3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).
В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:
исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
Рассмотрим ряд понятий, характеризующих окружающую среду и использование природных ресурсов.
Окружающая природная среда – совокупность природных компонентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека.
Природопользование – взаимоотношения человека с природной средой в процессе его хозяйственной и социально-культурной деятельности. Это наука о рациональном и сбалансированном использовании природных ресурсов, о вовлечении территориальных комплексов природной среды и их ресурсов в процесс общественного производства.
Природные ресурсы региона – отделяемая составная часть природного объекта, обладающая полезными для человека свойствами (качествами); это естественные образования, созданные природой на территории региона без участия человека.
Экономика природопользования региона – экономическая наука, изучающая с позиции экономики и экономическими методами процессы, происходящие в регионе, и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая одновременно вопросы рационального природопользования и охраны природной среды.
Экологизация региональной экономики – это совокупность управленческих (организационных), технологических, финансово-экономических и других мероприятий, разрабатываемых в регионе, направленных на снижение нагрузки на окружающую природную среду (в рамках восстановления её качества) предприятиями при сохранении целей производства – получения прибыли при достаточных темпах развития экономики региона, обеспечивающих поступательное развитие социально-экономического комплекса.
Природно-ресурсный потенциал региона – это часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности человека в настоящее время и в перспективе.
Количество, качество, сочетание природных ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории. Наличие природных ресурсов, во-первых, воздействует на формирование территориальной структуры хозяйства. Во-вторых, природно-ресурсный потенциал существенно влияет на отраслевую специализацию региона. В-третьих, количество, качество и эффективность использования природных ресурсов определяют темпы регионального социально-экономического развития. В-четвёртых, обладание природными ресурсами, их эффективное использование способствуют повышению конкурентоспособности региона на общероссийском и международном товарных рынках [26].
Земельные и водные ресурсы не только самые большие из естественных богатств. Они, как рабочая сила и отчасти производственные фонды, имеют многоцелевое назначение, используются во всех отраслях и сферах хозяйства.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут быть в частной, государственной (федеральной и региональной), муниципальной и иных формах собственности. В собственности областей, краёв, республик, а также муниципальной собственности в числе прочего находятся земельные участки, горные отводы, водоёмы, леса и другие природные объекты. К федеральным природным ресурсам относятся земли, воды, леса, недра, ресурсы животного и растительного мира, имеющие общегосударственное значение.
Россия – самая богатая землёй страна. Её земельный фонд составляет 1 707 млн га. Большая часть земель относится к лесному фонду (51 %) и фонду сельхозугодий (38 %). Остальная часть – это земли госзапаса (7 %), промышленности, транспорта, военных и других несельскохозяйственных объектов (более 1 %), природно-заповедного фонда (тоже более 1 %) и населённых пунктов (0,4 %).
Рыночный фонд земли (по подсчётам В. Вашанова и В. Масловой) составляет около 22 млн га, почти 100 % его – земли, сданные в аренду и используемые в сельском хозяйстве. Выше средней доля рыночного фонда в регионах Европейского Севера, Урала, Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Поволжья.
Региональное распределение земельных ресурсов (табл. 9) отличается резкой неравномерностью. Разрыв в землеобеспечении между европейской и азиатской частями страны (на 1 жителя) достигает 11-кратной величины, а между экономическими районами (Центр – Дальний Восток) – 51 раз. Все европейские районы, кроме Северного, бедны земельными ресурсами, обеспеченность ими у них ниже среднероссийского уровня в 3–7 раз. Зато Восток располагает колоссальным земельным фондом, обеспеченность землёй здесь в 1,4–7 раз выше средней.
Поверхностные водные ресурсы России оцениваются в 41,6 тыс. куб. километров, которые включают озёра (24,4 тыс. куб. км), ледники (12 тыс. куб. километров), речной сток (4,3 тыс. куб. км/год), водохранилища (0,8 тыс. куб. км). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов) рассматривается в виде исходного показателя водообеспеченности. Он концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги. На одного жителя приходится около 30 тыс. куб. м/год воды.
Кроме того, учитываются запасы подземных вод (почти половина из них – невозобновляемые). Наиболее значительные эксплуатационные ресурсы сосредоточены в крупнейших артезианских бассейнах европейской части – Московском, Северо-Западном, Старо-Хоперском и др.
Территориальное распределение водных ресурсов по стране сходно с распределением земельных ресурсов (табл. 9). Водообеспеченность на одного жителя по европейской и азиатской частям РФ различается в 10 раз, по экономическим районам– в 120 раз (Центральное Черноземье и Дальний Восток).
