logo
ЗМУ, 11 сем / РЭУ ЗМУ, 11 сем / Рылов_print1

Введение

Дисциплина «Региональная экономика и управление» входит в состав специальных дисциплин, программа которых определяется для вузов государственным образовательным стандартом по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Базовыми дисциплинами для «Региональной экономики и управления» служат экономическая теория, макро- и микроэкономика, система государственного и муниципального управления, основы менеджмента, информационные технологии, математическое моделирование экономических и социальных процессов, территориальная организация населения и др. Изучение дисциплины позволяет студентам более глубоко познать общие характеристики региона (субъекта Федерации), структуры власти в регионе (представительную, исполнительную, судебную), роль средств массовой информации и их влияние на формирование общественного мнения; характеристики муниципальных образований, формируемых на территории региона, их структуры и функции управления (местного самоуправления и общественных институтов управления) для обеспечения деятельности систем жизнеобеспечения населения; природно-ресурсный потенциал регионов; производственные комплексы рыночной специализации и внутрирегионального значения, закономерности и принципы размещения хозяйствующих субъектов; роль региональных и муниципальных органов власти в регулировании социально-экономических процессов на территориях региона и муниципальных образований, методы прямого и косвенного управления хозяйствующими субъектами разных форм собственности и различных организационно-правовых форм деятельности; процессы бюджетирования на разных уровнях иерархии управления регионом и муниципальными образованиями, правовое регулирование взаимоотношений (в т. ч. бюджетных) между региональными и федеральными уровнями власти, между региональными органами и органами местного самоуправления; развитие общественных форм и институтов самоуправления населения и их поддержки со стороны властных структур, как одну из предпосылок формирования зрелого гражданского общества.

Целью дисциплины является формирование теоретических знаний (в том числе остаточных) и практических навыков по решению проблемных вопросов стабилизации и динамичного развития регионов на основе стабильного функционирования всех хозяйствующих субъектов на территории региона, вносящих свой вклад в доходную часть бюджета региона и формирование консолидированного регионального бюджета, по решению вопросов руководства, регулирования и координации деятельности муниципальных образований на основе территориального разделения труда, традиционной специализации городских и сельских поселений, широкой приобщённости населения к решению насущных жизненно важных вопросов, развитию межрегиональных и внешнеэкономических торговых, культурных, спортивных и др. связей, уменьшению безработицы населения, развитию организаций социальной инфраструктуры, повышению уровня и качества жизни населения.

Объектом исследования «Региональной экономики и управления» являются общие закономерности и специфические особенности развития регионов России, системы управления ими, связи между регионами и регионов с другими странами мира.

Предметом исследования дисциплины служат процессы экономической, социальной, экологической, правовой и др. направлений деятельности органов управления регионами и муниципальными образованиями на их территории в их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости. По оценке некоторых отечественных учёных, на уровне регионов решается до 60 % вопросов стратегического и тактического характера, определяющих экономику регионов и страны в целом. Поэтому актуальность исследования теоретических, методологических и практических аспектов дисциплины, специальности и научного направления «Региональная экономика и управление» чрезвычайно важна.

Дисциплина имеет глубокие исторические истоки, изучалась и продолжает изучаться в вузах под различными наименованиями: «Экономическая география и регионалистика», «Регионоведение», «Экономическое территориальное районирование страны» и др. Специальность «Регионоведение» открыта во многих вузах страны.

Учебное пособие по дисциплине раскрывает содержание основных вопросов государственного образовательного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление». В первой теме учебного пособия раскрыты предпосылки формирования дисциплины, отражены взаимосвязи между отраслевой структурой экономики и региональной (территориальной) организацией хозяйства, территориальная организация общества в РФ, проведена классификация административно-территориальных единиц России, отмечены общие закономерности экономики и принципы менеджмента, применимые в теории и практике региональной экономики и управления; выделены основные задачи региональной экономики и управления, критерии и требования дисциплины, основные проблемы теории и практики территориальной экономики и управления в России, ключевые термины региональной экономики и управления.

Во второй теме охарактеризованы общие признаки региона как объекта хозяйствования и управления, указаны региональные особенности хозяйства, формы региональных хозяйственных единиц, рассмотрена отраслевая структура федерального округа как макрорегиона, отражены закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил в условиях регулируемого рынка, межрегиональные связи, приведены методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства; охарактеризован природно-ресур­с­ный потенциал России.

В третьей теме раскрыты основные методологические аспекты развития региональной экономики и управления: трудовые ресурсы и региональный рынок труда, региональное распределение населения; природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование; научно-технический и организационный факторы развития регионов; отраслевая структура размещения экономики, типология регионов; методы определения отраслей рыночной специализации регионов, особенности и методы формирования регионального товарного рынка, экономическая эффективность производства; региональная бюджетно-налоговая система и межбюджетные отношения; подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социального развития регионов, принципы организации и функционирования региональной структуры управления; региональная политика государства и регионов.

В четвертой теме отражены причины дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, показаны направления сближения уровней развития за счет: разработки и реализации целевых программ развития регионов; формирования свободных экономических таксонов; усиления динамики межрегиональных транспортно-экономических и внешнеэкономических связей регионов; развития крупных городов; малых городских и сельских поселений; повышения конкурентоспособности территорий; укрепления экономики домашнего хозяйствования.

