Равновесие фирмы
Равновесие фирмы - это такое положение фирмы, при котором она не имеет побудительных мотивов для изменения цены на свой товар и объема производимой продукции. |
Каким же образом фирма определяет цену на свой товар и объем производства? Ведь казалось бы, чем выше фирма установит цену и чем больший объем продукции произведет, тем и больше прибыли она получит. Однако не все так просто. Рассмотрим, на основании чего фирма принимает решения, учитывая линию поведения предприятия в различных рыночных структурах.
а) В условиях совершенной конкуренции
В условиях чистой конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет совершенно эластичен, так как доля каждой фирмы на рынке столь незначительна, что она не может повлиять ни на рыночную цену, ни на рыночный объем производства. Следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна.
Предложение фирмы будет представлено кривой предельных издержек. А так как в условиях совершенной конкуренции цена, предельный доход и средний доход равны, то можно вывести условие, на которое ориентируется фирма при выборе объема производства, т.е. Р=АR=МR=МС.
Причем, данное правило имеет силу как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В условиях краткосрочного равновесия конкурентная фирма может иметь прибыль или убытки. Рассмотрим различные варианты краткосрочного равновесия на рис. 54.
На рис. 54а и 54б показаны фирмы, которые имеют прибыль: рис. 54а - фирма имеет экономическую прибыль, рис. 54б - фирма имеет нормальную прибыль. В этих случаях фирма полностью покрывает издержки, имеет прибыль и желает сохранить это положение как можно дольше. На рис. 54в и 54г изображены фирмы, которые имеют убытки. Причем, если фирма на рис. 54г покрывает свои текущие затраты (т.е. затраты на сырье, материалы, заработную плату рабочим), издержки АVC меньше цены, она может надеяться на повышение цены в будущем и на стабилизацию своего положения, то фирма на рис. 54в не покрывает даже свои переменные затраты и вынуждена закрыться.
Таким образом, в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма находится в равновесии, когда производит такой объем продукции при заданной - рыночной цене, при котором фирма либо максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки.
Рис. 54. Равновесие фирмы
В долгосрочном периоде условие равновесия фирмы можно записать как: МR=МС=АС-Р, т.е. в долгосрочном периоде фирма получает только нормальную прибыль, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли и наличия полной информации о товаре у производителей и покупателей слишком высокие прибыли привлекают в производство другие фирмы, а убыточные фирмы уходят из отрасли или разоряются и тогда в отрасли устанавливается равновесие: ни прибыли, ни убытков (см. рис. 55).
Рассмотрим теперь противоположную ситуацию, когда на рынке существует только один продавец товара, не имеющего заменителей.
б) В условиях монополии
Если в условиях совершенной конкуренции фирме необходимо выбрать только объем производства, так как цена Устанавливается на рынке и является величиной заданной, монополист определяет и объем производства, и цену, при которых происходит максимизация прибыли.
Проанализируем поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. В качестве кривой спроса для нее выступает рыночная кривая спроса, имеющая отрицательный наклон (сравните для конкурентной фирмы, где кривая спроса абсолютно эластична, и одновременно эта кривая выступала и как линия среднего и предельного дохода). Следовательно, монополист должен учитывать, что спрос его фирмы несовершенно эластичный. Если он поднимет цену, то потеряет часть своих клиентов, если же понизит цену, то сможет продать больше. Таким образом, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист одновременно устанавливает цену.
Рис. 55. Совершенная конкуренция в долгосрочном периодеа
На рис 56а показано, каким образом монополист определяет цену Pm и объем производства Qm, и каковы были бы цена Pc и объем производства Qc в условиях совершенной конкуренции, где Pc=МС.
На рис. 56б представлено равновесие фирмы-монополиста, максимизирующей прибыль. Объем производства Qm является таким, при котором кривая предельного дохода пересекается с кривой предельных издержек, а ценой монополиста будет цена, соответствующая этому объему. Тогда условия максимума прибыли в условиях монополии:
МR=МС<Р.
