2. Система функций семьи
Функции семьи многообразны. Они затрагивают все важнейшие секторы деятельности общества и во многом определяют социально-экономические процессы, происходящие в нем.
В условиях рыночной экономики семья является основным звеном формирования и накопления человеческого капитала. Поэтому систему функций семьи можно рассматривать на трех стадиях: образование, производство и реализация "человеческого капитала".
На первой стадии происходит создание материальной базы семьи в процессе осуществления следующих функций: формирования и использования семейного бюджета, ведения домашнего хозяйства.
На второй стадии семья выполняет следующие функции: детородную, воспитательную, рекреационную. На этой стадии производится физическая основа "человеческого капитала", который развивается, и одновременно происходит адаптация этого капитала к социально- экономической системе жизнедеятельности. Для производства человеческого капитала необходимы следующие факторы производства: материальные ресурсы, товары и услуги, а также сами производители - члены семьи.
На третьей стадии реализуются следующие функции посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства: индивидуальное участие членов семьи в рыночном хозяйстве, организация семейного бизнеса, корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве, ведение домашнего хозяйства, получение и распределение доходов.
Функции семьи на всех стадиях формирования и функционирования "человеческого капитала" взаимосвязаны. Например, снижение детородной функции уменьшает трудовой потенциал семьи, ослабляет ее производственные функции и может отрицательно сказаться на воспитательной функции.
Все функции имеют целевую направленность на накопление и возмещение затрат, связанных с созданием "человеческого капитала" и развитием предпринимательского потенциала.
Все вышесказанное можно представить схематично.
Схема 12
Рассмотрим подробнее детородную функцию. Согласно современной западной экономической теории, дети являются экономическими благами. Обеспечивая своих родителей и родственников значительными выгодами, они выступают результатом постоянно развивающегося процесса производства, включающего расходование ресурсов. С экономической точки зрения дети являются источником потребления и объектом инвестиций.
Родители получают в лице детей хорошую компанию, предоставляющую выгоды, отличные от выгод, получаемых от других товаров, таких, как новый автомобиль или хороший мартини. С детьми можно говорить, гулять, они могут быть партнерами в настольном теннисе или в шашках. Их существование дает родителям некоторую надежду не остаться одинокими в старости. Дети могут доставить родителям удовольствие чувствами уважения и обожания.
Правильно или нет, дети используются для реализации целей родителей. Мотивация иметь детей может включать средство реализации искренней потребности внести вклад общество, открыть неизвестное или проверить гипотезу о том, что они могут лучше других воспитывать детей. Во всех этих отношениях дети являются потребительскими благами.
Дети когда-то в истории (и это все еще справедливо для неразвитых стран мира) были средством обеспечения родителям своей пенсии в старости. По мере роста детей родители выплачивали взносы в фонд своей пенсии, кормя и одевая своих детей; в более поздние годы дети заботились о своих родителях, когда те были не в состоянии обеспечить самих себя. Это было время недостаточного развития рынка ценных бумаг и страховых компаний, особенно на вновь открытых территориях.
Этот вид организации домашнего самострахования не исчез совершенно. Однако сегодня люди в развитых странах больше полагаются на наличные, финансово обоснованные пенсионные планы доходов в старости. Причина здесь в том, что рынок обеспечивает альтернативные пенсионные схемы, которые дешевле связанных с детьми (дети могут быть исключительно дорогими). Выгоды финансово обоснованных планов "контракты" и поэтому более определенны и менее рискованны. Другой причиной может быть принуждение правительством людей к участию в системе социального страхования, что могло снизить ответственность детей за пенсионную поддержку родителей.
Последнее, но не менее важное - дети могут служить важным источником труда, особенно в семьях, живущих на фермах или в местах, где детский труд дешевле механизации. Родители на начальных стадиях жизни детей инвестируют ресурсы в их развитие, чтобы они стали рабочей силой. Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы работать, родители пожинают плоды своих инвестиций.
Ко всему сказанному о пользе иметь детей можно добавить совокупный уровень удовлетворения родителей и в этой связи - спрос родителей на детей. Этот спрос на детей - или, точнее, "детские услуги" - может влиять на общее количество детей или качество рожденных и воспитанных детей.