Таблица 9
Региональное распределение земельных и водных ресурсов
в % к показателям России
Экономические районы | Земельные ресурсы | Водные ресурсы1 | ||
всего | на 1 жителя | всего | на 1 жителя | |
Северный Северо-Западный2 Центральный Волго-Вятский Центрально-Черноземный Северо-Кавказский Поволжский Уральский | 8,6 1,2 2,9 1,5 1,0 2,1 3,2 4,8 | 215 20 14 26 19 17 29 34 | 10,8 1,7 2,3 3,0 0,4 1,3 5,5 2,5 | 260 30 11 54 6 11 48 19 |
Европейская часть | 25,3 | 32 | 27,5 | 35 |
Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный | 14,2 24,1 36,4 | 139 395 714 | 11,9 23,4 37,2 | 117 380 730 |
Азиатская часть | 74,7 | 347 | 72,5 | 350 |
Россия | 100 | 100 | 100 | 100 |
1Речной сток 2С Калининградской областью |
Концепцией Федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» был предусмотрен комплекс важнейших мероприятий на 1999–2000 гг. по строительству и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, улучшению состояния санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, сооружению водохранилищ питьевого назначения, строительству предприятий по розливу питьевой воды, охране и восстановлению водных объектов-источников питьевого водоснабжения. Наибольшие объёмы работ намечено осуществить в районах Северного Кавказа, Центрального района, Урала, Поволжья и Западной Сибири [27].
Оценивая водный потенциал региона, учитывают три составляющих: водоснабженческую, гидроэнергетическую и рыбохозяйственную.
При расчёте минерально-сырьевого потенциала региона к разведанным запасам природных ископаемых добавляют их прогнозные оценки.
При оценке лесного потенциала региона учитывают в основном две стороны– древесный потенциал и охотничье-промысловый. Растениеводческий потенциал региона определяют на основе запасов гумуса в почве и по содержанию белка в получаемой продукции возделываемых сельскохозяйственных культур.
При оценке рекреационного потенциала региона учитывают ожидаемую прибыль от использования эффективных рекреационных ресурсов. При этом принимаются во внимание и такие компоненты, как рекреационная ёмкость территории, отражающая разнообразие и ценность ландшафта, степень воздействия окружающей среды на отдых и лечение человека.
Рациональное и сбалансированное использование природных ресурсов требует их всестороннего учёта. Известно, что учёт природных ресурсов осуществляется путём составления кадастров по их основным видам.
Кадастр – это свод количественных, организационных, качественных, экономических и экологических показателей природного ресурса. Именно данные кадастров лежат в основе планирования использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, системы мер по их воспроизводству и восстановлению.
В регионах составляются земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений минеральных ресурсов. Кадастрами служат реестры видов промысловых животных, рыбных запасов, природно-заповедных территорий, загрязнителей окружающей природной среды. Кадастром может служить и Красная книга, содержащая редкие и исчезающие виды животных и растений.
В 90-е гг. в более чем 30 регионах РФ (в том числе в Московской, Ленинградской, Ярославской областях) стал проводиться эксперимент по совершенствованию социально-экономической оценки и учёта природно-ресурсного потенциала. Формируются комплексные территориальные кадастры природных ресурсов, создаётся информационная база для принятия экономически обоснованных, аргументированных управленческих решений в области природопользования с учётом приоритетов социально-экономического развития региональных территорий.
Разработаны система показателей и структура баз данных по основным видам природных ресурсов в составе комплексного территориального (регионального) кадастра, а также ведомости для совершенствования учёта природных ресурсов и налогообложения в сфере природопользования.
По экономической классификации природные ресурсы делят на две группы:
ресурсы материального производства, т. е. ресурсы, используемые в промышленности и сельском хозяйстве. Например, топливно-энергетические ресурсы, руды металлов, агрохимическое сырьё, лес, рыбные ресурсы, почвенные, водные, промысловые и др.;
ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого и непрямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения, рекреационные ресурсы и др.).
Природные ресурсы также можно разделить по принципам исчерпаемости, заменимости, восполняемости, местоположения, происхождения и т. д. Используется понятие «территориальное сочетание природных ресурсов», под которым понимают пространственное сочетание ресурсов внутри страны, внутри региона, которые при определённом уровне производительных сил могут служить базой для развития хозяйства районов, узлов и других производственных группировок.
Сочетание природных ресурсов характерно для любого региона. Элементы природной среды в целом однородны – земля, вода, лесные ресурсы, топливно-энергетические, минерально-сырьевые, совокупность природных условий (рельеф, климат и т. д.), но совершенно одинакового сочетания природных ресурсов в территориальном разрезе не существует.
Исследование природного комплекса региона может идти как по линии изучения отдельного элемента природных ресурсов, так и всего природного комплекса.
Изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве – одна из главных проблем региональной экономики. В этой связи можно выделить основные региональные задачи:
Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
Все эти направления непосредственно влияют на формирование экономики регионов, на формирование межрегиональных производственных связей.
