logo
ЗМУ, 11 сем / РЭУ ЗМУ, 11 сем / Рылов_print1

2.3. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка

Развитием общественного производства управляют экономические законы, отражающие объективные связи и взаимозависимости между явлениями и процессами экономики. Тип имущественной собственности, уровень обобществления производства, формационные особенности экономических отношений определяют характер и формы проявления этих законов. Познав их, можно успешно воздействовать на экономические процессы и регулировать их.

Особую модификацию экономических законов, обусловленную своеобразием сферы действия, составляют объективные законы (закономерности) регионального развития производства. По существу, это законы общественного территориального разделения труда.

В условиях организованного рынка управление формированием хозяйства регионов и региональных систем подчинено общим законам (закономерностям) их развития – целенаправленности, взаимоувязанности и результативности. Законы выражают объективную необходимость и складывающиеся тенденции регулируемого развития не только региональных хозяйственных комплексов, но и совершенствование межрегиональных пропорций хозяйства, его комплексной территориальной организации и достижения при этом высокой эффективности народного хозяйства.

Исходя из опыта регионально-хозяйственного развития, его основными конкретными законами (закономерностями), объективными тенденциями и требованиями можно считать: 1) повсеместный территориальный рост производства и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; 2) специализацию регионального хозяйства, межтерриториальные экономические связи и формирование региональных рынков; 3) комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификацию хозяйства регионов; 4) межрегиональную экономическую интеграцию и укрепление экономических основ государственности (федерализма).

Законы (закономерности) проявляются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и взаимообусловленности в масштабе страны или однотипных стран, имеют общее значение для развития хозяйства отдельных регионов и региональных систем.

Законы и принципы развития региона имеют исторический характер, они выявлялись и уточнялись в ходе экономического строительства. Некоторые из них постепенно теряли, другие усиливали свое значение, появлялись новые.

Объективные особенности и требования регионального развития в виде его тенденций – экономических законов – служат первой научной основой региональной политики и механизма регулирования экономики регионов.

Другой научной основой, отражающей те же объективные региональные особенности, являются подлежащие выявлению, изучению и учету разнообразные факторы развития регионов и их систем – экономические, географические, исторические, организационные, ресурсные, политические и прочие.

Если условия, предпосылки относятся к предприятиям и отраслям, то они именуются факторами размещения производства. Среди всех факторов некоторые относятся только к отраслевым условиям (например, энергоемкость производства) или только к региональным (например, населенность территории).

Выделяют факторы рыночной среды в регионе: ресурсные – количество населения, масштабы и отраслевой состав хозяйства, формирующие платежеспособный спрос, ресурсы земли (свободные площадки), воды, сырья, технологического оборудования, квалифицированной рабочей силы, финансовый потенциал; инфраструктурные – коммуникационно-информационная сеть, институционально-рыночные структуры (банки, биржи, страховые компании и т. д.); транспортные коммуникации, технопарки и прочие организации, способствующие инновационной деятельности, фонды поддержки предпринимательства и т. д.; внешние политические факторы – федеральное и региональное законодательство, социально-психологический климат и т. д.

Поскольку факторы формализуются (выражаются количественно), то они используются для расчетных обоснований размещения и регионального развития производства, в частности для выводов о целесообразности развития тех или иных регионов или мест дислокации тех или иных предприятий.

В России наиболее богаты топливно-энергетическими ресурсами, где они наиболее дешевы, районы Сибири (62 %) и Дальнего Востока (31 %). Самыми эффективными отраслями обрабатывающей промышленности в Сибири являются энерго- и топливоемкие – цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, поскольку доля потребления топлива и электроэнергии на единицу продукции y них наивысшая (более 35 % против средней 6 %). Поэтому целесообразна специализация сибирских регионов не только на добыче дешевого топлива и энергии, но и на их переработке. Такой вывод делается из сопоставления факторов развития регионов (энергообеспеченность) и размещения отраслей (энергоемкость).