Монополист всегда устанавливает цену, превышающую его предельные издержки. Из вышеизложенного можно сделать три вывода:
1) монополист устанавливает не максимально возможную цену, которую он хотел бы получить;
2) вытекает из предыдущего: монополист избегает неэластичного участка кривой спроса при выборе решения об объеме продаж и цене (попытайтесь доказать на числовом примере, что пока МR>0, спрос эластичен и кривая валового дохода возрастающая, и наоборот, как только МR<0, а спрос неэластичен, то валовой доход начинает падать);
Рис. 56. Равновесие в условиях монополии
3) при равновесии фирмы МС<Рm. Этой разницей иногда пользуются для определения степени монопольного влияния фирмы с помощью индекса Лернера:
Чем выше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы и тем слабее будет эластичность спроса.
Следует отметить, что само по себе монопольное положение не гарантирует фирме получение всегда положительной прибыли. Возможна ситуация, изображенная на рис. 56б, когда покупатели не захотят платить за продукцию такую цену, которая обеспечила бы монополисту покрытие затрат на производство этой продукции. В этом случае объем производства Qm, при котором МС=МR, обеспечивает монополисту минимизацию убытков.
Что касается фирмы-монополиста, действующей в долговременном периоде, то она расширяет свои операции до тех пор, пока не выпускается количество товара, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек.
Если монополист может при установленной цене получить экономическую прибыль, то, следовательно, свободный вход на рынок для любых других продавцов невозможен. Если бы существовал свободный вход, то поддержание монополии в течение длительного периода было бы невозможно, так как появление новых фирм увеличило бы предложение, которое снизило цену до уровня, допускающего только нормальную прибыль.
в) В условиях монополистической конкуренции
Проанализировав условия равновесия фирм, находящихся в противоположной ситуации, т.е. чистой конкуренции и чистой монополии, которые в действительной жизни встречаются крайне редко, можно легко провести анализ равновесия фирм, существующих в реальной жизни.
Определяя кривую спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, можно констатировать, что она будет менее эластична, чем кривая спроса конкурентной фирмы, и более эластична, чем кривая спроса монополиста. Степень эластичности также зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта или услуги. А отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше товара, чем в условиях совершенной конкуренции.
Кривая предложения фирмы представлена кривой предельных издержек.
Краткосрочное равновесие фирмы описывается правилом МR=МС, графически оно (равновесие) представлено на рис. 57а и 57б, где аналогично предыдущему анализу показана фирма, максимизирующая прибыль (рис. 57а) и фирма, минимизирующая убытки (рис. 57б).
В долгосрочном плане любая фирма, производящая товар в условиях монополистической конкуренции, может расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей, однако получение экономических прибылей привлечет в производство в длительном периоде конкурирующие фирмы. По мере того, как количество предлагаемого товара будет увеличиваться, цена на товар будет падать. Долгосрочное равновесие (рис. 58) похоже на равновесие при совершенной конкуренции: ни одна фирма не получит прибыль выше нормальной.
Рис. 57. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
Рис. 58. Долгосрочное рановесие фирмы в условия монополистической конкуренции
В реальности же ситуация равновесия фирмы намного сложнее, чем представлена в предыдущем анализе, так как фирма в поисках максимальной прибыли должна манипулировать тремя переменными факторами: ценой, продуктом и рекламно-пропагандистской деятельностью. Вопрос для решения: какова оптимальная комбинация и как на нее могут подействовать конкуренты?
г) В условиях олигополии
Однозначно определить равновесие фирмы-олигополиса невозможно из-за специфичности данной структуры рынка. Можно выделить три принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополии:
1) Нескоординированная олигополия - вариант ломаной кривой спроса и жесткости цен.
2) Сговор (картель) фирм, на котором основан принцип максимизации совместной прибыли.
3) Лидерство в ценообразовании - ситуация директивных цен.
