11 сем / РЭУ ЗМУ, 11 сем / Рылов_print1

1.7. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление»

Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы-члены федерации (например, земли, штаты, субъекты федерации) имеют собственные конституции или уставы, принципиально не противоречащие основному закону федерации – ее Конституции; законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые – федеральные – органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и др. [75, с. 1395].

Регионализм – политическое, экономическое и социальное течение, основанное на решении в приоритетном порядке вопросов местного, территориального уровня, с некоторым пренебрежением к государственным интересам, вплоть до попыток оформления полного суверенитета региона и формирования самостоятельного государства.

Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.

Регион (район) – территориальное образование, организованное с целью совместного ведения хозяйства на условиях определенных льгот для продвижения товаров, трудовых и других ресурсов и на этой основе достижения лучших экономических показателей.

Различают регионы: от крупных, охватывающих несколько государств, объединенных межгосударственными договорами и соглашениями, например Азиатско-Тихоокеанский регион, и др.; макрорегионов, охватывающих несколько субъектов федерации, это укрупненные районы, федеральные округа; средних регионов – субъекты федерации до малых территориальных образований – районов (городских и сельских). В настоящей работе под регионом понимается субъект федерации.

Менеджмент (англ. management) – административное руководство социально-экономическими системами, главным составным компонентом которых является человек. Административное руководство предполагает выполнение руководителем (менеджером) основных функций по обеспечению поставленных целей (планирование, организация, мотивация, контроль), связующих (принятие решений, коммуникации), и частных (специфичных) функций.

Управление (англ. control) – осуществление функций регулирования деятельности эргатических (технических) систем с целью достижения поставленных перед ними задач. В эргатических системах управляющий называется оператором.

Таксон – территориальная ячейка хозяйства государства, используемая в экономическом районировании и располагаемая в едином таксономическом ряду (части страны – европейская и азиатская; укрупненные экономические районы – центр и север европейской части РФ; Урало-Поволжье и Европейский юг; Сибирь, Дальний Восток; крупные экономические районы – Северный; Северо-Западный; Центральный; Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный; федеральные округа – Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный; регионы – субъекты Федерации; территориальные образования – более мелкие административно-территориальные единицы, в рамках которых организуется местное самоуправление (официальное – муниципальная власть и неофициальное – общественные органы самоуправления, например, КТОСы – комитеты территориального общественного самоуправления; сельсоветы – сельские советы в малых сельских поселениях).

Территориальное образование – пространственно локализуемая территория в разрезе сложившегося административно-территориального устройства страны. В зависимости от объема территории, ее географических и культурно-истори­чес­ких особенностей территориальное образование может быть разделено на уровни: государство, регионы (провинции, штаты, земли, кантоны и др.) и населенные пункты (территориальные поселения). С принятием Конституции РФ в 1993 г. территория страны была разделена на 89 регионов-субъектов Федерации. Среди них – республики, края, области, автономные округа, два города федерального значения и одна автономная область. Указом Президента РФ от 13. 05. 2000 г. для улучшения управляемости было образовано семь федеральных округов, включающих в свой состав определенные регионы и возглавляемых полномочными представителями Президента в федеральных округах. Таким образом, с мая 2000 г. в состав РФ входят 7 федеральных округов, включающих 21 республику, 6 краев, 49 областей, одну автономную область, 2 города федерального значения, 10 автономных округов, 1 867 районов, 1 091 город, 329 городских районов (округов), 1 922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа) и органы регионального и местного самоуправления [30, с. 102–105].

Инфраструктура региона – совокупность отраслей данного региона, оказывающих влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирм материального производства, а также на жизнеобеспечение населения. К отраслям инфраструктуры региона относятся: рыночная инфраструктура (финансовые учреждения, единая компьютерная информационная система, биржи, брокерские системы и др.); система мониторинга окружающей природной среды; отдельные отрасли промышленности, например фармацевтическая, строительство; здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание; транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, энергетическая система, пригородное сельское хозяйство, потребительский рынок, сфера услуг, социальных институтов и др. [78, с. 383].

Качество инфраструктуры региона – совокупность параметров (показателей) отраслей инфраструктуры региона, удовлетворяющих физиологические, социальные и духовные потребности человека, а также производственные потребности находящихся на территории региона фирм, организаций, учреждений. Параметры отраслей должны отвечать международным, федеральным (государственным) и региональным стандартам, нормативам и требованиям по экологичности, безопасности, адаптивности, рациональному использованию ресурсов [78, с. 384].

Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом – нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом [78, с. 385].

Концепция «7–С» – концепция гармоничного сочетания семи взаимосвязанных составляющих, образующих систему, на которых базируется эффективная организация. Ключевыми составляющими являются: стратегия, структура, подсистемы, штат, стиль управления, квалификация, разделенные ценности [78, с. 388].

