logo
ЗМУ, 11 сем / РЭУ ЗМУ, 11 сем / Рылов_print1

3.5. Особенности и методы формирования регионального товарного рынка

Важная составная часть социально-экономического комплекса региона  региональный товарный рынок. В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный товарный рынок определяется как сфера обращения товара в пределах субъекта Федерации. Региональный товарный рынок (РТР) обладает такими характерными признаками, как наличие разных групп покупателей, отличие товаров по их потребительским свойствам, территория обращения. Функционирование региональных товарных рынков несовместимо с натурализацией обмена, проявлениями местничества, т. к. нарушается основополагающий принцип единого экономического пространства страны. В систему РТР включаются: потребительский рынок, рынок средств производства, рынок кредитно-финансовых ресурсов и ценных бумаг, рынок капиталов, рынок подрядных работ, рынок основных фондов и недвижимого имущества, рынок труда, рынок информации и др. [26, с. 279–281].

На формирование РТР влияют следующие факторы: природно-географические (природные условия, сырьевая база, экономико-географическое положение); экономические (состояние транспортно-коммуникационной сети, объём и структура платёжеспособного спроса населения, сложившаяся специализация региона); технологические (взаимозаменяемость товаров в производстве и потреблении); национально-административные (административно-территориальное деление, региональная экономическая политика); организационно-экономические (схемы управления в объединениях предприятий – концернах, холдингах, корпорациях, финансово-промышленных группах и др.); политические и исторические.

Многие исследователи отмечают первостепенную значимость рынков, транспортных и информационных коммуникаций в развитии регионов, укрупнении городов как центров торговли и рыночной инфраструктуры [33, 38, 53]. При изучении особенностей и закономерностей функционирования РТР целесообразно рассмотреть следующие аспекты:

Основным видом рынка в РТР считается потребительский рынок, обеспечиваемый предприятиями торговли и сферы услуг.

Торговая отрасль, включая оптовую, розничную торговлю и общественное питание, за последние три года быстро развивалась и претерпела значительные изменения. Достаточно сказать, что именно в торговой отрасли ужесточилась конкуренция между субъектами рынка.

По данным Госкомстата, на начало 2001 г. в отрасли зарегистрировано 1 153 тыс. предприятий. Из них численность малых предприятий составляет 407,5 тыс. единиц или 35 % общего количества. Товарооборот розничной торговли в 2001 г. составил 3 005 млрд р., а в первом квартале 2002 г. – 1105,4 млрд р., что на 9,2 % больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В макроструктуре розничного товарооборота в первом квартале 2002 г. 52,6 % составляли непродовольственные товары, 47,4 % – продовольственные товары. В целом по России уже на протяжении двух лет наблюдается тенденция увеличения роста товарооборота непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными, что свидетельствует о повышении платёжеспособности населения и его возможности приобретать товары длительного пользования. При этом доля негосударственных предприятий в объёме товарооборота выросла с 30 % в 1999 г. до 95,4 % в 2001 г.

Структура розничного товарооборота по формам торговли представлена на рис. 8 [99]4.

Рис.8.Структура розничного товарооборота по формам торговли в январе 2002г.

1 – крупные и средние организации розничной торговли (18 %);

2 – субъекты малого предпринимательства розничной торговли (36 %);

3 – крупные и средние неторговые организации (9 %);

4 – субъекты малого предпринимательства других отраслей (12 %);

5 – продажа на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (25 %)

По данным департамента торговли администрации г. Омска, в сфере торговли и общественного питания занято около 30 % экономически активного населения города. Ни одна другая отрасль экономики города не затрагивает интересы такого большого числа людей. Основной проблемой торговли можно считать то, что 70 % товарооборота приходится на долю рынков и внемагазинных форм торговли, лишь 30 % – на долю магазинов. Поэтому основным направлением концепции развития торговли следует выбрать развитие инфраструктуры оптовой, розничной торговли и общественного питания [99]5.

Предлагается внедрение следующих цивилизованных форм розничной торговли (табл. 10) [99]6.

С начала 90-х гг. XX в. доля внутренней торговли возросла с 5 % до 17 % ВВП. В сфере торговли работает около 1 млн самостоятельных хозяйствующих субъектов и около 10 млн в сфере неорганизованной торговли. Внутренняя торговля занимает второе или третье место среди отраслей, формирующих региональные бюджеты (по данным Госкомстата РФ, до 30 – 50 %).