Издержки воспитания детей включают затраты семьи а рождение, питание, одежду, кров, образование, развлечения, медицинские расходы, страховку, транспорт и т.д. Другими статьями издержек, часто не учитываемыми, являются эмоциональные затраты и время родителей, потраченное на воспитание детей. Оценка издержек на детей - трудная проблема. Действительные издержки воспитания детей будут зависеть точно от того, сколько родители желают потратить а все издержки будут варьироваться с экономическим статусом и местом жительства родителей. С учетом этих проблем любая оценка издержек для конца 80-х годов будет включать издержки рождения (больница и оплата доктора примерно 3000 долларов), издержки воспитания детей до 18 лет (65 000 долларов - 300 долларов в месяц), затраты на образование в государственном колледже или университете (24 000 долларов - 6 000 долларов в год) и альтернативное время родителей, отданное воспитанию детей (374 400 долларов - 20 долларов в час по 20 часов в неделю в течение 18 лет). Эти издержки суммированы в таблице 5.
Общие издержки в 466 400 долларов, вероятно, значительно больше, чем ожидалось, в первую очередь из-за включения альтернативных издержек времени родителей. Совокупные издержки на детей будут значительно варьироваться в зависимости от альтернативной зарплаты родителей. Издержки на ребенка у человека с низким доходом могут быть значительно ниже указанных в таблице. Предположим, все издержки кроме зарплаты останутся такими же, тогда издержки ребенка "бедного" человека, зарабатывающего 5 долларов в час, упадут до 185 600 долларов.
Таблица 5
| ||
|
Издержки, приведенные выше, являются результатом простого суммирования совершенных затрат в воспитательной фазе жизни ребенка. Однако общие издержки могут быть ниже, чем указано, потому что многие издержки будут распространены на ряд лет. Тысяча долларов, потраченная несколько лет назад, стоит меньше тысячи долларов, потраченной сегодня. Причина в том, что тысяча долларов, потраченная сегодня, "зарабатывает" в течение ряда лет процент, она положена на счет или инвестирована в приносящие проценты ценные бумаги. Конечно, даже после дисконтирования стоимости будущих расходов первый ребенок - это самый большой штучный "товар", который, вероятно, люди купят за всю жизнь!
Примечательным в рассуждениях о семье является то, что многие издержки, связанные с первым ребенком, постоянны, т.е. не меняются с рождением последующих детей. Это означает, что предельные издержки второго ребенка обычно меньше предельных издержек первого.
Дети являются особым экономическим благом, ибо они приносят значительно больше эмоций, риска и неопределенности, чем покупка какого-либо товара. Родители не могут увидеть благо (ребенка) до покупки; действительно, их задача произвести ребенка "с нуля". Ребенок с рождения появляется со своими собственными желаниями, что усиливает элемент неопределенности. В случае с товаром покупатель может решить позже продать его, возможно, возмещая свои инвестиции, хотя бы частично. В современном обществе делать то же самое с детьми не принято. Все это означает, что решение иметь ребенка труднее других решений семьи и в производстве детей больше места для ошибок, чем в производстве чего-либо другого. Однако это не означает, что родители не попытаются подойти к данной проблеме с рациональных позиций.
Родители подсчитывают издержки и выгоды в принятии решений о детях. В этом случае функция спроса на детей будет нисходящей. Издержки на детей будут влиять на уровень рождаемости. Больше детей - ниже издержки или цена. Родители, вдобавок, рационально балансируют количество детей с их качеством.
На рисунке 20 мы проиллюстрировали совокупный рыночный спрос на детей (D). В нашем примере Q1 - дети, которые будут рождаться и воспитываться импульсивно, т.е. из-за нерационального поведения части родителей. Однако количество детей будет зависеть также от предложения, т.е. от издержек производства детей. Если, для упрощения, предложение детей полагается горизонтальным (S) - т.е. предельные издержки постоянны и равны P1 - общее число Детей будет Q2. Из этой суммы Q1 будет результатом "случайностей", тогда Q2Q1, будет результатом расчетов "издержки-выгоды".
Рис. 20. Графическая интерпретация спроса на детей | Рис. 21. Графическая интерпретация сокращения спроса на детей |
Довольно интересно, что многие случайные рождения планировались бы на более поздний срок. В этом случае кривая спроса сдвигается влево (аргументация не меняется).