Системный анализ – совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов для решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности человека, в управлении социально-экономическими, технологическими системами [26, с. 22]. Системный анализ опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура системного анализа – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации [75, с. 1209].

Системный подход в менеджменте – подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая «выход» (цель), «вход», связь с внешней средой, обратную связь, «процесс» в системе как преобразование входа в выход. При применении системного подхода сначала формируется «выход» системы, анализируется влияние внешней среды на систему, принимаются меры по обеспечению высокого качества «входа» и обеспечивается соответствие качества «процесса» параметрам «входа» и требованиям «выхода» [78, с. 405].

Ситуационный подход к разработке управленческого решения – это подход, ориентированный на изучение влияния на процесс управления конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов внутренней и внешней среды объекта (системы), выбранный метод управления или принятое решение следует корректировать на конкретные условия данной ситуации [78, с. 405].

Системно-ситуационный подход к управлению социально - экономическими объектами (системами) – это синтез системного и ситуационного подходов в менеджменте, разработанных локально, хотя на практике любой менеджер при принятии управленческих решений исходит из понимания объекта управления как системы с ее основными параметрами (выход, вход, воздействие внешней среды, процесс, обратная связь) и учитывает конкретную ситуацию на объекте (состояние эндогенных параметров) и во внешней среде (состояние экзогенных факторов). Именно интеграция этих двух подходов обеспечивает эффективный, качественный уровень государственного, регионального, муниципального управления и менеджмента фирмы.

Государственные минимальные социальные нормативы (ГМСС) – установленные законами РФ минимально необходимые социальные нормы обеспечения социальных гарантий каждому гражданину РФ. С учетом специфики природных условий в каждом регионе должны разрабатываться региональные минимальные социальные нормативы (РМСС) [26, с. 318–319].

Объект изучения региональной экономики и управления – пространственная сфера общественного воспроизводства, территориальное разделение труда и его систематизирующий элемент – регион – с признаками и требованиями для рационального хозяйствования (специализация, комплексность и др.) [27, с. 33].

Основные законы (закономерности) регионально-хозяйственного развития: повсеместный территориальный рост производства и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; специализация регионального хозяйства; межтерриториальные экономические связи и формирование региональных рынков; комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификация хозяйства регионов; межрегиональная экономическая интеграция и укрепление экономических основ государственности (федерализма) [27, с. 32].

Региональная политика РФ – это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов и всей региональной системы, а также механизм их реализации [27, с. 67–68].

Региональные экономические прогнозы – это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны [27, с. 103].

Целевые программы экономического, социального и иного развития регионов это согласованные и увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых за счет регионального бюджета, а также выделения субвенций из федерального бюджета [27, с. 112].

Современная система межрегиональных моделей национальной экономики включает три группы моделей:

 межрегиональный межотраслевой баланс;

 оптимизационные межрегиональные модели;

 модель экономического взаимодействия регионов [27, с. 131].

Финансовые ресурсы региона состоят из внутренних (ресурсы предприятий и организаций, расположенных в регионе, средства населения, доходы регионального бюджета, средства внебюджетных фондов) и привлеченных извне ресурсов (заемных средств в виде кредитов банков, банковских и бюджетных ссуд, бюджетных ассигнований, облигаций региональных займов). Источниками привлеченных средств являются долевой капитал сторонних инвесторов, частный капитал из других регионов, иностранные инвесторы, средства внебюджетных фондов, а также средства федерального бюджета, выделенные на безвозмездной основе в форме трансфертов, дотаций, субвенций, финансирования целевых программ и др. [27, с. 185–187].

Формирование в регионах благоприятного инвестиционного климата обеспечивается:

 созданием надежной, стабильной законодательно-нормативной основы, повышающей инвестиционную привлекательность региона;

 благоприятной налоговой и кредитной средой;

высоким культурно-образовательным уровнем местного населения;

 инфраструктурной обустроенностью территории региона;

 политической и экономической стабильностью [27, с. 202].

Основные направления государственной инвестиционной политики в территориальном разрезе:

 повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

 развитие инфраструктуры инновационного процесса;

 реализация новейших базовых технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса;

 использование технологий двойного назначения (для производства оборонной техники и гражданской продукции) и др. [27, с. 215–216].

Макрокомплексы промышленности и сельского хозяйства включают базовые, ведущие и потребительские комплексы. Базовые межотраслевые комплексы промышленности – это комплексы топливно-энергетический, металлургический и лесостроительных материалов. Ведущие межотраслевые комплексы промышленности – машиностроительный, химический, оборонно-промышленный. Потребительские комплексы хозяйства – агропромышленный (АПК), комплекс промышленных товаров потребления [27, с. 238–270].