Система факторов, наряду с экономическими законами, является неотъемлемой частью методологии и организации социально-экономического развития регионов и формирования региональной структуры экономики (рис. 6).

Региональная экономика базируется на теории факторов развития регионов и их систем.

Значение факторов меняется с переходом к рыночным отношениям.

Почти в 10 раз увеличились региональные различия в стоимости топлива и в 3–4 раза – электроэнергии. Повышение значимости природных факторов обусловлено также расширением самостоятельности субъектов Российской Федерации в распоряжении естественными богатствами.

Повысилась роль транспортного фактора. В результате опережающего роста стоимости перевозок по сравнению с издержками производства товаров и цен на них локализуются рынки товаров отечественного производства, осложняется их выход на мировой рынок, создаются предпосылки для диверсификации хозяйства регионов при одновременном сужении их производственной специализации и межрайонного обмена.

С усилением региональных различий в стоимости жизни и рабочей силы, уровне занятости, возросшей и часто не совпадающей с региональными экономическими интересами миграцией населения, возрастает и влияние социального фактора на развитие регионов. Эта тенденция сохранится с выходом из кризисного состояния и ростом уровня жизни и себестоимости рабочей силы.

В новых условиях изменились сами обстоятельства формирования региональных ресурсных предпосылок развития. Так, стоимость топливно-энергетических ресурсов зависит от ценовой и налоговой политики в отраслях ТЭК, размежевания по видам государственной собственности (федеральная, субъектов Федерации), разноэтапности регулирующих мероприятий в ТЭКе, а не только от качественных отличий месторождений топлива и их размещения.

Рис. 6. Система методологических и организационных основ развития

регионов и формирования региональной экономики

На стоимость капитального строительства влияют не только ожидаемые темпы изменения объемов продукции и потребительского спроса в регионах, наличие или отсутствие квалифицированной и дешевой рабочей силы, но также и уровень региональной инфляции, перспективы привлечения отечественных и иностранных инвестиций, стабильность межнациональных и социальных отношений и т. д.

Транспортные тарифы изменяются не только от темпов роста грузонапряженности магистралей на основных направлениях массовых перевозок, уровня технического состояния транспортного комплекса, но и от степени сближения (отдаления) мест спроса и центров предложения товаров, изменения цен на топливо, электроэнергию, средства подвижного состава и т. п.

В рыночной экономике весьма поднялась роль фактора информационных ресурсов и коммуникационных систем. Оценка воздействия территориальных факторов на условия хозяйствования в регионе выражается в форме качественных и количественных характеристик, прежде всего стоимостных, дающих представление о возможностях результативной социально-экономической деятельности.

Важное регулирующее и определяющее значение для формирования регионально-хозяйственных комплексов имеет закон территориального роста производства и выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Он предусматривает повсеместное поступательное развитие производительных сил на базе научно-технического и организационного прогресса и других благоприятных факторов, более равномерное территориальное распределение производства, сближение различных регионов по интенсивности хозяйственного и социального развития, что предполагает ускоренный подъем отсталых и депрессивных регионов, а также имеющих особо выгодные предпосылки развития.

Материальные потребности общества безграничны, а производственные ресурсы ограничены. Отсюда достижение необходимых темпов и масштабов экономического роста стран и регионов составляет вечную проблему науки и практики.

В плановом хозяйстве потребность в продукции, в том числе по регионам, определяется по заданным ключевым ориентирам – прирост населения, национального дохода и т. д. – и материальным балансам важнейших видов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования с учетом загрузки производственных мощностей. Рыночная региональная экономика исходит прежде всего из факторов платежеспособного спроса, его регионального распределения, а затем из динамики факторов предложения. При этом, за исключением отдельных потребительских товаров, рыночное равновесие спроса и предложения достигается только на уровне макроэкономики, в масштабе всей страны (с учетом внешнеэкономических связей). Принимаются во внимание эластичность спроса и предложения, тенденции потребительского поведения и т. п.

