logo
Untitled

Л. Ю. Руди экономическая теория Учебно-методический комплекс

для студентов всех специальностей заочной формы обучения

НОВОСИБИРСК 2008

1

ББК 65.01 Р83

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы НГУЭУ

Руди Л.Ю. Р83 Экономическая теория: Учебно-методический комплекс. — Новосибирск: НГУЭУ, 2008. — 176 с.

Дисциплина «Экономическая теория» рассматривает общие закономерности экономической организации общества, механизмы функционирования рыночной экономики и поведение ее различных субъектов, национальную экономику в целом, проблемы ее равновесия и нестабильности, роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, значение финансовой и кредитной систем в современной рыночной экономике. Учебно-методический комплекс содержит программу курса, текст лекций, словарь терминов, список рекомендуемой литературы по темам курса, контрольные вопросы и тесты и предназначен для изучения курса «Экономическая теория» студентами всех специальностей заочной формы обучения НГУЭУ.

ББК 65.01 © НГУЭУ, 2008

2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методический комплекс (УМК) курса «Экономическая теория» построен с учетом определенных требований, отражающих специфику курса. УМК содержит: программу дисциплины, список вопросов к экзамену, тексты лекций, словарь терминов, работа с которым не только облегчает усвоение материала, но и способствует овладению профессиональной лексикой, контрольные вопросы по темам и тесты. УМК демонстрирует тот уровень знаний, которым должен обладать студент.

Тексты лекций УМК базируются на источнике [23] из списка рекомендованной литературы — Экономическая теория: Курс лекций / Под ред. А.Ю.Шарипова, Л.Ю.Руди: В 2 ч. — Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. Они достаточно полно раскрывают все вопросы к экзамену.

Весьма полезными могут быть учебные пособия, подготовленные Е.Ф.Борисовым [2], Г.Н.Гукасьян [3], А.И.Добрыниным, Г.П.Журавлевой [4]. Они преследуют конкретную цель — помочь подготовиться к экзамену и составлены в популярном у студентов стиле «вопрос–ответ».

Для того чтобы текст лекции или учебника легко усваивался, не пропускайте слово, значение которого Вам неизвестно или непонятно, — найдите его в словаре. Не спешите читать дальше, если перестали понимать смысл текста.

Существуют различные способы усвоения материала. Самый известный и самый простой — повторение прочитанного текста, заучивание его наизусть. Но это действует на память механически и поверхностно. Заученный таким путем материал легко забывается.

Наиболее эффективный способ — прочитанный материал подвергается специальной обработке, а именно: вычерчиваются структурно-логические схемы, которые отражают главную идею вопроса или темы курса. Для памяти обучающихся эти схемы представляют так называемый опорный конспект. Для его составления необходимо:

– прочитать конспект лекций и учебник по каждому вопросу и выписать на отдельном листе в тетради для домашних и семинарских занятий заголовок вопроса и соответствующие ему основные понятия и категории, встречающиеся в тексте;

– еще раз прочитать текст и найти связи между выписанными понятиями и категориями;

– построить структурно-логическую схему. Если удается найти обобщающие понятия и категории, то в результате ее построения может получиться иерархическая структура (дерево). Если одни понятия вытекают из других, устанавливаются причинно-следст­венные связи и строится логическая цепочка. Если понятия и категории связаны хронологически, строится хронологическая таблица, хронологическая последова­тельность.

Обработанный таким образом материал запоминается надолго.

В соответствии с учебными планами студенты первого курса заочной формы обучения всех экономических специальностей на базе среднего полного, среднего профессионального и высшего образования выполняют курсовую работу. Являясь одной из форм самостоятельной работы студентов, она прививает навыки серьезного изучения экономической литературы, работы с первоисточниками, с периодической печатью, подбора и систематизации материала, способствует углублению знаний в области экономической теории, умению рассуждать, анализировать, видеть за каждой экономической категорией явления и процессы, происходящие в жизни.

Студенты заочной формы обучения неэкономических специальностей, в частности, юриспруденции на базе среднего полного, среднего профессионального и высшего образования, выполняют контрольную работу.

3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»