Если спрос на детей падает, экономист может спрогнозировать снижение количества имеющихся детей. Эту ситуацию отображает рис. 21 сдвигом спроса с D1 на D2. Количество детей упадет с Q2 до Q3. Количество случайно зачатых детей останется равным Q1. Однако количество рационально определенных детей снижается, вызывая снижение спроса в целом.
Такое изменение спроса может быть результатом внешнего падения "вкуса" к детям.
Это может также вытекать из снижения относительной цены других товаров, производимых и потребляемых дома. Если происходит последнее, рациональные пары будут стремиться перераспределить свои ресурсы с детей на дешевые товары. Рост относительной дешевизны товаров, таких, как автомобили и все виды развлечений, которые могут служить заменителями (субститутами) детей, может объяснить падение рождаемости.
В целом расположение кривой спроса зависит от относительных выгод, связанных с детьми, и от семейных ресурсов. Дети, выросшие на фермах, имеют больше возможностей внести вклад в доход семьи, нежели городские дети. Одним из объяснений здесь может служить закон о детском труде, разрешающий детский труд на фермах и ограничивающий его в промышленности.
Только по одной этой причине экономисты могут ожидать больше выгод от детей и больший спрос на них в семьях фермеров, чем в городских семьях. Другими словами, спрос на детей в семьях фермеров (D1 на рис. 21) будет выше спроса на детей в городских семьях (D2). В результате семьи фермеров крупнее. Если имеет место миграция из сел в города, как в последние десятилетия в развитых странах, следует ожидать падения рождаемости и снижения прироста населения.
Со временем при снижении цены механического оборудования ceteris paribus (при прочих равных - лат.) может быть снижение размеров семей фермеров, если оборудование способно заменить труд детей. Более дешевое сельскохозяйственное оборудование будет стимулировать семьи покупать его больше и использовать меньше труда, т.е. заводить меньше детей.
Кроме этого, предпочтения могут повернуться от количества к качеству, вызывая сдвиг кривой спроса, базирующейся на количестве. Перед родителями всегда стоит проблема выбора между распределением ресурсов на большее количество детей и увеличением внимания имеющимся детям.
Рис. 22. Сокращение издержек на детей
Согласно нашей модели все, что сокращает издержки на детей, сдвигает кривую предложения вниз и увеличивает количество детей. В этом случае на рис. 22 предложение перемещается с S1 к S2, а количество детей - с Q2 до Q3. Причина роста состоит в том, что издержки добавочных детей Q2 и Q3 выгоды, указанные кривой спроса между Q2 и Q3. Когда кривая предложения сдвигается вниз, выгоды от добавочных детей становятся больше, чем издержки на них. Таким образом, становится рациональнее переводить больше ресурсов на производство детей. Такое изменение может быть следствием роста эффективности воспитания детей, делающего весь процесс менее затратным, снижения рыночных цен ресурсов, необходимых для производства детей, или результатом изменения таких внешних факторов, как политика правительства, инфляция, зарплата, уровень образования родителей и других.
Уровень образования родителей может влиять на производство детей несколькими способами. Первое: он может менять относительные предпочтения родителей, предлагая вместо детей другие вещи, более для них ценные. Второе: образование может увеличить альтернативный уровень зарплаты родителей и создать положительный эффект дохода и отрицательный эффект издержек.
Одной из наиболее твердо установленных в литературе по рождаемости является отрицательная связь между уровнем образования жены и количеством детей: с ростом образования жены число детей падает. Есть также сведения, показывающие положительную связь между уровнем образования мужа и количеством детей.
Одним возможным объяснением этих зависимостей является то, что время жены относительно важнее времени мужа в производстве детей, и затраты ее времени будут соответственно более значимыми в принятии решений о производстве детей. Образование мужа, чьими обязанностями традиционно было зарабатывание денежного дохода семьи, имеет меньший эффект затрат, но имеет положительный эффект дохода.
Третье: образование может увеличить эффективность, которая поднимет качество детей. По крайней мере одно эмпирическое исследование эту идею поддерживает. Даже при большей альтернативной зарплате большая эффективность позволяет более образованному человеку получить единицу качества ребенка с меньшими затратами.
Например, родителю с начальным образованием потребуется 2 часа, чтобы научить чему-то полезному своего ребенка (качество). Зарплата его на рынке составляет 4 доллара в час. Общие издержки равны 8 долларам. С другой стороны, если взять более образованного родителя, зарабатывающего 20 долларов в час, за 15 минут достигающего того же результата со своим ребенком, издержки будут только 5 долларов. При прочих равных условиях можно ожидать больше спроса на качество детей со стороны более образованных родителей.
