logo search
Вся эктеория

2. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.

Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Категории "потребительная стоимость" и "меновая стоимость" введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие ученые-экономисты отмечали различие между этими категориями.

Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую основу - трудовые затраты, которые и определяют меновую стоимость.

В современной западной экономической теории принят иной подход, ведущий начало с работ представителей теории предельной полезности: К.Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф.Визера. Согласно этому подходу, не стоимость лежит в основе обмена, а полезность.

Полезность блага - главная категория в маржинальном направлении экономической теории, которое различает общую и предельную полезность блага.

Общая полезность - это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Схематически это можно представить следующим образом.

Рис.11. Соотношение общей полезности и объема блага

Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу) разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность ее увеличится до 18, а не 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшится (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика (N), после которого общая полезность начнет убывать. Графически это можно представить в виде кривой.

Рис.12. Динамика общей полезности

По горизонтали (оси х) откладываем количество блага, по вертикали (оси у) - общую полезность блага. Точка N показывает пик насыщения потребности. График общей полезности показывает, что если сначала общая полезность блага растет, то после точки N она убывает. Если от точки N провести прямую на ось х, то получим точку А, которая показывает количество блага, необходимое для нормального насыщения потребности.

Предельная полезность - это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя. В нашем примере у потребителя имелись три части блага.

Рис.13. Определение предельной полезности

От потребления первой части человек получит 10 ед. полезности, от потребления второй - 8 ед., третьей - 4 ед. Предельная полезность будет равна 4 ед. Разумеется, полезность последней части не является независимой от полезности предыдущих частей. Если предположим, что деление блага произведено на бесконечно малые величины, то мы сможем охарактеризовать это явление не с помощью прямоугольников, а с помощью множества точек, которые образуют непрерывную линию.

Рис.14. Кривая предельной полезности

Кривая предельной полезности показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребности. За пределами оси абсцисс (х) полезность становится отрицательной. И действительно, известно, что переедание вредно для человека. Предельная полезность тем выше, чем меньше имеющееся количество блага по сравнению с потребностью. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

Оценку полезности производит субъект. Конечная или предельная степень полезности выражается полезностью предельной части, деленной на величину этой части. Это отношение показывает степень убывания полезности в данной точке, помощью этого показателя блага могут сравниваться между собой, измеряться, обмениваться. На основе этих теоретических положений разработана простейшая теорема, которая утверждает, что отношение эквивалентности двух благ равно отношению двух предельных полезностей. Если мы разделим полезность блага на его цену (величину, объективно данную рынком), то получим понятие взвешенной предельной полезности. Эти положения получили дальнейшее развитие в знаменитых таблицах Менгера, исправленных Парето - автором известной теории равновесия на рынке потребителя. Полезность вещи, согласно учению субъективистской школы, определяет и другое свойство товара - стоимость.

Что такое стоимость?

Д.Рикардо отмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в слово "стоимость".

В течение XVIII и XIX вв. сформировались основные концепции по вопросу о стоимости товара.

А.Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д.Рикардо и Д.Р.Мак-Куллох определяли ее издержками производства, Ж.Б.Сэй - полезностью вещи, Д.Лодердель - предложением и спросом. К.Маркс и Ф.Энгельс, рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности. Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А.Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товара, а иногда стоимость труда, Д.Рикардо - рабочее время на производство товара в относительно худших условиях производства. С.Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П.Самуэльсона, Б.Кларка и других рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек как дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товаров). Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства.

Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий "стоимость" и "ценность". Прежде всего отметим, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.

Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность - без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.

Сущность ценности, ее субстанция - это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть, в свою очередь, единство результата (полезности) и затрат.

Итак, экономическая ценность - это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство.

Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.

Механизм взаимоограничения двух названных процессов основан на функциональной связи между полезностью и затратами: один и тот же прирост производства благ (и затрат ресурсов вместе с ним) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.

Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще и экономической - в частности.

Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ.

Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего производимого блага.

Двуединый характер экономической ценности и стоимости теоретически воплотился в противоборстве трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю.

Более отчетливую формулировку теория полезности получила в работах экономистов XVIII в. Э.Б.де Кондильяка (1715-1780) и Ф.Галиани (1728-1789). Этих же взглядов придерживался Жан-Батист Сэй (1767-1832).

Представители теории предельной полезности: Г.Гессен - немецкий экономист, родоначальник теории "предельной полезности"; австрийская школа - К.Менгер, Ф.Вибер, Е.Бем-Баверк; экономико-математическое направление - англичанин У.Джевонс, швейцарский экономист Л.Вальрас.

Наряду с этой концепцией развивалась другая, так называемая затратная, которую представляли А.Смит, Д.Рикардо, Д.Р.Мак-Куллох и другие, сводившие стоимость к издержкам.

Однако противопоставление этих теорий выражает не только их взаимоотрицание, но и взаимообусловленность.

Экономисты, независимо от того, стояли они на позициях "теории издержек", или "теории полезности", в большинстве не осознавали эту взаимообусловленность.

Тем не менее, начиная анализ стоимости с понятия "издержек", они неизменно были вынуждены в конце концов обратиться к понятию "полезности", и наоборот, начав с полезности, приходили к издержкам.

