2. Государственный бюджет и бюджетная политика
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы страны. С одной стороны, он отражает состояние экономики, с другой — является мощным инструментом воздействия на экономическое развитие.
Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, которым располагает государство для выполнения присущих ему функций. В бюджете находит отражение структура доходов и расходов государства. Можно сказать, что бюджет — это годовой план доходов и расходов государства, который утверждается в законодательном порядке.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны. По завершении финансового года исполнительная власть отчитывается о своей деятельности.
116
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, который отражает соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов в стране.
Расходные статьи бюджета показывают направления использования бюджетных средств. Они подразделяются на расходы по государственному управлению; военные расходы (не только прямые, но и косвенные, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д.); расходы на социально-экономические цели, среди которых все более значимое место занимают расходы на создание социальной инфраструктуры, в первую очередь на образование и здравоохранение; финансирование народного хозяйства (расходы, связанные с созданием благоприятных условий для функционирования производственных секторов экономики и др.).
Расширение функций государства сопровождается и увеличением его расходов, причем темпами, превышающими темпы роста ВНП. Это означает огосударствление процессов производства и распределения ВНП.
Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, взимаемых различными уровнями власти, сборов, пошлин; поступлений из внебюджетных фондов (платежи и взносы); государственных займов; доходов от внешнеэкономической деятельности и т.д.
Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами, называемое профицитом. Этот остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат, может перенести его в бюджет следующего года и т.д.
Однако на практике во всех развитых странах имеет место значительное превышение расходов над доходами. Следствием этого становится бюджетный дефицит, имеющий тенденцию к росту и приобретающий хронический характер. В основе хронической дефицитности государственного бюджета много причин. К их числу можно отнести: расширение экономических и социальных функций государства, что влечет за собою увеличение расходов; текущее колебание хозяйственной конъюнктуры.
Дефицит, который возникает в результате проведения стимулирующей фискальной политики, называется активным, а бюджетный дефицит, вызванный сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности, — пассивным.
Оценивается бюджетный дефицит как в абсолютных размерах, так и в процентах (долях) к ВНП (ВВП).
Бюджетный дефицит является, с одной стороны, следствием глубокой несбалансированности в экономике, а с другой — сам становится причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Вот почему регулирование бюджетных дефицитов стало одним из важнейших направлений финансовой политики государства. Размер бюджетного дефицита должен устанавливаться в пределах возможностей государства покрыть его или профинансировать. Итак, бюджетная политика — это политика балансирования доходов и расходов бюджета; это программа финансовых мероприятий, которые включают контроль за размером бюджетного дефицита, поиск источников его финансирования.
Существуют различные способы финансирования бюджетного дефицита, которые оказывают различное воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.
В большинстве развитых стран со времен перехода от золотого обращения к бумажноденежному накоплен значительный опыт покрытия бюджетных дефицитов путем дополнительной денежной эмиссии. К такому способу часто прибегали в критических ситуациях во времена войн, длительных кризисов. Его последствия известны — подрывается устойчивость денежного обращения. Поэтому в настоящее время правительства развитых стран избегают неоправданной эмиссии денег. Основным способом покрытия бюджетного дефицита стало государственное заимствование финансовых ресурсов путем выпуска и размещения ценных бумаг. Они могут размещаться в Центральном банке. Учитывая их, Центральный банк выпускает в обращение дополнительную массу платежных средств. Это так называемая «кредитная эмиссия». Инфляция в этом случае также неизбежна, хотя протекает она, как правило, в более цивилизованных формах.
Государственные ценные бумаги могут размещаться в частном секторе экономики. Таким образом привлекаются временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний и т.д. На первый взгляд, такой способ покрытия бюджетного дефицита
117
не является инфляционным, так как дополнительных платежных средств не возникает, денежные ресурсы перераспределяются от частных владельцев к государству. Однако для того чтобы заинтересовать частных владельцев, ценные бумаги размещаются под достаточно высокие проценты. Их выплата, как и погашение самого долга, становятся одной из главных расходных статей бюджета. Таким образом, государственные заимствования в частном секторе с целью покрытия бюджетного дефицита способствуют дальнейшему увеличению бюджетных расходов и бюджетного дефицита.
