logo
Untitled

Тема 4. Функционирование свободного рынка

Спрос, предложение и цена как основные элементы рыночного механизма. Понятие рыночного спроса. Факторы, определяющие величину спроса. Кривая спроса. Закон спроса и его обоснование.

Понятие рыночного предложения. Закон предложения и кривая предложения. Факторы, определяющие величину предложения.

7

Рыночное равновесие. Излишек потребителя и излишек производителя. Формирование равновесия и свободная конкуренция. Два подхода к объяснению механизма установления рыночного равновесия. Устойчивость равновесия и характер ценовых колебаний. Динамическая паутинообразная модель.

Несостоятельность рынка и государственное регулирование цен. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности и способы его расчета. Эластичный и неэластичный спрос. Факторы, определяющие степень эластичности спроса.

Эластичность предложения и факторы ее определяющие. Роль фактора времени. Практи­ческое значение теории эластичности спроса и предложения.

Внешние эффекты рынка. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Государство и внешние эффекты. Общественные блага и спрос на них. Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства.

Полезность и гипотеза о рациональном поведении потребителя. Законы Г.Госсена. Второй закон Г.Госсена и равновесие потребителя. Принцип равенства отношений предельных полезностей и цен товаров.

Ординалистская теория полезности. Идеи В.Парето, Дж.Хикса, Ф.Эджуорта. Кривые безразличия. Зона субституции и предельная норма замены. Бюджетное ограничение и его уравнение. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности.

Изменение дохода потребителя и цен благ. Кривая «доход–потребление». Кривая «цена– потребление». Эффект замещения и эффект дохода.

Блага низшего порядка. Парадокс Гиффена. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.