Как установлено учеными, в современных развитых странах фактически нет единой рыночной экономики, а есть двухсекторная – рыночная и государственно-корпоративная. В первой, с огромным количеством мелких и средних производителей массовых потребительских товаров, действует рыночный механизм, устанавливающий равновесную цену под воздействием спроса, предложения и конкуренции. Во втором секторе, представленном относительно небольшим (по сравнению с первым) количеством товаропроизводителей (крупные и крупнейшие), производящих 80–90 % ВВП, господствуют формы централизованной организации общественного воспроизводства. Поэтому и ценообразование в нем сходно с тем, которое применялось в плановой экономике (к издержкам производства добавляется заранее установленный процент прибыли). Товарный спрос здесь не является исходным звеном экономических отношений, он заблаговременно организуется производителем на основе производства новых технологий, призванных заинтересовать покупателя (как правило, определенного круга) в новой продукции.

Очевидно, нужен не простой, а эффективный экономический рост, обусловленный интенсивными факторами, научно-техническим и организационным процессом. На долю повышения производительности труда приходится в среднем около 70 % прироста совокупного продукта, в развитых регионах – больше, в слаборазвитых – меньше, а на долю увеличения затрат труда – примерно 30 %.

Главными источниками роста производительности труда служат научно-технический прогресс, затраты капитала, образовательная и профессиональная подготовка кадров. Решающий фактор – инвестиции, при которых только и возможно расширенное воспроизводство. Определяющее влияние на темпы экономического роста оказывает норма производственного накопления в стране, т. е. прирост основных производственных фондов к национальному доходу. Стимулирует экономический рост механизм рыночной конкуренции, заставляя товаропроизводителей совершенствовать технологию и организацию производства, снижать его издержки.

Выявляя тенденции экономического развития регионов в условиях рынка, надо исходить из того, что реальной опорой национальной экономики России может быть лишь крупнотоварное производство, крупнейшие производственно-технологические системы новых поколений и «большой» бизнес, а малое и среднее предпринимательство должно рассматриваться в виде дополнения к ним.

Ключевой предпосылкой поступательного регионального развития больших стран зачастую рассматривается «сила государства». По исследованиям японских ученых, интегральная оценка этого показателя по решающим компонентам (экономическая мощь, природные ресурсы, военная сила, наука и технологии и др.) составила: США – 100 %, Япония – 47 %, Франция – 45 %, Англия – 43 %, Германия – 42 %.

Темпы развития региональной экономики находятся под влиянием общей экономической обстановки (степени мобилизации ресурсов, совершенствования хозяйственной специализации и интеграции регионов, прогрессивных направлений структурной перестройки, типа региона и выбора сценария его развития, уточненного на федеральном уровне и т. д.), а также региональных особенностей научно-технического и организационного прогресса.

При достижении экономического роста возникает проблема устойчивого развития, стремление к равновесию жизнеобеспечения, преодолению отрицательных экологических и социальных последствий развития стран, регионов в рыночной обстановке. Такую трактовку дал международный форум в Бразилии по проблемам устойчивости развития (1992 г.).

Постиндустриальное общество вполне может развиваться без крупных социальных и экологических кризисов, природных и техногенных катастроф, залогом чего является культурный и научно-технический прогресс. Поддержание устойчивости общества и среды осуществляется на основе самоорганизации людей и государственного регулирования.

Но есть другой аспект устойчивого развития, обусловленный объективной неравномерностью роста многоукладной рыночной экономики во времени и пространстве. Она неизбежна из-за разносрочных колебаний экономической конъюнктуры, общественного спроса и предложения. Макроэкономическую динамику хозяйственной активности, принимающую характер циклического развития, чередования подъемов и спадов объясняют фазами обновления основного капитала под влиянием научно-технических нововведений. Жизненный цикл технологического уклада охватывает до 100 лет, а более частые циклы воспроизводства основного капитала – 8–10 лет. Они по-разному сказываются на развитии различных регионов.