Кроме того, когда правительство выходит на рынок ссудных капиталов в качестве заемщика, это оказывает значительное влияние на соотношение спроса и предложения денежных ресурсов. С одной стороны, отвлекаются ресурсы, которые могли бы стать частными инвестициями, в результате чего спрос частных инвесторов удовлетворяется неполностью. С другой стороны, происходит значительное повышение процентных ставок, что также ухудшает общие условия инвестирования. Такие последствия государственного заимствования с целью покрытия бюджетного дефицита получили в экономической теории название эффекта вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государством. Этот эффект не исчезнет до тех пор, пока не восстановится равновесие государственного бюджета. Однако он существенно ослабляется, если государственные займы размещаются не внутри страны, а за рубежом.
К средствам финансирования бюджетного дефицита относят также доход от чеканки монеты (эмиссионный доход), прибыль от продажи золота, поступления от приватизации.
Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Задолженность правительства накапливается и превращается в государственный долг. Таким образом, государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.
Очевидно, что бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собою, так как, во-первых, государственный займ является важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер бюджетного дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Государственный долг, как и бюджетный дефицит, исчисляется в абсолютных величинах и процентах к ВНП (ВВП).
Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг — это долг государства своему населению, а внешний долг — это долг иностранным государствам, организациям, частным лицам.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом внешнего долга. Если погашение первого приводит к перераспределению доходов внутри страны, то погашение внешнего долга сопровождается «утечкой» товаров и услуг, валюты. Существуют некоторые пороговые значения измерения долгового бремени, превысив которые страна может оказаться в долговой «петле». Такими пределами считаются:
– отношение долга к ВВП свыше 80%;
– превышение суммой долга размеров экспорта более чем в 2 раза;
– отношение стоимости обслуживания внешнего долга к экспорту свыше 15–20%.
В настоящее время сформировался довольно сложный механизм управления внутренним и внешним долгами. Он включает мероприятия по привлечению новых займов (определение размеров и сроков их выпуска, процентов по обязательствам, способов их размещения); их использованию; определению источников, сроков и способов погашения долгов. Так, можно выделить три способа возможного использования привлекаемых внешних ресурсов: финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики; бюджетное использование; смешанное бюджетно-финансовое размещение. Погашение внешнего долга производится из трех основных источников: бюджета; новых заимствований; золотовалютных резервов, собственности.
В российской практике существенную роль в обслуживании внешней задолженности играют новые заимствования. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991–1992 гг. А широко применяемый в международной практике метод конвертации задолженности в акции предприятий в нашей стране практически не применялся.
118
В условиях крупных бюджетных дефицитов правительства стремятся отсрочить погашение внешних займов. С этой целью применяется практика реструктуризации внешнего долга — превращение краткосрочных обязательств государства в средне- и долгосрочные обязательства с согласия кредиторов. При этом могут использоваться различные методы: обмен краткосрочных обязательств на средне- и долгосрочные бумаги; выкуп краткосрочных обязательств за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент и др. Такие мероприятия облегчают финансовое положение государства лишь на время и в конечном счете ведут к дальнейшему росту общей суммы задолженности.
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.
Налоги — сложная и многофункциональная категория. В процессе своего развития они прошли путь от простейших натуральных податей до целостной налоговой системы. В целом утвердилось определение налогов (сборов, пошлин и других платежей) как обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, которые осуществляют налогоплательщики в соответствии с законодательством. Совокупность взимаемых в государстве налогов (сборов, пошлин и других платежей), форм и методов их построения, организаций, контролирующих этот процесс, образуют налоговую систему. Она имеет такую же структуру, как и бюджетная система страны.
Основополагающие принципы налогообложения, желательные в любой экономической системе, сформулированы еще А.Смитом, а на их основе сложились две основные концепции налогообложения. Первая связана с принципом выгоды от получения благ. Согласно ей разные люди должны облагаться налогами по-разному, пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства. Вторая основана на концепции платежеспособности, согласно которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от дохода и уровня благосостояния.