Рассмотрим подробнее основные типы олигополистических ситуаций.
- Оглавление
- Глава 13. Национальная экономика и экономический рост 406
- 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
- 1) Хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. Д.);
- 3. Главные направления современной экономической мысли
- 1) Неоклассическое;
- 2) Кейнсианское;
- 3) Институционально-социологическое.
- 1) Специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;
- 2) Науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
- 3) Цикл учебных дисциплин в вузах сша и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
- Основные понятия и термины
- 2. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой
- 3. Методология экономической теории
- 1) Субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
- 2) Неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
- 3) Рационалистический;
- 4) Диалектико-материалистический.
- 1) Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
- 1) Физиологические (в еде, питье, сне и т.Д.);
- Основные понятия и термины
- 2. Формы и модели общественного хозяйства
- 1) Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства;
- 2) Частная собственность на средства производства и продукты труда; 3) личный труд собственника средств производства;
- 4) Удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда;
- 5) Осуществление экономической связи между людьми через рынок, то есть ее общественный характер.
- 1) Превращение массы производителей в свободных, но лишенных всяких средств производства - процесс, означающий появление на рынке нового товара - рабочей силы;
- 2) Сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
- 3. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе
- Общие моменты любой экономической системы
- 1) Первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
- 2) Вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
- 3) Коммунистическая общественная формация.
- 1) Замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена;
- 2) Городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен и блага переходят непосредственно из производящего хозяйства в потребляющее;
- 3) Народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.
- 1) По форме собственности на средства производства;
- 2) По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
- Основные понятия и термины
- Глава 4. Рынок: содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура
- 2.Сущность рынка как экономической категории и самостоятельной подсистемы в национальной экономике. Функции рынка
- 3.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике
- 4.Система, структура и инфраструктура рынка
- 5.Биржи и их роль в рыночной экономике
- Основные понятия и термины
- 2. Предложение
- 3. Равновесие рынка. Условия равновесия
- 4. Конкуренция: понятие, виды, политика
- Основные понятия и термины
- 2. Полиморфизм собственности в рыночной экономике
- Государственная собственность
- Частная собственность
- Коллективная (групповая) собственность
- 3. Разгосударствление и приватизация: пути и формы, опыт зарубежных стран
- Три аспекта приватизации
- Основные понятия и термины
- 2. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение
- 3. Деньги как развитая категория рыночных отношений. Функции денег как система
- Деньги как средство обращения
- Деньги как средство платежа
- 4. Эволюция денег
- Основные понятия и термины
- Глава 8. Субъекты рыночной экономики
- 2. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства
- 3. Потребители и их поведение в рыночной экономике
- 4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
- 5. Государство и его рольв системе рыночного хозяйства
- Основные понятия и термины
- Глава 9. Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике
- 2. Система функций семьи
- 3. Семейный бюджет
- Основные понятия и термины
- 2. Понятие и виды экономического риска
- 3. Управление риском
- Основные понятия и термины
- 2. Зависимость роста производства от использования факторов производства
- 3. Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность
- 4. Издержки производства
- 5. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов
- Основные понятия и термины
- 12. Распределение: функциональное и индивидуальное
- 2. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 3. Индивидуальное распределение. Перераспределение доходов
- Основные понятия и термины
- Модель экономического оборота
- Типы воспроизводства
- 2. Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- Основные различия кейнсианского и классического подхода
- Макроэкономические модели
- 3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.Экономический рост и циклическое развитие
- Описание цикла
- Основные понятия и термины
- Глава 14. Совокупный спрос и совокупное прдложение. Функция потребления и сбережения, инвестиций. Макроэкономическое равновесие
- 2. Совокупное предложение
- 3. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор
- Средняя и предельная склонность экономики к сбережению и потреблению
- Мультипликатор. Эффект мультипликации
- 4. Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- Влияние факторов, не связанных со ставкой процента, на кривую инвестиционного спроса
- Модель акселератора
- Нестабильность инвестиций
- 5. Макроэкономическое равновесие
- Равновесие фирмы
- 1. Ситуация нескоординированной олигополии
- Равновесие национальной экономики
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Основные понятия и термины
- 2. Потребительский рынок и его проблемы
- 3. Формирование товарной политики
- Основные понятия и термины
- Модели рынков труда промышленно развитых стран мира Японская модель
- Модель сша
- Шведская модель
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- Особенности рынка труда в Узбекистане
- 4. Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая филлипса
- 5. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель узбекистана)
- Понятие социальной защиты. Социальная защита населения в Узбекистане
- 2. Единые пособия семьям с детьми до 16 лет.
