logo search
Untitled

5. Максимизация прибыли фирмой

Главным мотивом деятельности фирмы в рыночной экономике является максимизация прибыли*. Однако фирма может столкнуться и с ситуацией убытков. В этом случае мотивом ее деятельности становится минимизация убытков, что по своей сути однотипно. Мотивы дея­тельности фирмы обусловливают и ее поведение.

Фирма, получающая прибыль, продолжает производственную деятельность, а терпящая убытки должна решить — продолжать деятельность или закрыться и выйти из дела. Последнее возможно лишь в том случае, если фирма оплатит все свои контрактные обязательства, что иногда связано с процедурой банкротства. Если фирма продолжает производственную деятельность, то она должна выбрать такой объем производства, при котором прибыль максимальна (убытки минимальны).

Существуют два подхода к определению такого объема. Первый основан на сопоставлении общего дохода TR и общих издержек ТС при разных объемах выпуска продукции. Прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда общий доход превышает общие издержки на наибольшую величину, а убытки фирмы минимизируются, когда общие издержки превышают общий доход на наименьшую величину.

Ситуация максимизации прибыли для чисто конкурентной фирмы рассмотрена на рис.6.5,а.

При объемах производства до Q1 и свыше Q2 фирма несет убытки — общие издержки превышают общие доходы. А и В — точки критического объема производства. Любой объем производства от Q1 до Q2 принесет фирме прибыль; сначала она растет, достигая своего максимума при объеме Q0, а затем уменьшается. Q0 — это оптимальный объем производства для фирмы.

Второй подход к определению объемов производства основан на сопоставлении предельных доходов MR и предельных издержек МС при разных объемах выпуска продукции.

Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма увеличивает выпуск продукции, так как каждая дополнительно произведенная единица продукции приносит дополнительную прибыль, общая прибыль растет.

* Это предположение является упрощенным. Вполне вероятно, что фирма желает пожертвовать часть прибыли на благотворительные цели или другую деятельность, поддерживающую имидж фирмы, она может быть больше озабочена максимизацией дохода от продаж.

66

ТС

ТR

0

t

Q1 Q0 Q2 Объем производства а

0

Q0 б

МС

Объем производства

Рис.6.5. Выбор фирмой объема производства путем сопоставления общего дохода и общих издержек (а), предельного дохода и предельных издержек (б)

Если предельные издержки превышают предельный доход, каждая дополнительно произ­веденная единица продукции приносит убытки, общая прибыль сокращается. Расширение производства нецелесообразно.

Своего максимума общая прибыль достигает при равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Объем производства, при котором MR = МС, называется точкой оптимального выпуска.

Поскольку для чисто конкурентной фирмы цена равна среднему и предельному доходам (см. третий вопрос данной темы), то правило максимизации прибыли (минимизации убытков) MR = МС модифицируется следующим образом: Р = МС. Иначе: для того чтобы максимизировать прибыль, чисто конкурентная фирма должна производить такой объем продукции, при котором цена равна предельным издержкам. При этом цена сравнивается с восходящим отрезком предельных издержек. Этот подход применительно к чисто конкурентной фирме рассмотрен на рис.6.5,б.

Оба подхода к определению максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат Максимум различия между TR и ТС (максимальная общая прибыль) наблюдается при равенстве MR и МС. Они применимы к деятельности любой фирмы — чисто конкурентной, монополис­тической, олигополистической, монополистическому конкуренту.