Четвертое: эффект образования родителей может проявиться в сокращении числа нежеланных детей.
Родители альтруистичны (бескорыстны) по отношению к своим детям - "альтруизм" означает, что полезность для родителей зависит от полезности для детей, как:
где ZP - потребление родителей, а Ui(i = 1,..., N) - полезность i-го ребенка.
Экономисты объясняют рыночные сделки с помощью предположения, что люди эгоистичны, выраженного в известных словах А.Смита: "Это не благосклонность мясника, пивовара или булочника, что мы ожидаем свой обед, но то, что они считают своим интересом. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их себялюбию, и никогда не говорим о наших потребностях, но об их преимуществах".
Допущение об эгоизме в рыночных сделках достаточно сильно, однако не работает в попытке понять семью. В самом деле, главная черта, отличающая домашние хозяйства от фирм и других организаций, в том, что распределение внутри семей в большой степени определяется альтруизмом и родственными обязательствами, тогда как распределение внутри фирм определяется главным образом внутренними и внешними контрактами. Поскольку семьи конкурируют с правительством за контроль над ресурсами, тоталитарные правительства добивались преданности от своих подданных, уничтожая семейные традиции и преданность семье.
Предпочтение собственных детей, упоминаемое ранее, предполагает особые чувства к собственным детям. Жертвы родителей для детей и наоборот, любовь, связывающая супругов, являются свидетельством глубоко личных отношений внутри семьи, что нетипично для других групп.
Хотя альтруизм является главной цементирующей семью силой, его систематический анализ - недавнее явление многое еще не выяснено. Существенным вкладом была (возможно, неудачно названная) "теорема испорченного ребенка" (Rotten Kid), объясняющая координацию решений членов семьи при ограниченном альтруизме. Согласно этой теореме, если один из членов семьи бескорыстен по отношению к другим в расходах времени и денег на каждого из них, то члены семьи будут считаться с благосостоянием семьи в целом, даже когда они совершенно эгоистичны.
Доказательство этой теоремы просто, когда полезность альтруиста (скажем, "главы семьи") зависит от комбинации ресурсов всех членов семьи. Рассмотрим один товар, потребляемый всеми членами семьи: ее главой и N иждивенцев (не только детей, но и супруга и других родственников). Функцию полезности главы семьи можно записать так:
Уравнение бюджета будет выглядеть так:
где Ih - доход главы, Gi - дар i-му иждивенцу и цена X - набор в целом. Без трансакционных издержек каждый отданный доллар будет получен иждивенцем, так что: Xi=Ii+Gi, где Ii - доход i-го иждивенца.
Глава семьи максимизирует полезность Uh в зависимости от семейного дохода Sh.
Функция социализации означает включение человека в общественную систему посредством образования, услуг в области здравоохранения, воспитания детей, культуры и т.д. при помощи государства. Это проявляется в многообразии социальных услуг населению в рыночной экономике. К таким услугам относятся: меры по трудоустройству, страхование по безработице, содействие в получении образования, социальная помощь, охрана труда женщин и несовершеннолетних, пособие на детей, дотация за аренду жилья, пенсионное страхование, социальное жилищное строительство, страхование от несчастных случаев.
На современном этапе развития общества повышается значение рекреационной функции, поскольку человек, интенсивно работающий, прежде всего умственно, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности, соединения со средой обитания. Слово "рекреация" латинского происхождения, означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Анализ расходов семей на досуг, путешествия, проведение свободного времени свидетельствует об их росте и, соответственно, изменении предпочтений индивида.
Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве производятся услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи. Систематическое производство продукции в домашнем хозяйстве для продажи или реализация услуг на рынке характеризуют семью, занимающуюся индивидуальной трудовой деятельностью, а производство сельскохозяйственной продукции -личное подсобное хозяйство с товарной направленностью.