Среди важнейших показателей уровня экономического развития регионов едва ли не первое место занимает энергетическая обеспеченность хозяйства [26].
В России сосредоточено 48 трлн куб. м, или 40 % мировых разведанных запасов, природного газа (потенциальных – втрое больше); около 20 млрд т нефти и газового конденсата (14 % мировых запасов); 6,4 трлн т общих геологических запасов угля (более половины – на глубине до 300 м), причём 66 % каменного (в том числе 10 % – коксующихся марок); свыше 273 млн кВт потенциальных гидроэнергоресурсов; почти 56 млрд т разведанных ресурсов железных руд; 73 млрд куб м запасов древесины (гослесфонд), из них почти 90 % приходится на восточные регионы.
Нефтяные запасы Западной Сибири сопоставимы с потенциалом нефтедобывающих стран Ближнего Востока; лесные ресурсы превосходят имеющиеся у Канады, США, Финляндии, Швеции и Норвегии, вместе взятых. Россия полностью обеспечена энергоносителями и в значительных масштабах их экспортирует [27, с. 240].
По вопросам рационального природопользования и экологической безопасности с 90-х гг. принято свыше 50 различных законодательных и нормативных актов, затрагивающих многие стороны взаимоотношений общества и окружающей природной среды.
Согласно ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены следующие вопросы: владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
В бюджете РФ на 2003 г. предусмотрено выделение 185,72 млн р. на реализацию Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 гг.)», в том числе на подпрограммы: «Водные ресурсы и водные объекты» – 66 млн р., «Отходы» – 14 млн р., «Регулирование качества окружающей природной среды» – 46,5 млн р., «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории» – 35,75 млн р., «Возрождение Волги» – 23,47 млн р. [13, с. 19].
Важным направлением деятельности органов управления Россией и регионами становится совершенствование системы платежей за выбросы (сбросы) и размещение загрязняющих веществ в окружающей среде. Необходимо в этой сфере решение следующих задач:
Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
Развитие механизмов экологического страхования.
Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
В «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», утверждённой Президентом РФ в 1996 г., подчёркивается, что такой переход возможен только при условии обеспечения устойчивого развития всех регионов.
Важные принципы определены Законом «О недрах»:
Недра являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
По Закону «О недрах» решение о выдаче лицензий на федеральном уровне принимает исполнительная власть, а на уровне субъекта РФ – представительная власть [26, с. 144–145].
Региональной политикой в РФ предусматриваются комплексные мероприятия по эффективному природопользованию и экологии [19]. Для отдельно взятого региона это должны быть и специфичные разработки, что объясняется прежде всего неравномерностью распределения природных ресурсов:
Россия, всего ресурсно-сырьевого потенциала 100 %
В том числе:
1. Кемеровская область 8,7 %
2. Красноярский край 8,2 %
3. Республика Саха (Якутия) 7,8 %
4. Пермская область 7,2 %
5. Белгородская область 5,4 %
6. Иркутская область 4,6 %
7. Свердловская область 4,3 %
8. Мурманская область 2,4 %
9. Магаданская область 2,4 %
10. Приморский край 2,2 %
11. Читинская область 2,1 %
12. Курская область 2,04 %
13. Ямало-Ненецкий автономный округ 1,93 %
14. Волгоградская область 1,85 %
15. Алтайский край 1,84 %
16. Краснодарский край 1,76 %
17. Республика Бурятия 1,61 %
18. Тюменская область 1,32 %
19. Ханты-Мансийский автономный округ 1,29 %
20. Амурская область 1,25 %
21. Республика Коми 1,23 %
22. Хабаровский край 1,23 %
23. Челябинская область 1,21 %
24. Оренбургская область 1,20 %
25. Республика Тыва 1,11 %
На долю этих 25 регионов приходится свыше 75 % всего природно-ресурсного потенциала России.
Для регионов хозяйственного освоения, обладающих огромным природно-ресурсным потенциалом, ключевое значение будут иметь методы государственного регулирования. К ним можно отнести государственные капитальные вложения в геологоразведочные инфраструктуры; осуществление федеральных региональных программ и отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, в большей мере финансируемых за счёт госбюджета; комплекс мер, направленных на стимулирование экспортного потенциала регионов [26, c. 145–150].
Для определения ценности и дохода при купле-продаже и использовании ресурсов производства, включая землю и воду, возникает необходимость в их экономической оценке. Несмотря на то, что экономическая оценка естественных ресурсов давно является предметом исследований, единый подход к проблеме до сих пор не выработан.
