4. Фискальная политика государства: ее виды и механизм воздействия на экономику
Фискальная политика является важным инструментом государственного регулирования экономики. Она предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета.
С помощью изменения приоритетов в расходах можно осуществлять глубокие структурные преобразования экономики, сглаживать диспропорции в региональном развитии, гасить колебания экономического цикла и т.д.
Фискальная политика складывается из автоматической и дискреционной политики. Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, — это экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения экономической конъюнктуры, без принятия специального решения со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относятся: прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различные социальные выплаты; программы по поддержанию малоимущих, многодетных; поддержки фермерства. В периоды экономического спада они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса, а в периоды подъема экономики и сокращения безработицы — сдерживают его.
Автоматические стабилизаторы определяют первую «линию обороны», которой еще недостаточно для поддержания полной стабильности. Она дополняется дискреционной фискальной политикой.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Теоретической основой этой политики является кейнсианство и экономика предложения, различие между которыми состоит в следующем. Кейнсианская теория полагает, что для достижения высоких темпов экономического роста и полной занятости необходимо стимулировать совокупный спрос. А теория экономики предложения полагает, что необходимо стимулировать совокупное предложение.
Кейнсианский подход к регулированию совокупного спроса путем изменения государственных расходов и налогообложения рассмотрим с помощью макроэкономической модели «национальный доход — совокупные расходы». Ее общая характеристика дана в теме 11. Напомним, что в данной модели национальный доход (Y) равен величине национального продукта (Q), а последний есть совокупное предложение (AS); национальный доход равен располагаемому доходу; чистый экспорт равен нулю.
Для упрощения анализа предположим:
-
фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос;
-
государственные расходы не влияют на потребление (С) и инвестиции (I);
-
чистый экспорт равен нулю;
-
учитывается влияние только личных подоходных налогов, величина которых постоянна и которые выплачиваются единовременно.
-
Влияние государственных расходов на совокупный спрос иллюстрирует рис.14.2.
-
-
Y2
-
Национальный доход
-
-
0
-
Рис.14.2.
-
Очевидно, что включение в анализ государственных расходов (G) сдвинет график совокупных расходов вверх и вызовет рост величины национального дохода с Y1 до Y2. Точка макроэкономического равновесия переместится из положения Е1 в положение Е2.
-
122
-
Государственные расходы, таким образом, увеличивают совокупные расходы и тем самым стимулируют совокупный спрос, что, в свою очередь, ведет к увеличению национального дохода, и наоборот. Поэтому государственные расходы используются как средство макроэкономического регулирования, достижения стабильности и занятости.
-
Подобно инвестициям, государственные расходы вызывают мультипликационный (множительный) эффект. Мультипликатор государственных расходов (КG) показывает, на сколько вырастет объем национального дохода (Y) в результате роста государственных расходов (G):
-
ΔY KG = ——, ΔG
-
следовательно,
-
ΔY = ΔG Ч KG.
-
Поскольку мультипликатор государственных расходов действует аналогично мультипликатору инвестиций, то его можно определить так же:
-
K1 = KG = 1/MPS = 1/(1 – MPC).
-
Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликативным эффектом. Однако их влияние на объем национального дохода имеет специфику: увеличение налогового приращения (ΔТ) уменьшит не только потребительские расходы (С), но и сбережения (S).
-
Поэтому мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.
-
Мультипликатор налогов при изменении общего экономического равновесия дает полезную аналитическую информацию. Он показывает относительную величину изменения национального продукта в связи с уменьшением или увеличением налогового бремени.
-
В зависимости от характера проводимой фискальной политики различают стимулирующую и сдерживающую (рестриктивную) фискальную политику.
-
Стимулирующая фискальная политика проводится в периоды спада, вызванного недостатком эффективного спроса. Она складывается из:
-
увеличения государственных расходов;
-
снижения налогов;
-
сочетания роста государственных расходов со снижением налогов с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов.
-
Такая фискальная политика называется антикризисной. Она базируется на концепции дефицитного финансирования, занявшей видное место в неокейнсианских теориях. Однако практическое осуществление этой политики оказалось не столь эффективным, как это ожидалось. Она усилила инфляционную неустойчивость экономики, особенно проявившуюся в 60-х – начале 70-х годов. Активные бюджетные дефициты также способствовали неконтролируемому росту денежной массы, обесценению национальной валюты. Таким образом, проведение стимулирующей фискальной политики в долгосрочном плане ослабило эффективность воздействия на экономику государственных расходов.
-
Сдерживающая фискальная политика проводится в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом. Она складывается из:
-
уменьшения государственных расходов;
-
увеличения налогов;
-
сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов.
- Л. Ю. Руди экономическая теория Учебно-методический комплекс
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел 2. Содержание дисциплины 2.1. Тематический план
- 2.2. Содержание разделов и тем
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- Раздел II. Микроэкономика
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- Тема 6. Предприятие в системе рыночных отношений
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Раздел III. Макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- Тема 15. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная (монетарная) политика государства
- Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
- 3.2. Литература
- 3.3. Нормативные акты
- Раздел I
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- 1. Производство и его роль в общественном развитии
- 3. Экономические законы: общая характеристика
- 4. Метод экономической теории
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- 2. Собственность, ее содержание, типы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- 4. Происхождение, сущность и функции денег
- Контрольные вопросы
- Раздел II
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- 1. Спрос, предложение и цена. Рыночное равновесие
- 3. Эластичность спроса и предложения
- 4. Закономерности потребительского поведения
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- 1. Особенности формирования спроса и предложения на основные факторы производства
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Рынок земли и земельная рента
- 4. Рынок капитала и процент
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Предприятие (фирма) в системе рыночных отношений
- 1. Основные формы предприятий (фирм)
- 2. Издержки фирмы, их сущность и виды
- 3. Доходы фирмы: общий, средний, предельный
- 4. Прибыль как факторный доход
- 5. Максимизация прибыли фирмой
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
- 3. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Контрольные вопросы
- Раздел III макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- 1. Основные макроэкономические понятия и показатели
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- 1. Экономический рост. Факторы экономического роста
- 3. Инвестиции: сущность, источники и роль в воспроизводственном процессе
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- 3. Модификация современного цикла
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая теория макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель
- 3. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия
- 4. Эффект мультипликатора
- 5. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» — «ad-as»
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- 1. Различные теории о причинах безработицы
- 2. Типы безработицы и ее последствия
- 3. Различные теории о сущности и причинах инфляции
- 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6. Экономическая политика в условиях инфляции
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- 2. Теоретические взгляды на государственное регулирование
- 4. Государственный сектор в рыночной экономике
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- 1. Понятие финансовой системы и финансовой политики
- 2. Государственный бюджет и бюджетная политика
- Государственных доходов
- 4. Фискальная политика государства: ее виды и механизм воздействия на экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 1. Современное денежное обращение
- 2. Кредит и кредитная система, ее содержание и структура
- 4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Методические указания по выполнению контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Работа над контрольной
- Оформление контрольной работы
- Часть I. Теоретический вопрос
- Часть II. Задачи
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Часть III. Тесты
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Методические указания по выполнению курсовых работ
- Выбор темы курсовой работы
- Составление плана работы
- Отбор и подготовка материала
- Правила оформления курсовой работы
- Защита и оценка курсовой работы
- Темы курсовых работ
- Литература
- Содержание
- Тексты лекций учебной дисциплины «экономическая теория»