logo search
ЗМУ, 11 сем / РЭУ ЗМУ, 11 сем / Рылов_print1

1.2. Развитие экономических учений и теории менеджмента. Общие закономерности экономики и подходы менеджмента

Полезно напомнить читателям основные макроэкономические этапы развития хозяйственного уклада, характеризующие мировую экономику и основные экономические течения, сформировавшиеся школы и теории. Отправным пунктом хозяйствования было натуральное хозяйство племен. Затем с зарождением разделения труда и обмена его продуктами появился первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм. Начиная с рабовладельческого периода, формируются государства – крупные территориальные образования; военные действия, захват чужих территорий, порабощение людей становятся средством насильственного решения экономических проблем, обогащения одних наций и индивидов за счет других. Элементы использования людей как товара сохранились в мире до настоящего времени. По данным ООН, за 2002 г. на земле было продано около четырех миллионов рабов, из них большинство – дети, при этом на первом месте по продаже детей зафиксирована РФ.

Возникновение экономической мысли связывают с зарождением человечества. Библия свидетельствует, что между сынами Адама существовало разделение труда: один – скотовод, другой – земледелец. В царствование царя Хаммурапи в государствах Древнего Востока появились первые экономические законы, устанавливавшие правила и нормы экономического поведения граждан, отношения между ними и государством, между рабом и господином, денежные отношения (аренда земли, арендная плата, оплата труда наемных работников, взаимные договорные и долговые обязательства, штрафы за их нарушения) – это относится к XX в. до нашей эры [52, с. 40–42].

Первыми учеными-экономистами могут считаться греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель (V–IV вв. до н. э.), которые выпустили ряд работ, например трактаты «Политика» и «Этика» Аристотеля. Экономические учения сформировались во втором тысячелетии нашей эры. Рассмотрим основные из них.

1. Меркантилизм (XVI–XVII вв., от итал. «торговец», «купец»), основными идеями которого, помимо выделения роли как главного компонента материального благополучия и богатства, стали:

Устанавливались высокие импортные пошлины, экспортные премии, поощрялось торговое посредничество, выдавались государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяющих производств.

2. Физиократизм (XVI–XVII вв., «власть природы»), основателем которого считается Ф. Кенэ. Суть этого учения сводилась к признанию «произведений земли» главным богатством, а отсюда сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность признавалось основным источником богатства.

3. Классическая школа (XVII–XVIII вв.). Ее основателями принято считать Адама Смита (1723–1790 гг.), Давида Рикардо (1772–1823 гг.), Томаса Мальтуса (1766–1834 гг.), Джона С. Милля (1806–1873 гг.). Фундаментальный труд А. Смита (1776 г.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором введены зависимости между уровнем материального богатства, количеством потребляемой продукции и численностью населения страны; производительность труда как наиболее значимый фактор определяется разделением труда и уровнем накопления капитала; «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. А. Смит писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». А. Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен в зависимости от спроса и предложения. До наших дней пользуется популярностью девиз «laisses fair», означающий «пусть все идет само собой, без внешнего принуждения». А. Смит заслужил титул «отца экономики».

4. Утопический социализм и коммунизм (XVI–XX вв.). Основатель его Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) изложил основные идеи в книге «Город солнца», затем сложилось научное течение марксизма-ленинизма на основе трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Ахиллесовой пятой классиков этого течения явилось то, что они игнорировали психологию людей, внутренние мотивы индивидов считали возможным подчинить высоким идеалам, «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», ставя во главу угла как путь достижения такого общества классовую борьбу с гегемонией пролетариата и насильственным принуждением – «воспитанием» масс.

5. Маржинализм (XIX в., от франц. marginal – предельный). Представители этого течения считали, что не должно существовать единых законов для всех стран мира, и стали разрабатывать «местные теории», в частности маржинализм, отправной идеей которого стала установка ценности товара не в производстве, а в процессе обмена, при этом, чем больше товаров определенной номенклатуры появляется на рынке, тем ниже опускается их цена, т. е. тем самым как бы уменьшается их предельная полезность для потребителей.

6. Неоклассицизм, основателем которого считается А. Маршалл (1842–1924 гг.). Он использовал функциональный подход, суть которого в выявлении функциональных зависимостей между экономическими явлениями. Одна из таких зависимостей – между спросом и предложением – устанавливает рыночную равновесную цену, причем цена продавца устанавливается по классическому канону (себестоимости товара), а цена покупателя – по маржинальному, т. е. по предельной полезности товара.

