logo search
Экономика / Пособие по экономической теории

Первая, дифрента I связана с различием в естественном плодородии земли, в местоположении участков и удобстве их обработки (овраги, склоны гор и т.П.). Она передается собственнику земли.

Дифрента II отражает экономическое плодородие, т.е. результат внесения удобрений, орошения, новой технологии. В пределах действия договора дифрента II остается у арендатора.

Таким образом, если причиной образования дифференциальной ренты является монополия на землю как на объект хозяйствования, то условием ее образования служит различие в плодородии земли, в ее местоположении и удобстве обработки.

Кроме двух основных форм ренты - абсолютной и дифференциальной - существует еще монопольная рента, которая занимает особое место в системе аграрных отношений. Она может быть получена с участков, на которых в силу особых почвенно-климатических условий производятся какие-либо продукты, обладающие исключительными свойствами. Например, когда на участке земли может производиться редкий сорт винограда, из которого вырабатывается вино высшего качества. Данный виноград может продаваться по монопольной цене, намного превышающей стоимость обычного винограда.

Монопольная рента есть излишек рыночной цены над стоимостью.

В Российской Федерации законодательно признаны государственная, муниципальная и частная собственность на землю.

Превращение земли в предмет рыночного оборота ведет к тому, что она становится источником дохода не только как объект ведения хозяйства, но и как собственность. Правда, купля-продажа земли пока касается участков, находящихся под индивидуальными садами, огородами, жилыми домами и постройками. Но в будущем она охватит и земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие отдельным гражданам. Согласно Указу президента РФ (март 1996 г.), собственник, желающий продать такой участок, обязан сначала предложить ее покупку своим соседям, односельчанам или колхозу, кооперативу. Если те ее не купят по цене собственника земли, она может быть продана любому гражданину РФ.

В последние десятилетия ценность земли возрастает, особенно это чувствуется в районах крупных городов. Поэтому собственники земли, как правило, не спешат освободиться от своих земельных участков. В США лишь 3-4 % сельскохозяйственных земель ежегодно попадает в сферу купли-продажи, и то как крайняя вынужденная мера (В 1995 г. в РФ было продано 0,5 % индивидуальных участков).

Земля не является продуктом человеческого труда, поэтому она не имеет стоимости. Поскольку землю можно продавать и покупать, то она имеет цену.

Цену земли можно определить как капитализацию чистого дохода, получаемого от использования данного участка. Допустим, собственник земли ежегодно получает с своего участка 500 денежных единиц дохода. Продав свой участок он хотел бы получать ежегодно не меньший доход, что можно сделать, например, вложив вырученную сумму в банк.

Рента (руб., долл.)

Тогда цена земли = --------------------------------------- *100

Норма банковского %

Такой уровень цены земли устроит как продавца, так и покупателя.

Под влиянием роста ренты цена земли имеет тенденцию к повышению.

Так, в США средняя цена 1 гектара земли поднялась за 1968-1988 годы с 300 до 400 долл. (что в 10 раз выше уровня 1940 г.).

В нашей стране делаются первые шаги по дифференцированному определению ценности земли. Как показывает опыт Подмосковья, по мере удаления от Москвы земельные участки дешевеют примерно на 10% на каждые 10 км расстояния.

Следует отметить, что цены подобные московским не могут быть приемлемы для целей сельскохозяйственного производства. При современном уровне цен 1 гектар не должен быть дороже 1 млн. руб., иначе затраты не окупятся.

Ценообразованию на продукцию сельского хозяйства присущ ряд особенностей.

Определяющая из них - это уровень закупочных цен, устнавливаемый федеральными органами и администрацией субъектов федерации.

Продукция растениеводства является, как правило, мало транспортабельной и скоропортящейся. Сами производители не имеют возможности для их хранения и поэтому вынуждены соглашаться на низкие цены.

По существующим правилам: производители передают свою продукцию заготовительным организациям по договорам контрактации с получением аванса до 60 %. В 1995 году среднегодовая закупочная цена одной тонны составляла: пшеницы - 365 тыс. руб, семян подсолнечника - 830 тыс., сахарной свеклы - 143 тыс., картофеля - 864 тыс., молока- 757 тыс., скота и птицы (живой вес) - 302 тыс. руб.

При закупке продукции в Федеральный фонд к закупочной цене добавляются расходы по перевозке (20-25%), по разгрузке и длительному хранению. В итоге розничные цены возрастают в 1,5-2 раза. На свободном рынке цены на сельскохозяйственную продукцию определяются, как и положено, спросом и предложением, конкуренцией, сезоном.

Значительно подорвало устои сельского хозяйства опережающее повышение цен на продукцию промышленных предприятий. В какой-то мере регулируются со стороны государства лишь цены на энергоносители и горюче-смазочные материалы. Остальные средства производства (тракторы, грузовые машины, комбайны и т.п.) поставляются селу на основе принципов рынка. Повышение цен на такую технику (комбайн «Дон» стоил в 1996 г. - 600 млн, трактор - 50 млн. руб) с одной стороны подрывает сельское хозяйство (не могут купить), с другой - приводит к затовариванию самих заводов с вытекающими последствиями.

Глобальным результатом такой политики становится массовый импорт продовольствия, доходящий до 60 % его потребностей.

Поневоле задумаешься о проблеме продовольственной безопасности страны в целом.