1.6. Основные проблемы теории и практики территориальной экономики и управления в России
Несмотря на достаточно долгий путь развития теории и практики территориальной экономики и управления, усиленное развитие теоретических и практических аспектов этой науки и дисциплины, имеется много нерешенных проблем. Назовем некоторые из них (с известной долей субъективизма, т. к. автор раскрывает их собственное видение).
В области теории:
1. Не сложилось четкого однозначного понимания феномена системного подхода, получившего название в институционализме «системология экономики», из-за чего продолжаются теоретические дискуссии по поводу укрепления вертикали власти по назначению (а не выборам) глав администраций регионов, и далее – о взаимоотношениях между региональной (государственной) властью и муниципальным управлением, т. е. в сфере местного самоуправления, зачастую переходящей в «самоуправство».
2. Теоретически не проработаны многие вопросы территориальной дифференциации между регионами по их природному потенциалу, климатическим условиям, разноудаленности от центра и, как следствие, разным возможностям развития и финансового обеспечения, потенциалу социальной защиты населения и уровню жизни населения.
3. Территориальное и отраслевое развитие экономики должны быть в единстве, не противореча и не конкурируя между собой. Отраслевое развитие возможно только при планировании из единого федерального центра. Аспекты отраслевого управления экономикой ослаблены, что может проявиться в дальнейшем в снижении темпов роста и усилении отраслевых диспропорций.
В области практики:
1. Низкий уровень платежеспособного спроса населения вызвал уменьшение темпов развития потребительского сектора экономики в сфере материального производства. Многие предприятия в регионах находятся на грани банкротства. Только целенаправленная практика государственного регулирования, протекционизма отечественным производителям может усилить наметившуюся тенденцию на динамичное развитие экономики.
2. Несоответствие минимальной заработной платы в бюджетной сфере (на ее размеры ориентируется и частный бизнес) прожиточному минимуму привели в большинстве регионов страны к оттоку населения, уменьшению рождаемости, ухудшению демографической ситуации.
3. Использование невозобновляемых полезных ископаемых с получением сверхприбылей бизнесменами несправедливо по отношению к остальным гражданам. Необходимо устанавливать для добывающих фирм верхнюю норму рентабельности, а суммы сверх нее направлять в бюджеты слаборазвитых и депрессивных регионов или в консолидированный российский бюджет.
4. Не решается на практике важный вопрос для развития регионов об уплате налогов предприятиями по месту нахождения их основных производственных мощностей, а не по месту регистрации. Это противоречит здравому смыслу и не способствует развитию региональной экономики.
5. Не срабатывают меры антидемпингового законодательства, и импортные товары, в том числе продовольственные, продаются в отдельных регионах РФ по ценам ниже, чем в странах-производителях. Это приводит к ослаблению продовольственной безопасности, что чревато в будущем экономической зависимостью от других стран.
6. «Бесплатная» приватизация государственной собственности во всех регионах не дала ожидаемого роста объемов производимой продукции, а привела к увеличению социальной нагрузки на бюджеты региональных и муниципальных органов власти из-за передачи новыми собственниками предприятий социальной инфраструктуры, которая в плановой экономике находилась на балансе предприятий. Как правило, социальная инфраструктура дотационна (ЖКХ, например, требует ремонта, поддержания коммуникаций в исправном состоянии и др.). Все это привело к необходимости заимствования финансовых средств, практически все регионы и муниципалитеты имеют внутренние и внешние долги; в программах развития предусматривается привлечение внешних инвестиций, что может привести к еще большей зависимости от кредиторов и к возврату средств в увеличенных размерах.
7. Продолжающаяся политика федерального правительства на дальнейшую приватизацию государственной собственности, в том числе естественных монополий (РАО ЕЭС, железные дороги), вызывает волну приватизации региональной и муниципальной собственности, что зачастую экономически не оправдано и не обосновано. Делать ставку на единовременное пополнение казны, а затем на формирование доходной части бюджетов только за счет налогов, а не прибыльно работающих государственных и муниципальных предприятий, по меньшей мере, неразумно.
- Региональная экономика и управление Учебное пособие
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 предмет и задачи дисциплины «региональная экономика и управление». Исторический аспект регионального развития
- 1.1. Предпосылки формирования дисциплины
- «Региональная экономика и управление»
- 1.2. Развитие экономических учений и теории менеджмента. Общие закономерности экономики и подходы менеджмента
- Основные направления и подходы менеджмента в XX в.
- 1.3. Определение, предмет исследования и основные задачи дисциплины «региональная экономика и управление»
- 1.4. Научные основы, содержание дисциплины «Региональная экономика и управление», связи с другими дисциплинами
- 1.5. Критерии и требования дисциплины «Региональная экономика и управление»
- 1.6. Основные проблемы теории и практики территориальной экономики и управления в России
- 1.7. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление»
- Контрольные вопросы
- 2.2. Внутрирегиональная организация хозяйства и управления
- 2.3. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка
- 2.4. Теоретическая база региональных исследований в России и за рубежом
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
- 3.3. Научно-технический и организационный факторы развития регионов
- 3.4. Структура комплексов материального производства региона. Типология регионов
- 3.5. Особенности и методы формирования регионального товарного рынка
- 3.6. Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения
- 3.7. Подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социального развития регионов
- 3.8. Принципы организации и функционирования региональной структуры управления
- Контрольные вопросы
- 4.2. Целевые программы развития регионов
- 4.3. Свободные экономические таксоны и их значение в развитии экономики регионов
- 4.4. Межрегиональные транспортно-экономические связи. Внешнеэкономические связи региона
- 4.5. Крупные города. Их значимость в развитии регионов
- 4.6. Проблемы и направления развития малых городских и сельских поселений
- 4.7. Конкурентоспособность региона, города, территории
- 4.8. Экономика домашнего хозяйствования и ее вклад в региональную экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 5 Практические аспекты регионального развития
- 5.1. Основные параметры Сибирского федерального округа
- Как макрорегиона
- 5.2. Динамика развития Омской области
- 5.3. Функции и структура управления регионом и входящими в его состав подсистемами и образованиями (на примере Омской области)
- Контрольные вопросы
- Методические указания по выполнению контрольных (курсовых) работ
- Темы контрольных или курсовых работ
- Аттестационные вопросы по дисциплине
- Библиографический список Нормативно-правовые акты
- Основной
- Дополнительный
- Периодические издания, материалы конференций
- Приложения
- Омский государственный технический университет
- В 2005 году Омский государственный технический университет предлагает подготовку специалистов и бакалавров по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования
- Региональная экономика и управление
- Редактор н.Н. Пацула