К неоклассицизму примкнули «теория несовершенной конкуренции», неолиберализм. Представители этих течений Ф. Хайек (1899–1992 гг.), И. Шумпетер (1883–1950 гг.) выступали за полную свободу, либерализацию рыночных отношений, свободное предпринимательство. Практическое приложение идей неолиберализма представлено творцом немецкого «экономического чуда» Л. Ф. Эрхардом в книге «Благосостояние для всех» и в практической программе возрождения Германии, основанной на идее приспособления к складывающейся ситуации.

7. Кейнсианство – направление в экономической науке, основанное на взглядах и позициях английского ученого Д. М. Кейнса (1883–1946 гг.), изложенных в работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Основные идеи Д. М. Кейнса заключаются в том, что макроэкономика и микроэкономика развиваются по разным законам; требуются конкретные направления регулирующего воздействия на экономику со стороны государства; если объем сбережений превышает объем инвестиций, возникает безработица; при обратном стечении обстоятельств возникает инфляция; эффект акселерации появляется при государственном стимулировании строительства жилья, т. к. предприниматели будут вынуждены вкладывать средства и в производство стройматериалов, строительство дорог, строительного оборудования; мультипликативный эффект роста спроса и вложений обуславливается расходованием сбереженных населением средств на потребление; «парадокс бережливости» приводит к сокращению потребительских расходов и лишает доходов людей, занятых в производстве товаров и услуг. Главная задача государства, по кейнсианству, состоит в сохранении макроэкономического равновесия через воздействие на совокупный спрос. Инфляция в стране означает, что совокупный спрос должен быть сокращен путем ужесточения налогового режима: спрос падает и инфляция прекращается. При безработице правительство должно ослабить налоговый режим, сделать кредиты легкодоступными для предпринимателей – это приведет к росту спроса, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы.

8. Монетаризм – теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Поэтому управление экономикой со стороны государства должно сводиться к контролю за денежной массой, эмиссией денег. Основатель теории – американский профессор М. Фридмен. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет танец доллара», – так считают монетаристы. Влияние денег на экономическую активность – внутренний (эндогенный) фактор. Спрос на деньги является одним из важных побудителей экономики, государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

9. Теория экономики предложения основана на многих положениях неоклассической школы. Основатели (А. Лаффер и Дж. Гилдер) главной идеей теории выдвигают тезис о том, что надо стимулировать активизацию предложения продуктов, а не подвергать совокупный спрос государственному регулированию. Основные действия государства в сфере экономики должны сводиться к снижению инфляции (по монетаризму), уменьшению налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций, сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения государственных расходов, к последовательной политике приватизации государственной собственности. М. Тэтчер в Великобритании, К. Танака в Японии, Р. Рейган в США во многом опирались на теорию экономики предложения.

10. Теория рациональных ожиданий – одно из самых молодых направлений в современной экономической теории (Дж. Мут, Т. Лукас, Л. Реппинг). Основные положения теории исходят из анализа поведения потребителей на рынке, которые стремятся к максимизации полезности предметов потребления и способны предсказывать все возможные изменения в хозяйстве, прогнозировать будущий уровень цен.

11. Институционализм, заложенный Т. Вебленом, получает распространение в начале XX в. Идеологом этой школы является американский экономист Дж. К. Гэлбрейт. Основные положения институционализма сводятся к выходу на передний план процессов экономической организации, управления, социального и организационного фактора. Государство, крупные корпорации и профсоюзы – социальные институты, решающим образом влияющие на экономику. В эпоху технико-технологического прогресса определяющая роль в управлении принадлежит техноструктуре, т. е. слою менеджеров, который руководствуется надклассовыми интересами. «Планирующая» и «рыночная» структуры способны сосуществовать в смешанной экономике, особых препятствий к их конвергенции, слиянию не имеется. Это успешно демонстрирует Китай. Основные идеи постиндустриального общества изложены в книгах Д. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», «Экономические теории и цели общества» и в работе российских ученых под руководством акад. Д. С. Львова [36].

Экономические течения развивались в России, начиная с образования всероссийского рынка и возникновения мануфактур в XVII в. Их связывают с именами таких ученых, как А. Л. Ордын-Нащекин (1605–1680 гг.), написавший «Новоторговый устав», И. Посошков (1652–1726 гг.) «Книга о скудости и богатстве», В. Татищев «Представление о купечестве и ремеслах», основоположник русской статистики А. Чупров (1874–1926 гг.), теоретик Г. Плеханов (1856–1918 гг.), экономист П. Струве (1870–1944 гг.), реформаторы П. Столыпин (1862–1911 гг.) и С. Витте (1849–1915 гг.), ученый-энциклопедист М. Туган-Барановский (1865–1919 гг.), ученые-экономисты и практики В. Руднев (1874–1939 гг.), Е. Преображенский (1886–1937 гг.), А. Чаянов (1888–1937 гг.), Н. Кондратьев (1892–1938 гг.), экономисты-математики, одни из первооткрывателей экономико-математического моделирования как нового направления анализа, исследований и оптимизации экономических решений В. Немчинов (1894–1964 гг.), Л. Канторович (1912–1986 гг.), В. Леонтьев (р. 1906), Н. Федоренко (р. 1917) и др. современные теоретики и практики почти непрекращающихся реформ, перестроек, модернизации принципов, законов и структуры экономики России как сложной хозяйственной системы1.