Широко применяется метод, по которому рыночная цена земли определяется по величине земельной ренты. Цена прямо пропорциональна величине ренты (зависящей от плодородия и местоположения земельного участка) и обратно пропорциональна ставке ссудного процента, устанавливаемой банком по вкладам. Если положить в банк денежную сумму, равную цене земли, то она даст в виде процента доход такой же величины, как ежегодная рента с земельного участка.
Номинальная экономическая оценка территории, используемой для строительства, слагается из экономической оценки сельскохозяйственных земель, изымаемых (покупаемых-продаваемых) для строительных нужд, и усреднённых затрат на инженерные коммуникации, транспорт и благоустройство. Должна быть учтена дифференциальная рента по местоположению участка (земли, относительно близкие к городам, а внутри них – к центру, имеют большую ценность).
Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учётом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, возмещаются в размере стоимости освоения равновеликих площадей новых земель, принимая во внимание проведение мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемой земли. При этом возмещается и упущенная выгода (потерянный доход с земли).
Налог на земли городов, посёлков (рабочих, курортных и дачных) взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, установленным для городских земель (по регионам, категориям городов и т. д.).
Нормативная цена земли (определяется при её покупке-продаже) для конкретных участков исчисляется в размере 200-кратной ставки земельного налога в рублях за единицу площади земли соответствующего целевого назначения. Сельским администрациям при продаже земельных участков на конкурсной основе разрешается изменять их нормативную цену, но не более чем на 25 %, а региональным администрациям – повышать, но не свыше 75 % рыночной стоимости. При продаже на аукционах и при реализации заложенных в банке и не выкупленных в срок участков их цена не ограничивается.
Территориальные сочетания различных экономических ресурсов, особенно многоцелевого назначения, дают дополнительный локальный и народнохозяйственный эффект. В регионах, где затраты на формирование важнейших видов производственных ресурсов многоцелевого назначения наименьшие, складываются самые благоприятные условия для экономического подъёма [27, с. 235–237].
Проблемы природных ресурсов, как и проблемы экономики, экологии, народонаселения определяют критические параметры развития цивилизации. Решать эти проблемы невозможно в рамках региона, страны, отдельных национальных интересов. Они могут быть решены только коллективно, на основе современных научных представлений [26, с. 154].
- Региональная экономика и управление Учебное пособие
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 предмет и задачи дисциплины «региональная экономика и управление». Исторический аспект регионального развития
- 1.1. Предпосылки формирования дисциплины
- «Региональная экономика и управление»
- 1.2. Развитие экономических учений и теории менеджмента. Общие закономерности экономики и подходы менеджмента
- Основные направления и подходы менеджмента в XX в.
- 1.3. Определение, предмет исследования и основные задачи дисциплины «региональная экономика и управление»
- 1.4. Научные основы, содержание дисциплины «Региональная экономика и управление», связи с другими дисциплинами
- 1.5. Критерии и требования дисциплины «Региональная экономика и управление»
- 1.6. Основные проблемы теории и практики территориальной экономики и управления в России
- 1.7. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление»
- Контрольные вопросы
- 2.2. Внутрирегиональная организация хозяйства и управления
- 2.3. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка
- 2.4. Теоретическая база региональных исследований в России и за рубежом
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
- 3.3. Научно-технический и организационный факторы развития регионов
- 3.4. Структура комплексов материального производства региона. Типология регионов
- 3.5. Особенности и методы формирования регионального товарного рынка
- 3.6. Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения
- 3.7. Подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социального развития регионов
- 3.8. Принципы организации и функционирования региональной структуры управления
- Контрольные вопросы
- 4.2. Целевые программы развития регионов
- 4.3. Свободные экономические таксоны и их значение в развитии экономики регионов
- 4.4. Межрегиональные транспортно-экономические связи. Внешнеэкономические связи региона
- 4.5. Крупные города. Их значимость в развитии регионов
- 4.6. Проблемы и направления развития малых городских и сельских поселений
- 4.7. Конкурентоспособность региона, города, территории
- 4.8. Экономика домашнего хозяйствования и ее вклад в региональную экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 5 Практические аспекты регионального развития
- 5.1. Основные параметры Сибирского федерального округа
- Как макрорегиона
- 5.2. Динамика развития Омской области
- 5.3. Функции и структура управления регионом и входящими в его состав подсистемами и образованиями (на примере Омской области)
- Контрольные вопросы
- Методические указания по выполнению контрольных (курсовых) работ
- Темы контрольных или курсовых работ
- Аттестационные вопросы по дисциплине
- Библиографический список Нормативно-правовые акты
- Основной
- Дополнительный
- Периодические издания, материалы конференций
- Приложения
- Омский государственный технический университет
- В 2005 году Омский государственный технический университет предлагает подготовку специалистов и бакалавров по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования
- Региональная экономика и управление
- Редактор н.Н. Пацула