В практике налогообложения рыночных государств используются одновременно оба подхода. Если какие-то услуги обеспечиваются органами местной или центральной власти специально в интересах определенных групп, то применяется первый принцип. Эксплуатация дорог местного значения обычно оплачивается местными жителями и т.п.
Итак, налоговая система включает разнообразные налоги, каждый из которых ориентирован на решение конкретных задач. Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные налоги, различающиеся по объектам налогообложения, механизму расчетов и взимания, по роли в формировании доходов бюджета.
Прямые налоги взимаются с конкретного физического и юридического лица. Это налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации (фирм); на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их оплачивает покупатель этих товаров и услуг (независимо от уровня дохода). Косвенные налоги подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которыми в зависимости от особенностей той или иной страны облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги и т.д. Акцизы подразделяются на специфические, которые устанавливаются на отдельные потребительские группы (как правило, неэластичного ценового спроса) и универсальные, которые устанавливаются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж, налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности. В последнее время универсальные акцизы рассматриваются как самостоятельный вид косвенных налогов.
Фискальной монополией облагаются те товары, производство или сбыт которых монополизированы государством. В зависимости от специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, винно-водочные напитки, соль и т.д. Особенность акцизов и фискальных
119
монополий заключается в том, что их размеры не связаны с издержками производства товаров и услуг, они устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета.
Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, перевозимых через государственную границу. Они подразделяются на вывозные, ввозные, транзитные пошлины. Наиболее важную роль играют пошлины, взимаемые при импорте иностранных товаров. С их помощью государство может эффективно ограничивать импорт каких-либо товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Очевидно, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства, но их разумное применение может положительно воздействовать на процессы ценообразования, структуру потребления.
В зарубежной практике налогообложения косвенные налоги всегда считались предпочтительнее прямых в силу преимуществ и для налогоплательщика, и для государства. Для налогоплательщика они предпочтительнее чисто психологически — облагаются налогом расходы, а не доходы. Для государства использование косвенных налогов предпочтительнее потому, что от них труднее уклониться; с ними связано меньше экономических нарушений; они повышают заинтересованность в росте доходов.
В то же время рост косвенных налогов имеет и недостатки, наиболее важными среди которых являются: их инфляционный и регрессивный характер; сокращение потребления каких-либо товаров с высокой ценовой эластичностью спроса и соответственно поступлений в бюджет; сокращение чистой прибыли у фирм при высокой эластичности предложения, что вызывает сокращение инвестиций.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование и др.
Нормой налогообложения является налоговая ставка, или размер налога на единицу объекта налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная стоимость и т.д.). Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, твердые налоговые ставки.
Пропорциональная налоговая ставка означает установление одинакового процента к объекту налога независимо от его величины. По этим ставкам взимается большинство прямых и косвенных налогов.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста доходов. Таким образом налогоплательщик уплачивает в виде налога не только большую абсолютную сумму дохода, но и его большую долю. Прогрессивными ставками облагаются, как правило, индивидуальные доходы.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Таким образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (например, на автомобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.
Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы: налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то налоги делятся на три группы. Например, в Российской Федерации различают налоги: федеральные; республик, краев, областей в составе Федерации; местные.
Соотношение рассмотренных групп налогов в значительной степени зависит от роли региональных и местных органов власти в социально-экономических процессах, но общая долгосрочная тенденция такова: все бо‰льшая доля совокупных налоговых поступлений направляется в бюджет центрального правительства в ущерб местным бюджетам.
Определение налогов выдвигает фискальную функцию — устойчивое формирование доходов бюджетов всех уровней — в качестве главной. Однако за последние 15–20 лет значение и роль налогов вышли далеко за пределы этой функции. Заметное развитие получили социальная и регулирующая функции, о чем свидетельствует увеличение доли налоговых изъятий в объеме ВНП (ВВП). В развитых странах она варьирует от 36–38 до 50% ВВП.
