logo search
Вся эктеория

Основные понятия и термины

Совокупный спрос, совокупное предложение, потребление, функция потребления, функция сбережения, инвестиции, мультипликатор Кейнса, мультипликационный эффект, акселератор, равновесие, равновесие национальной экономики, "кейнсианский крест", инфляционный разрыв, дефляционный разрыв.

Глава 15. Рынок товаров и услуг. Товарная политик

1. Основные виды классификации товаров и товарных рынков

2. Потребительский рынок и его проблемы

3. Формирование товарной политики

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Известно, что товаром является экономическое благо, произведенное для обмена (см. подробнее главу 7 данного учебника). Американский экономист Ф.Котлер под товаром понимает все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

В современной рыночной экономике все продается и покупается, поэтому классификация товаров может строиться по самым различным признакам: товары-заменители и товары-дополнители; средства производства и предметы потребления; в ассортиментной структуре - одежда, обувь, мясо, рыба и многое другое.

Более укрупненною товары можно разделить на следующие три группы:

1. Товары широкого потребления:

1.1. Товары повседневного спроса:

а) основные товары постоянного спроса;

б) товары импульсной покупки;

в) товары для экстренных случаев;

1.2. Товары предварительного выбора:

а) схожие товары;

б) несхожие товары;

1.3. Товары особого спроса;

1.4. Товары пассивного спроса;

2. Товары промышленного назначения:

2.1. Материалы и детали:

а) сырье;

б) полуфабрикаты и детали;

2.2. Капитальное имущество:

а) стационарные сооружения;

б) вспомогательное оборудование;

2.3. Вспомогательные материалы и услуги:

а) вспомогательные материалы;

б) деловые услуги;

3. Услуги - такой вид целесообразного труда, при котором производство полезного эффекта совпадает по времени с его потреблением. Услуги различают:

а) материальные (транспорт, торговля, бытовое обслуживание);

б) нематериальные (здравоохранение, образование, научное консультирование).

Товарный рынок представляет собой систему экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей. Основной формой связей первого типа является купля-продажа, второго - конкуренция.

Наряду со степенью монополизации как критерием и признаком структуризации рынков не менее важным представляется их разделение по виду представленного на рынке товара, по объекту купли-продажи. Охарактеризуем разные виды рынков с точки зрения того, что на них продается и покупается, т.е. по типу товара, являющегося объектом торговли.

Потребительский рынок включает в себя рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения, рынки промышленных товаров народного потребления.

Рынок продовольственных товаров, или продовольственный рынок, как ясно из его названия, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия. На этом рынке торгуют всем, чем питаются люди и животные, а также товарами, из которых приготовляется пища. С определенной степенью условности к рынку продовольственных товаров относят продажу табачных и винно-водочных изделий. Рынок продтоваров может, в свою очередь, делиться на разные рынки: мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной и т.д.

Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, чулочно- носочные изделия, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, утварь, предметы хозяйственного обихода, мебель, постельные принадлежности, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, инструмент, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения.

В централизованно управляемой советской экономике этот рынок был в значительной степени огосударствлен, рыночная свобода сохранилась лишь на вещевых рынках, так называемых "толкучках", частично в комиссионной торговле да еще в не меньшей степени в форме индивидуальных служебно- домашних продаж на нелегальных "бытовых" рынках. Объемы таких продаж и виды продаваемых товаров были такими, что правомерно перенести на них модное на Западе название "блошиные рынки".

По мере перехода к рыночной экономике рынок промышленных товаров становится не только свободным, но и приобретает цивилизованное лицо.

Рынок средств производства есть рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств, машин, оборудования, приборов и сырья.

Это исключительно обширный рынок, в сферу действия которого попадают все материально-технические объекты, используемые в производстве прямо и косвенно. Рынок средств производства состоит из трех сегментов. Это, во-первых, купля и продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях. Это, во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения. Это, в-третьих, рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготовляется продукция. Рынок средств производства может быть назван рынком физического капитала.

Если в советской централизованной экономике средства производства распределялись согласно плану и договорам между предприятиями, то в рыночной экономике они являются объектом свободной продажи. Торговля средствами производства имеет место в виде их прямой продажи предприятиями- изготовителями или собственниками, купли и продажи специальными торгово-закупочными и сбытовыми организациями, базами, продажи специальными торгово-закупочными и сбытовыми организациями, базами, продажи на ярмарках, аукционах, в магазинах, биржевой продажи на товарных биржах.

Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг распространяет свое действие на платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), примыкающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение).

Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.

Характерно, что рынок услуг пустил глубокие корни в нашей экономике еще в советский период. Не менее половины услуг, считавшихся государственными, бесплатными, были реально платными для их потребителей. Теневой рынок услуг процветал практически во всех сферах обслуживания и с ним вынуждены были мириться и власть предержащие, и население.

В связи с подобной ситуацией переход к свободному рынку бытовых, коммунальных, информационных услуг в России и Узбекистане во многом обозначал лишь снятие с них полу фиктивного государственного "покрывала".

По мере перехода к рыночным отношениям масштабы бесплатных услуг сужаются, а платных, наоборот, расширяются. В связи с этим наблюдается развитие рынка услуг.

Кроме этих товарных рынков еще можно выделить: рынок недвижимости, рабочей силы, денег, валюты, ценных бумаг, инноваций, духовного, интеллектуального продукта и др.

Рынок рабочей силы в принципе всегда существовал, однако в условиях СССР рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, а также отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка труда предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работодателем и наемным работником.

Рынок жилья в тот же период существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которыми распоряжались владельцы. В связи с приватизацией государственного жилого сектора происходит формирование полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только ограниченной куплей и продажей облигаций государственных займов и лотерейных билетов. В условиях рыночной модели хозяйствования рынок ценных бумаг видоизменяется: осуществляется купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты официально в бывшем Союзе отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное же функционирование этого рынка требует создания фондовых и валютных бирж, на которых будет продаваться и покупаться валюта 33 рубли по мировому государственному свободному и аукционному курсу.

Рынок инноваций, то есть нововведений, изобретений, Рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в плановой экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации с точки Зрения товара, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно- технического прогресса.

Рынок информационного продукта - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, то есть научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции нам еще предстоит создать.

Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний на использование товарных знаков и т.д. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением "ноу-хау" и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.