Предпринимались попытки как-то их объединить (Е.Б. Бем-Баверк, "Основные теории ценности хозяйственных благ".

В более поздний период (после К.Маркса) были попытки объединить теорию трудовой стоимости (понимаемой как издержки) с теорией предельной полезности (Э.Бернштейн, П.Струве, М.Туган-Барановский, А.Маршалл, Дж.Кларк, П.Самуэльсон, О.Шик).

Все эти попытки объединяет их направленность против К.Маркса и в большинстве случаев - неверная трактовка марксистской теории трудовой стоимости.

Однако и сам К.Маркс допустил возможность затратной интерпретации его теории стоимости: в 1 томе "Капитала" он абстрагируется от величины полезности и сосредотачивается исключительно на исследовании затрат труда.

Стоимость, рассматриваемая К.Марксом через затраты абстрактного труда, остается вне полезности этих затрат.

Кроме того, у К.Маркса нет детально разработанной концепции конкуренции, спроса, предложения, рыночных цен, в которых полезность как фактор стоимости приобрела существенное значение.

Наконец, К.Маркс по существу отождествил потребительную стоимость и полезность, что в значительной степени затруднило анализ роли полезности в теории стоимости.

Современное направление в теории ценности и цен представляет известный английский экономист А.Маршалл, сделавший попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединивший теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса-предложения, издержек и цены.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу товара.

К.Маркс определял цену как денежное выражение стоимости.

Цена - это многофакторная величина, которая зависит от затрат труда на производство данного товара (блага), от его полезных свойств, степени потребности в данном товаре (соотношения спроса и предложения), а также от стоимости самих денег. Цена - это центральное звено рыночного механизма в обеспечении экономического равновесия.

Главные функции цены: ограничение потребления ресурсов, мотивация производства, сбалансирование спроса и предложения.

Различают следующие виды цен:

аукционная - продажная цена товара, реализованного на аукционе. В основе цены аукционной лежит рыночная цена, однако цена аукционная может значительно отличаться от рыночной в связи с тем, что она отражает конъюнктуру локальных рынков уникальных и редких видов товаров и во многом зависит от мастерства аукциониста;

базисная - цена, установленная в момент заключения опционной сделки, то же, что цена осуществления опциона;

биржевого товара - складывается из биржевой котировки и надбавки или скидки с нее в зависимости от качества товара, от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта, и др.;

государственная - цена, устанавливаемая государством;

договорная (контрактная) - цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара. Такие цены являются ценами реальных сделок, поэтому представляют наиболее достоверную информацию о ценах, что служит причиной держать их в коммерческой тайне; устанавливается по соглашению сторон и фиксируется в договоре (контракте);

коммерческая - свободная (рыночная) цена, применяемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке;

котировальная - фиксируемая средняя типичная цена за товар за определенный период времени, определяется на основе контрактных цен и служит ориентиром при заключении новых контрактов (в том числе и на бирже);

мировая - типичная цена товара, применяемая в международных контрактах; зависит от соотношения спроса и предложения на мировом рынке;

оптовая - цена, применяемая при оптовых закупках и оодажах и не включающая розничную торговую скидку;

предложения - цена товара, предлагаемая производителями этого товара;

прейскурантная - цена, предусматриваемая в государственных прейскурантах;

проникновения - низкая первоначальная цена на какой-то товар, устанавливаемая с целью немедленного достижения массового спроса на рынке;

расчетная - единая цена каждой фьючерсной позиции на данный день; устанавливается расчетной палатой (как правило) на основе ценных сделок, совершенных в последнюю минуту перед окончанием торгов; применяется для подсчета депозитов и маржи, для определения цен, по которым ликвидируются фьючерсные контракты в случае поставки реального товара;

регулируемая - цена, которая может отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государством;

розничная - цена товара в розничной сети, включает торговую скидку (наценку) для возмещения издержек обращения торговой сети и получения торговой прибыли;

рыночная - свободная цена товара на рынке. Рыночная цена, согласно марксистской теории, определяется как денежная форма овеществленного в товаре труда, денежное выражение его стоимости. Стоимость, по Марксу, есть вещная форма затрат общественного труда, а по утверждению Ф.Энгельса - отношение издержек производства к полезности.

Величина цены товара прямо пропорциональна стоимости товара и обратно пропорциональна стоимости золота.

В курсах "Экономикс" рыночная цена рассматривается без анализа стоимости. Стоимость товара, по мнению многих авторов, не существует, а существует только цена. Рыночная цена товара определяется ими как определенное количество денежных единиц (долларов, фунтов, франков, марок, иен и др.), получаемых за тот или иной товар. Для объяснения механизма формирования рыночной цены используется графический метод, где отражаются "кривые спроса и предложения". Рыночная цена образуется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Это цена равновесия или равновесная цена, т.е. цена, при которой объем спроса равен объему предложения:

спроса - цена товара, предлагаемая покупателями (пользователями) этого товара;

трансфертная - цена, используемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании; ее значение возрастает с увеличением объема внутрифирменной торговли;

фиксированная - цена, которая не подлежит изменению в заключаемых контрактах; устанавливается, как правило, государством;

фьючерсная - цена по биржевым фьючерсным сделкам;

цены замены - количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.