Не случайно У. Изард в своем капитальном труде отводит специальное место этому явлению. В частности, он отмечает, что для предотвращения больших колебаний производства в регионе желательно развивать в нем совокупность таких отраслей, циклические колебания которых проявляют тенденцию к взаимопогашению или по крайней мере не усиливают друг друга3. Следовательно, необходимо учитывать тормозящее влияние на экономический рост циклов многоукладной экономики и сужение совокупного спроса (в том числе инвестиций) из-за сокращения доходов трудящихся, неполной занятости и безработицы в периоды спада производства.

В условиях неравномерного роста производства по территории важным требованием является выравнивание региональных уровней социально-эконо­ми­чес­кого развития.

Известно, что хозяйственный прогресс, как и повышение народного благосостояния, зависят не столько от общих масштабов производства в регионе, сколько от уровня его экономического развития, определяемого сопоставлением как с эквивалентными характеристиками в расчете на душу населения, так и с другими территориями и средними величинами по стране. Отсюда первостепенное значение приобретает обеспечение условий для проявления всех прогрессивных тенденций развития производительных сил регионов – научно-технического роста, интенсификации производства, его специализации и диверсификации, межрегиональной кооперации и интеграции.

Процесс дифференциации социально-экономических параметров контролируется во всех развитых странах. Социально ориентированная рыночная экономика не допускает чрезмерных различий региональных социальных и экономических уровней, хотя в отличие от планового хозяйства их значительный разрыв здесь неизбежен.

В настоящее время разрыв промышленных уровней по макрорегионам России достигает 4,5 раз, а по регионам – в 10 раз больше.

Решение проблемы требует прежде всего активизации экономических рычагов в депрессивных и отсталых регионах путем первоочередного создания условий для притока инвестиций, оживления товарного и фондового рынков, расширения малых форм бизнеса и т. д. Важное значение приобретает оптимизация соотношения объемов производственного накопления и личного потребления. В условиях рынка заметно влияние его организационных структур на традиционные факторы формирования региональных уровней (динамика производства, его отраслевая структура и т. д.).

Закон территориальной специализации, межрегиональных связей и формирования региональных рынков диктует необходимость наилучшего производственного профилирования регионов и совершенствования межрегиональных обмена и пропорций. Он требует обоснования наиболее эффективных направлений развития каждого региона в системе общегосударственного разделения труда, способствует широкому участию региона во внешнеэкономической деятельности. При этом закон управляет формированием товарной структуры и ареалов региональных рынков.

Рациональная специализация хозяйства регионов и других территорий – важная объективная тенденция (закономерность) и руководящий принцип регионального развития. В России макрорегионы имеют четко выраженный хозяйственный профиль, в основном отвечающий их экономическим и природным условиям и особенностям.

По экспертным оценкам, доля межрегионального оборота по отношению к ВВП снизилась в России с 22 % в 1990 г. до 12–14 % в 1999 г. Это обусловлено опережающим ростом тарифов на разных видах транспорта, которые увеличились в 11–22 тыс. раз при росте цен на промышленную продукцию в 9 тыс. раз. В результате многие межрайонные экономические связи, особенно восточных районов с европейскими, стали невыгодными.

В рамках единого рынка (страна, межгосударственный союз и т. д.) спрос и предложение на товары и другие ресурсы полностью балансируются (с учетом внешних связей). В локальных, региональных рынках, каждый из которых представляет определенную часть потребительского спроса (товарного сбыта), такое равновесие обычно не достигается полностью (за исключением отдельных товаров потребления).

Рынок сибирских лесотоваров, помимо Сибири, должен распространяться главным образом на южные районы Европейской России (а также на Казахстан и Среднюю Азию). Он же может покрывать дефицит лесотоварного рынка Европейского Севера, Волго-Вятки и Урала.