120
Социальная функция налогов состоит в том, чтобы сгладить неравенство в доходах отдельных социальных групп и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе. Инструментами реализации этой функции являются: система прогрессивного налогообложения личных доходов и доходов корпораций; социальные взносы; предоставление налоговых льгот многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют: льготы мелким и средним предпринимателям, впервые начинающим бизнес, фермерам; скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, покупку, реконструкцию садового домика, дачи, загородного дома; освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы и др.
Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы создать общие и селективные стимулы у хозяйствующих субъектов к действиям, соответствующим целям государственного регулирования экономики. Она реализуется с помощью изменения системы налогообложения, определения налоговых ставок и их дифференциации, предоставления или отмены налоговых льгот, скидок, отсрочки платежа налога и т.д.
Снижение ставок налогов в краткосрочном периоде может обернуться потерями государственного бюджета. Однако в долгосрочной перспективе поступления увеличиваются за счет расширения базы налогообложения. Снижение налогов на прибыль корпораций вызывает рост объемов сбережений и инвестиций, что обеспечивает рост экономики. Уменьшение подоходного налога стимулирует занятость населения.
Обоснование зависимости между уровнем налоговых ставок на прибыль, заработную плату и объемами государственных доходов принадлежит американскому экономисту А.Лафферу. Кривая, иллюстрирующая эту зависимость, называется кривой Лаффера (рис.14.1).
- Л. Ю. Руди экономическая теория Учебно-методический комплекс
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел 2. Содержание дисциплины 2.1. Тематический план
- 2.2. Содержание разделов и тем
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- Раздел II. Микроэкономика
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- Тема 6. Предприятие в системе рыночных отношений
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Раздел III. Макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- Тема 15. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная (монетарная) политика государства
- Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
- 3.2. Литература
- 3.3. Нормативные акты
- Раздел I
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- 1. Производство и его роль в общественном развитии
- 3. Экономические законы: общая характеристика
- 4. Метод экономической теории
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- 2. Собственность, ее содержание, типы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- 4. Происхождение, сущность и функции денег
- Контрольные вопросы
- Раздел II
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- 1. Спрос, предложение и цена. Рыночное равновесие
- 3. Эластичность спроса и предложения
- 4. Закономерности потребительского поведения
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- 1. Особенности формирования спроса и предложения на основные факторы производства
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Рынок земли и земельная рента
- 4. Рынок капитала и процент
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Предприятие (фирма) в системе рыночных отношений
- 1. Основные формы предприятий (фирм)
- 2. Издержки фирмы, их сущность и виды
- 3. Доходы фирмы: общий, средний, предельный
- 4. Прибыль как факторный доход
- 5. Максимизация прибыли фирмой
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
- 3. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Контрольные вопросы
- Раздел III макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- 1. Основные макроэкономические понятия и показатели
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- 1. Экономический рост. Факторы экономического роста
- 3. Инвестиции: сущность, источники и роль в воспроизводственном процессе
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- 3. Модификация современного цикла
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая теория макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель
- 3. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия
- 4. Эффект мультипликатора
- 5. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» — «ad-as»
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- 1. Различные теории о причинах безработицы
- 2. Типы безработицы и ее последствия
- 3. Различные теории о сущности и причинах инфляции
- 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6. Экономическая политика в условиях инфляции
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- 2. Теоретические взгляды на государственное регулирование
- 4. Государственный сектор в рыночной экономике
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- 1. Понятие финансовой системы и финансовой политики
- 2. Государственный бюджет и бюджетная политика
- Государственных доходов
- 4. Фискальная политика государства: ее виды и механизм воздействия на экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 1. Современное денежное обращение
- 2. Кредит и кредитная система, ее содержание и структура
- 4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Методические указания по выполнению контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Работа над контрольной
- Оформление контрольной работы
- Часть I. Теоретический вопрос
- Часть II. Задачи
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Часть III. Тесты
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Методические указания по выполнению курсовых работ
- Выбор темы курсовой работы
- Составление плана работы
- Отбор и подготовка материала
- Правила оформления курсовой работы
- Защита и оценка курсовой работы
- Темы курсовых работ
- Литература
- Содержание
- Тексты лекций учебной дисциплины «экономическая теория»