Таблица 10

Формы розничной торговли

Формы

Концепция, стратегия, ассортимент

1

2

Гипермаркет

Предложение широкого спектра продовольственных и потребительских товаров (продажа товаров по самым привлекательным ценам, регулярные «промоушн»-акции,

бесплатная парковка)

Супермаркет

Предложение достаточного ассортимента услуг для осуществления еженедельных закупок (использование накопительных карт для постоянных клиентов, продажа товаров высокого качества, привлекательный уровень цен)

Центральный

магазин

Расположение на пересечении центральных улиц города, работа по специальному графику

Локальный магазин

Осуществление импульсных покупок, расположен в наиболее оживлённых местах. Стратегия деятельности исходя из запросов отдельных территорий, возможно предложение отдельных услуг

Экспресс-обслуживание

Осуществление импульсных покупок, расположен в наиболее оживлённых метах, возможно предложение отдельных услуг

Дискаунт

Продажа товаров по наиболее низким, по сравнению с конкурентами, ценам. Преобладание значительной доли товаров для дома (продовольственные товары, одежда для всей семьи, автомобильные аксессуары, игрушки, украшения и пр.)

Торговый центр

Булочная, деликатесы, замороженные продукты, диетические продукты, фотоуслуги, парикмахерская, банковские услуги и т. д.

Торговые площади

Бакалея, фармацевтика, деликатесы, замороженные продукты, фотоуслуги, товары для животных, бытовая химия и др.

Универсальные

магазины

Бакалея, одежда, канцтовары, мебель, электроника, отделочные материалы, украшения и т. д.

«Драгери»

(хозяйственный магазин)

Магазин самообслуживания

Функционирование РТР непосредственно связано с развитием региональных и внешнеэкономических торговых отношений. Межрегиональные экономические связи (МЭС) формируются и развиваются под влиянием территориальной специализации при государственном регулировании. МЭС проявляются на первых уровнях экономики: микроэкономическом – между отдельными предприятиями, фирмами и индивидуальными предпринимателями; территориально-отраслевом – между производственными комплексами, отраслями экономики, муниципальными образованиями (городами, районами); макроэкономическом-между регионами.

Номенклатура товаров, формирующих МЭС, делится на две группы: 1) продукция, которая должна производиться в каждом регионе для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий и организаций (тем не менее природные условия отдельных регионов, например Крайнего Севера, не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию); 2) товары, которые могут выпускаться только в одном или нескольких регионах, а также те виды продукции, объём выпуска которых превышает собственные потребности региона.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) регионов играет особо важную роль для приграничных регионов. Бизнесмены отмечают ряд административных барьеров, препятствующих активизации ВЭД: непостоянство законодательства, контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью, международные барьеры (РФ – не член ВТО, поэтому к ряду предприятий выставляются неправомерные санкции со стороны иностранных партнёров); налоговые барьеры, в т. ч. задержка возврата НДС налоговыми органами за экспортируемые товары, увеличение пакетов оформляемых при экспорте документов; таможенные барьеры (оформление грузов до 10 дней, тогда как в странах ЕС – до 10 минут) и др. Наличие подобных проблем привело к ситуации увеличения «теневого» оборота в РФ до 40 % от ВВП (по подсчётам экономистов), от чего страдают государство – от недополученных налогов, население – от дефицита средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели – от проблем ведения двойной бухгалтерии, опасности в любой момент попасть в поле зрения правоохранительных органов [94]7.

В целом по РТР следует отметить охлаждение интереса к такому инструменту, как биржи. Очевидно, это связано с развитием рынка информации, распространением Интернета, появлением электронных торгов (е-коммерции). Рынки ценных бумаг, формируемые на фондовых биржах, характерны для регионов-доноров, мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), где котируются акции крупнейших предприятий не только как инструмент управления (контрольный пакет акций (50 % + 1 акция) позволяет осуществлять переход права собственности на предприятие к новому хозяину, создающему новую систему управления на предприятии и зачастую меняющему профиль его продукции), но и как ценные бумаги. Для рядовых акционеров многих предприятий большинства регионов акции теряют привлекательность, т. к. дивиденды по ним не выплачиваются. Ситуация может измениться при росте экономического потенциала предприятий, обеспечении устойчивого роста экономики регионов и РФ в целом (не только за счёт нефте- и газодолларов), получении предприятиями прибыли и возможности часть её использовать на выплату дивидендов.