Основные экономические закономерности формировались с развитием экономических течений и обобщены Б. А. Райзбергом в виде совокупности законов. Приведем их для напоминания читателям, изучившим «Экономическую теорию», с целью последующего учета действия этих общих законов в региональной экономике.

1. Закон возвышения потребностей.

2. Принцип ограниченности ресурсов.

3. Граница производственных возможностей и закон возрастания вменённых издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат).

4. Закон убывающей доходности (отдачи).

5. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

6. Закон спроса.

7. Закон предложения.

8. Закон денежного обращения.

9. Зависимость структуры личного потребления от доходов. Закон Энгеля [52, с. 74–96].

Чтобы проанализировать истоки связей экономики с менеджментом, обратимся к истории управления (менеджмента). История возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно семь тысячелетий, за это время произошло пять управленческих революций.

1-я управленческая революция – около 7 тыс. лет назад, «религиозно-коммерческая», связана с появлением письменности в Древнем Шумере.

Священнослужители-бизнесмены переформулировали основополагающие религиозные принципы: вместо человеческих жертв богам теперь требовались жертвы символические – подношение денег и т. д. Все это – в храмы. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Письменность возникла как необходимость ведения расчетов, учета праведности верующих.

2-я управленческая революция – через 3 000 лет после первой, «светско-административная». Ее связывают с вавилонским царем Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), который разработал свод законов управления государством, основные параметры которого – светский стиль управления, усиление контроля, рост ответственности за выполнение работ (на макроуровне). Для Хаммурапи характерен собственный лидерский стиль, проявлявшийся в опекунстве и защите людей.

3-я управленческая революция – «производственно-строительная», основной особенностью которой является усиление внимания к контролю за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла во времена правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), автора некоторых из «семи чудес света», в частности Вавилонской башни и «висячих садов». На текстильных фабриках введена система цветных ярлыков на партиях сырья.

Затем создана система территориального управления в Древнем Риме и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма во втором столетии до н. э.

4-я управленческая революция – произошла в период буржуазных революций, возникновения капитализма и начала индустриального развития европейской цивилизации. Характеризуется зарождением профессионального управления (отделение менеджмента от собственно капитала).

5-я управленческая революция – в конце XIX – начале XX в., бюрократическая. Ее теоретической базой стала концепция «рациональной бюрократии».

Следующие концепции:

Определились научные подходы к управлению как к процессу: системный подход, ситуационный подход. Следует отметить наиболее крупных ученых, внесших значительный вклад в теорию и практику менеджмента, оказавших влияние на историю его развития. Это следующие ученые:

1. Основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор. В 1911 г. опубликована его книга «Принципы научного управления». Основные из принципов:

1) научный подход к выполнению каждого элемента работы;

2) системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

3) кооперация менеджеров с рабочими;

4) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабо­чими.

Ф. Тейлор – «отец» научного менеджмента. Ему принадлежит афоризм «Управление – не что иное, как средство, экономящее труд».

2. Ф. Гилбрет – основоположник системы «микроэлементного нормирования труда».

3. Г. Гант – разработчик системного планирования. Широко известна карта Ганта – краткий перечень запланированных на определенные отрезки времени работ.

4. А. Файоль – основатель классической административной школы менеджмента. Впервые выделил функции администрации, в основу которых положены следующие принципы:

1) разделение труда;

2) полномочия и ответственность;

3) дисциплина;

4) единоначалие;

5) единство действий;

6) подчиненность личных интересов коллективным;

7) поощрение персонала;

8) централизация;

9) скалярная цепь («цепь начальников» между уровнями иерархии);

10) порядок;

11) справедливость;

12) стабильность персонала;

13) инициатива;

14) корпоративный дух.

5. Э. Мэйо и М. Фоллет – основатели школы «человеческих отношений». В частности, М. Фоллет определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

6. Развитие поведенческого (бихевиористского) направления – Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг (власть и авторитет, мотивация, лидерство, социальное взаимодействие и коммуникация).

7. Количественные методы – К.У. Черчмен, Р.А. Акофф, Е.Л. Арноф, Л.В. Кан­то­рович.

История развития менеджмента в XX в. обобщенно представлена в табл. 1.

Таблица 1