Домашнее хозяйство до сих пор поглощает значительную часть бюджета времени членов семьи. Работы в домашнем хозяйстве, значительная доля которых осуществляется женщинами, весьма трудоемки, требуют немалых физических усилий. Согласно специальным обследованиям, развешивание белья требует больше затрат, чем равная по времени работа на тракторе, протирка окон - больше, чем вождение такси, а при глажений белья в течение часа расходуется столько калорий, сколько их расходует за такой же период каменщик. Все это определяет важное значение развития сферы бытовых услуг и механизации домашнего хозяйства.
Особой сферой производительного труда в семье, поглощающей значительную часть бюджета времени, является приготовление пищи. Согласно проведенным в России обследованиям, в течение недели на обеспечение домашнего питания (покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды) у мужчин уходит 5 часов 17 минут, у женщин - 16 часов 22 минуты, т.е. соответственно 36% и 57% всего времени на ведение домашнего хозяйства.
Немаловажными функциями семьи являются организация семейного бизнеса, индивидуальное участие членов семьи, а также корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве и другие.
- Оглавление
- Глава 13. Национальная экономика и экономический рост 406
- 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
- 1) Хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. Д.);
- 3. Главные направления современной экономической мысли
- 1) Неоклассическое;
- 2) Кейнсианское;
- 3) Институционально-социологическое.
- 1) Специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;
- 2) Науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
- 3) Цикл учебных дисциплин в вузах сша и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
- Основные понятия и термины
- 2. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой
- 3. Методология экономической теории
- 1) Субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
- 2) Неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
- 3) Рационалистический;
- 4) Диалектико-материалистический.
- 1) Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
- 1) Физиологические (в еде, питье, сне и т.Д.);
- Основные понятия и термины
- 2. Формы и модели общественного хозяйства
- 1) Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства;
- 2) Частная собственность на средства производства и продукты труда; 3) личный труд собственника средств производства;
- 4) Удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда;
- 5) Осуществление экономической связи между людьми через рынок, то есть ее общественный характер.
- 1) Превращение массы производителей в свободных, но лишенных всяких средств производства - процесс, означающий появление на рынке нового товара - рабочей силы;
- 2) Сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
- 3. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе
- Общие моменты любой экономической системы
- 1) Первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
- 2) Вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
- 3) Коммунистическая общественная формация.
- 1) Замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена;
- 2) Городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен и блага переходят непосредственно из производящего хозяйства в потребляющее;
- 3) Народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.
- 1) По форме собственности на средства производства;
- 2) По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
- Основные понятия и термины
- Глава 4. Рынок: содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура
- 2.Сущность рынка как экономической категории и самостоятельной подсистемы в национальной экономике. Функции рынка
- 3.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике
- 4.Система, структура и инфраструктура рынка
- 5.Биржи и их роль в рыночной экономике
- Основные понятия и термины
- 2. Предложение
- 3. Равновесие рынка. Условия равновесия
- 4. Конкуренция: понятие, виды, политика
- Основные понятия и термины
- 2. Полиморфизм собственности в рыночной экономике
- Государственная собственность
- Частная собственность
- Коллективная (групповая) собственность
- 3. Разгосударствление и приватизация: пути и формы, опыт зарубежных стран
- Три аспекта приватизации
- Основные понятия и термины
- 2. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение
- 3. Деньги как развитая категория рыночных отношений. Функции денег как система
- Деньги как средство обращения
- Деньги как средство платежа
- 4. Эволюция денег
- Основные понятия и термины
- Глава 8. Субъекты рыночной экономики
- 2. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства
- 3. Потребители и их поведение в рыночной экономике
- 4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
- 5. Государство и его рольв системе рыночного хозяйства
- Основные понятия и термины
- Глава 9. Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике
- 2. Система функций семьи
- 3. Семейный бюджет
- Основные понятия и термины
- 2. Понятие и виды экономического риска
- 3. Управление риском
- Основные понятия и термины
- 2. Зависимость роста производства от использования факторов производства
- 3. Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность
- 4. Издержки производства
- 5. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов
- Основные понятия и термины
- 12. Распределение: функциональное и индивидуальное
- 2. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 3. Индивидуальное распределение. Перераспределение доходов
- Основные понятия и термины
- Модель экономического оборота
- Типы воспроизводства
- 2. Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- Основные различия кейнсианского и классического подхода
- Макроэкономические модели
- 3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.Экономический рост и циклическое развитие
- Описание цикла
- Основные понятия и термины
- Глава 14. Совокупный спрос и совокупное прдложение. Функция потребления и сбережения, инвестиций. Макроэкономическое равновесие
- 2. Совокупное предложение
- 3. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор
- Средняя и предельная склонность экономики к сбережению и потреблению
- Мультипликатор. Эффект мультипликации
- 4. Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- Влияние факторов, не связанных со ставкой процента, на кривую инвестиционного спроса
- Модель акселератора
- Нестабильность инвестиций
- 5. Макроэкономическое равновесие
- Равновесие фирмы
- 1. Ситуация нескоординированной олигополии
- Равновесие национальной экономики
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Основные понятия и термины
- 2. Потребительский рынок и его проблемы
- 3. Формирование товарной политики
- Основные понятия и термины
- Модели рынков труда промышленно развитых стран мира Японская модель
- Модель сша
- Шведская модель
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- Особенности рынка труда в Узбекистане
- 4. Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая филлипса
- 5. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель узбекистана)
- Понятие социальной защиты. Социальная защита населения в Узбекистане
- 2. Единые пособия семьям с детьми до 16 лет.