- Основные понятия и термины
- Глава 17. Макроэкономическая нестабильность и инфляция
- 2. Виды инфляции и механизм их действия
- Открытая и подавленная инфляция
- 3. Социально-экономические последствия инфляции
- 4. Варианты антиинфляционной политики
- Основные понятия и термины
- История денежной единицы России
- 2. Денежная масса. Предложение и спрос на денеги
- 3. Теоретические модели спроса на деньги Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- 4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- Основные понятия и термины
- 2. Основы кредитно-денежного регулирования
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:
- Косвенные инструменты
- 3. Сущность резервных требований
- 4. Операции на открытом рынке
- Операции Центрального банка Узбекистана на открытом рынке
- Широкие категории операций на открытом рынке
- Операции с иностранной валютой
- 5. Роль центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики
- Балансовый отчет типового Центрального банка
- Влияние денежно-кредитной политики на макроэкономическую ситуацию
- Воздействие денежно-кредитной политики на процессы в финансовом секторе
- Исполнение государственного бюджета Республики Узбекистан в 1995 г.
- Основные понятия и термины
- 2. Инструменты рынка ценных бумаг
- 3. Организация, обращение и регулирование рынка ценных бумаг
- Организация рынка ценных бумаг
- Обращение ценных бумаг
- Регулирование рынка ценных бумаг
- Механизмы регулирования рынка ценных бумаг
- Обеспечение рынка ценных бумаг
- Основные понятия и термины
- 2. Финансовая система и ее субъекты
- 3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- Основные понятия и термины
- 2. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 3.Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Доходы государственного сектора
- Расходы государственного сектора
- Дефицит государственного сектора
- Методы финансирования бюджетного дефицита
- 4. Анализ бюджетной политики узбекистана
- Основные понятия и термины
- Формы кредита
- 2. Структура банковской системы
- 3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике
- 4. Денежная политика: цели и инструменты
- Основные понятия и термины
- Глава 24. Финансово-кредитная политика в рыночной экономике
- 2. Инструменты и типы финансово-кредитной политики
- 3. Современное состояние финансово- кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в узбекистане
- Структура капитальных вложений по источникам финансирования (в% к итогу)
- Основные понятия и термины
- 2. Принципы налоговой политики и функции налогов
- 3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики
- 4. Виды и инструменты фискальной политики
- Основные понятия и термины
- 2. Основные понятия и принципы прогнозирования комплексного развития региона или административного района
- Основные понятия и термины
- 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
- 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
- Основные понятия и термины
- 2. Проблемы эффективности международного разделения труда и его модели (теории)
- Основные понятия и термины
- Глава 29. Международная торговля и мировой рынок
- 2. Внешнеторговый мультипликатор
- 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика узбекистана
- Динамика товарной структуры экспорта и импорта в 1996-1997 гг.
- Товарная структура эспорта и импорта в 1997 г. В процентах
- Основные понятия и термины
- 2. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения
- 3. Экономические основы решения экологического кризиса. Мирное освоение космоса и мирового океана
- 4. Решение проблемы обеспеченности энергией и сырьем - важнейший фактор развития мировой цивилизации
- 5. Продовольственное обеспечение населения - непременное условие выживания
- 6. Демографические процессы и проблемы рынка труда
- Основные понятия и термины