Региональные товарные рынки на перспективу формируются на основе схем производственно-сбытового районирования и отраслевых схем размещения производства и характеризуются по важнейшим видам продукции путём выделения агрегированных групп товаров. Емкость рынка обусловлена размещением потребительского платежеспособного спроса на продукцию, а возможные объемы ее предложения – производственными мощностями отраслей-поставщиков, конкурентоспособностью их продукции и уровнем рыночных цен.

С экономическими отношениями специализации и межрайонных связей сопряжен закон комплексного развития, структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов. Отражая закономерные явления и процессы территориального разделения труда, он предполагает необходимую пропорциональность хозяйства разных территориальных образований и их систем, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям, гармоничное развитие отраслей специализации и инфраструктуры, городов разного масштаба, городских и сельских населенных пунктов.

Этот закон требует первостепенного внимания к решению социальных проблем, охране и рачительному использованию природных богатств и всей естественной среды. Он управляет структурной перестройкой хозяйства регионов в интересах рыночных отношений и повышения жизненного уровня населения, приспосабливая экономику к конъюнктуре товарного спроса и предложения (диверсификация). Активную роль должны играть оба направления структурной перестройки в регионах: производственно-технологическое (формирование наукоемких производств и др.) и производственно-отраслевое (конверсия оборонно-промышленного комплекса с выпуском продукции двойного назначения, реконструкция аграрного сектора, подъем производства товаров народного потребления и т. п.). Причем приоритетными для этих мероприятий являются ведущие регионы и центры размещения соответствующих отраслей.

При этом необходимо обеспечить и гармоничное развитие всех звеньев инфраструктуры – производственной (строительство, транспортное хозяйство, энергетические коммуникации и т. п.), социальной (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, просвещение и т. п.), рыночной (банки, биржи, ярмарки, страховые компании и др.), управленческой.

Важны региональные пропорции между капитальным строительством и мощностями строительной базы, потребностями в ресурсах многоцелевого назначения (трудовые, земля, вода и т. п.) и их наличием, потребностью в финансовых ресурсах (прежде всего для инвестиций и социальных нужд) и потенциалом региональных доходов.

Важное значение для ускоренного и устойчивого экономического роста и прогрессивных структурных преобразований приобретают требования закона межрегиональной экономической интеграции и укрепления экономических основ государственности (федерализма) о всемерной разносторонней консолидации хозяйства взаимосвязанных сопредельных и отдаленных кооперационных регионов.

Интеграционные процессы в экономике регионов выступают как тенденция в виде современной формы углубления и расширения территориального разделения труда, развития производственной и научно-технической кооперации регионов, их хозяйственных, торговых, финансовых и других связей.

Формированию тесных экономических связей регионов внутри страны противодействует гипертрофия внешнеэкономических связей, что может привести к опасным социально-экономическим деформациям, разрушению единого экономического пространства. Как показывают специальные исследования, в России при режиме свободной внешней торговли вклад ее в конечное потребление в среднем составляет 71 %, а межрегиональных связей – только 15 %, т. е. уровень межрегиональной интеграции крайне низок.

Межрегиональная и межгосударственная экономическая интеграция – закономерное явление современности, столбовая дорога мировой цивилизации (Европейский союз, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и др.). Несмотря на неутихающие стремления к суверенизации регионов, интеграционные процессы пробивают себе путь в России и в других странах СНГ. Укрепляется союзное государство России и Белоруссии, а также таможенный союз «четверки»: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина; Центрально-Азиатское экономическое сообщество (не вошел Туркменистан).

Интеграции в пределах самой России способствует деятельность восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (созданных в 1992 г.) и особенно образование федеральных округов (2000 г.).

Требования законов, принципов и факторов регионального развития должны строго учитываться в целевых программах и других механизмах государственного регулирования экономики регионов [27, с. 32–49].