- Основные понятия и термины
- Глава 17. Макроэкономическая нестабильность и инфляция
- 2. Виды инфляции и механизм их действия
- Открытая и подавленная инфляция
- 3. Социально-экономические последствия инфляции
- 4. Варианты антиинфляционной политики
- Основные понятия и термины
- История денежной единицы России
- 2. Денежная масса. Предложение и спрос на денеги
- 3. Теоретические модели спроса на деньги Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- 4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- Основные понятия и термины
- 2. Основы кредитно-денежного регулирования
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:
- Косвенные инструменты
- 3. Сущность резервных требований
- 4. Операции на открытом рынке
- Операции Центрального банка Узбекистана на открытом рынке
- Широкие категории операций на открытом рынке
- Операции с иностранной валютой
- 5. Роль центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики
- Балансовый отчет типового Центрального банка
- Влияние денежно-кредитной политики на макроэкономическую ситуацию
- Воздействие денежно-кредитной политики на процессы в финансовом секторе
- Исполнение государственного бюджета Республики Узбекистан в 1995 г.
- Основные понятия и термины
- 2. Инструменты рынка ценных бумаг
- 3. Организация, обращение и регулирование рынка ценных бумаг
- Организация рынка ценных бумаг
- Обращение ценных бумаг
- Регулирование рынка ценных бумаг
- Механизмы регулирования рынка ценных бумаг
- Обеспечение рынка ценных бумаг
- Основные понятия и термины
- 2. Финансовая система и ее субъекты
- 3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- Основные понятия и термины
- 2. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 3.Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Доходы государственного сектора
- Расходы государственного сектора
- Дефицит государственного сектора
- Методы финансирования бюджетного дефицита
- 4. Анализ бюджетной политики узбекистана
- Основные понятия и термины
- Формы кредита
- 2. Структура банковской системы
- 3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике
- 4. Денежная политика: цели и инструменты
- Основные понятия и термины
- Глава 24. Финансово-кредитная политика в рыночной экономике
- 2. Инструменты и типы финансово-кредитной политики
- 3. Современное состояние финансово- кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в узбекистане
- Структура капитальных вложений по источникам финансирования (в% к итогу)
- Основные понятия и термины
- 2. Принципы налоговой политики и функции налогов
- 3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики
- 4. Виды и инструменты фискальной политики
- Основные понятия и термины
- 2. Основные понятия и принципы прогнозирования комплексного развития региона или административного района
- Основные понятия и термины
- 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
- 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
- Основные понятия и термины
- 2. Проблемы эффективности международного разделения труда и его модели (теории)
- Основные понятия и термины
- Глава 29. Международная торговля и мировой рынок
- 2. Внешнеторговый мультипликатор
- 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика узбекистана
- Динамика товарной структуры экспорта и импорта в 1996-1997 гг.
- Товарная структура эспорта и импорта в 1997 г. В процентах
- Основные понятия и термины
- 2. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения
- 3. Экономические основы решения экологического кризиса. Мирное освоение космоса и мирового океана
- 4. Решение проблемы обеспеченности энергией и сырьем - важнейший фактор развития мировой цивилизации
- 5. Продовольственное обеспечение населения - непременное условие выживания
- 6. Демографические процессы и проблемы рынка труда
- Основные понятия и термины