Пятая тема посвящена практическим аспектам регионального развития на примерах динамики развития Сибирского федерального округа, Омской области, структур управления Омской областью. Материалы этой темы, также, как и контрольные вопросы, приведенные по каждой из тем, могут быть использованы при проведении практических занятий по дисциплине.

Вместе с тем пособие не претендует на полноту изложения обширнейшей тематики региональных исследований. Поэтому пособие завершает достаточно подробный библиографический список, включающий основные нормативно-правовые акты, теоретическую литературу и периодические издания, в которых освещаются текущие дискуссионные вопросы региональной экономики и управления. Перечень источников предназначен для помощи студентам в самостоятельной работе над тематикой контрольных, курсовых работ и при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине.

Научную новизну представляют отражённые в работе происходящие в экономике страны трансформации по освоению механизмов рыночной экономики, децентрализации управления с приоритетом демократичных подходов к управлению, его гуманизации, социальной ориентированности государства с выдвижением на первый план суверенитета прав граждан, повышения благосостояния и качества жизни населения, которое возможно лишь на направлениях улучшения качества менеджмента, создания адекватных возможностям общества систем управления, повышения эффективности как производственной, так и социально-инфраструктурной составляющих экономики регионов, муниципальных образований и страны в целом. В качестве компонентов научной новизны работы можно выделить: а) анализ связей между экономической теорией, теорией менеджмента и региональной экономикой и управлением. Автором показано, что общие законы экономического развития, закономерности и принципы менеджмента применимы к теории региональной экономики и управления (РэиУ). Вместе с тем теория РЭиУ имеет отличительные особенности, которые выделили её в самостоятельное научное направление и учебную дисциплину; б) впервые в работе разделены общие основы теории и методологии РЭиУ, характерные для любого анализируемого региона, и специфичные вопросы, которые обусловлены самими различиями регионов между собой как с позиции управления, так и с точки зрения разных подходов к формированию эффективной региональной экономики; в) приведена такая характеристика региона, территорий, как их конкурентоспособность, имеющая важное значение в современный период глобализации экономики, увеличения значимости межрегиональных связей внутри страны и внешнеэкономической деятельности регионов-предпринимателей; г) отражены основные аспекты экономики домашнего хозяйствования и ее вклад в региональную экономику.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

1) общие и специфические характеристики регионов, муниципальных образо- ваний (городов и сельских поселений), методы, используемые при решении задач, анализе и исследовании деятельности регионов (муниципальных образований);

2) основные задачи производственной сферы, объектов социальной инфра- структуры и потребительского рынка регионов и муниципальных образований (МуО);

3) территориальную организацию общества;

4) особенности расселения населения по регионам России, его основные показатели;

5) региональные особенности хозяйства, обусловленные природно-ресурсным потенциалом регионов, учётом международного и межрегионального разделения труда;

6) межрегиональные экономические связи с регионами внутри РФ и внешне- экономические связи регионов с другими государствами;

7) основные закономерности, принципы и факторы размещения производитель- ных сил, формирования территориальных производственных комплексов рыночной специализации и внутрирегионального значения, комплексов социальной инфра- структуры и систем жизнеобеспечения населения, методы эффективного использования природно-ресурсного потенциала регионов, методологию расчётов экономической эффективности региональной экономики;

  1. цель и методы формирования свободных экономических таксонов;

9) методологию осуществления процессов бюджетирования на уровне регионов и муниципальных образований; структуру налогообложения хозяйствующих субъектов, включая домашние хозяйства и физических лиц;

10) структуру, функции и принципы управления на региональном уровне и уровнях местного и общественного самоуправления; роль федеральных округов и полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах для обеспечения проведения единой государственной и региональной политики, улучшения взаимодействия и координации действий федерального центра и регионов;

уметь

- применять полученные знания при разработке специфичных проблемных задач регионов и муниципальных образований с учётом приоритета прав граждан территории и на основе выработки компромиссных управленческих решений, консенсуса точек зрения всех ветвей власти и формирующегося гражданского общества, политических течений и партий для обеспечения устойчивой динамики развития территорий, повышения благосостояния населения конкуренто- способности территорий.

Полученные знания и умения студенты могут использовать при изучении последующих специальных дисциплин учебного плана, при разработке курсовых и дипломной работ. Учебное пособие может быть применено студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения, а также полезно практикам-менеджерам региональных и муниципальных органов управления.

Завершается учебное пособие перечнем тем рекомендуемых контрольных (курсовых) работ с требованиями к их выполнению и аттестационными вопросами по дисциплине. Темы контрольных работ имеют теоретическую и практическую направленность. При выполнении теоретических тем студенты могут использовать учебное пособие и дополнительно источники литературы, нормативно-правовые акты, периодические издания, указанные в библиографическом списке. При выполнении тем практического характера целесообразно использовать свежие статистические данные по развитию федеральных округов, регионов, муниципальных образований из ежегодных статистических сборников и материалов Интернета, изложенных в сайтах официальных властных структур.

Автор выражает благодарность сотрудникам региональных и муниципальных органов власти, сотрудникам ОмГТУ за предоставление реальной информации о структурно-функциональном составе своих подразделений, а также коллегам кафедры «Менеджмент» и сотрудникам издательства ОмГТУ, помогавшим своими советами улучшить содержание рукописи учебного пособия и оформить его электронную версию.