4. Метод экономической теории
Метод (от греч. — methodos) буквально означает путь к чему-либо. Это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения поставленной цели. Если речь идет о методах в науке, то можно сказать, что это — путь, способ, прием теоретического исследования предмета, который отражается в системе категорий и законов. Между предметом какой-либо науки и ее методом существует тесная взаимосвязь. Различные подходы к определению предмета экономической теории обусловливают различные методы его исследования.
Метод марксистской экономической теории представляет совокупность способов, приемов познания экономических отношений, воспроизведения их в системе экономических законов и категорий. Его основу составляет материалистическая диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого познания. Оно базируется на следующих положениях:
21
– явления и процессы экономической жизни исследуются во взаимосвязи и взаимообусловленности;
– экономическая жизнь рассматривается в динамике, в ходе которой накапливаемые количественные изменения переходят в качественные;
– движущей силой экономического развития выступают единство и борьба противоположностей;
– старые, отжившие в экономических процессах явления отрицаются новыми (закон отрицания отрицания);
– характер экономических процессов объясняется с позиций категорий материалистической диалектики: необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и т.д.
В экономических исследованиях важную роль играет также метод научной абстракции; под ним подразумевается мышление, которое в наблюдаемых явлениях выделяет существенное и отвлекается от всех несущественных свойств. Абстрактное мышление, изучая шаг за шагом экономическую действительность, формирует категории, отражающие в обобщенном виде экономическую действительность. Следовательно, изучая экономические явления, мы проходим путь от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. С принципом восхождения от абстрактного к конкретному связан и принцип диалектического единства исторического и логического. Историческое — это процесс становления и развития объекта; логическое означает теоретические воспроизведения развивающегося объекта. «С чего начинается история, с того и должен начинаться ход мыслей», — писал Ф.Энгельс*.
Таким образом, в основе абстрактного мышления лежит исторический подход к изучаемым явлениям, признание того, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему, движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, все явления имеют внутреннюю противоречивость.
В экономических исследованиях широко применяются методы анализа и синтеза, которые представляют собой единые процессы познания объективной действительности. Как в природе, так и в обществе изучаемый предмет обладает множеством элементов, свойств. Для познания эти элементы, свойства вычленяются из общего и изучаются подробно — метод анализа. Затем, чтобы иметь общее представление о самом предмете, эти элементы соединяются в единое целое, исследуются их взаимодействие и взаимозависимость. Воссоединение расчлененных и проанализированных элементов в единое, внутреннее связанное целое, называется синтезом.
Наряду с анализом и синтезом в методе научных исследовании широко практикуется метод индукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio — наведение) есть способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям, или — рассуждение, выводящее из некоторых истин новую подобную истину. Дедукция (от лат. deductio — выведение) представляет собой способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам. Например, в «Капитале» К.Маркса, с одной стороны, каждое положение выведено из всестороннего глубокого анализа массы реальных фактов и явлений (индукция). С другой — на основе общих теоретических положений, идей, открытых К.Марксом законов обосновываются отдельные явления и факты экономической действительности (дедукция).
Поскольку составной частью экономической теории являются также микро- и макроэкономика, то наряду с вышеназванными методами используются и такие, как анализ предельных величин, анализ «затраты — выгоды», а также математический аппарат и метод допущений. Последний метод и другие, подобные ему, позволяют «лучше понимать действительность именно потому, что они игнорируют сбивающие с толку детали действительности»**.
Одним из системных методов исследования является экономико-математическое моделирование. Оно позволяет в формализованном виде определить причины, закономерности, последствия изменений экономических явлений; делает возможным прогнозирование экономических процессов.
Разумны и необходимы экономические эксперименты.
* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т.13. — С.497.
** Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: Республика, 1992. — Т.1. — С. 22.
22
- Л. Ю. Руди экономическая теория Учебно-методический комплекс
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел 2. Содержание дисциплины 2.1. Тематический план
- 2.2. Содержание разделов и тем
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- Раздел II. Микроэкономика
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- Тема 6. Предприятие в системе рыночных отношений
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Раздел III. Макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- Тема 15. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная (монетарная) политика государства
- Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
- 3.2. Литература
- 3.3. Нормативные акты
- Раздел I
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- 1. Производство и его роль в общественном развитии
- 3. Экономические законы: общая характеристика
- 4. Метод экономической теории
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- 2. Собственность, ее содержание, типы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- 4. Происхождение, сущность и функции денег
- Контрольные вопросы
- Раздел II
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- 1. Спрос, предложение и цена. Рыночное равновесие
- 3. Эластичность спроса и предложения
- 4. Закономерности потребительского поведения
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- 1. Особенности формирования спроса и предложения на основные факторы производства
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Рынок земли и земельная рента
- 4. Рынок капитала и процент
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Предприятие (фирма) в системе рыночных отношений
- 1. Основные формы предприятий (фирм)
- 2. Издержки фирмы, их сущность и виды
- 3. Доходы фирмы: общий, средний, предельный
- 4. Прибыль как факторный доход
- 5. Максимизация прибыли фирмой
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
- 3. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Контрольные вопросы
- Раздел III макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- 1. Основные макроэкономические понятия и показатели
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- 1. Экономический рост. Факторы экономического роста
- 3. Инвестиции: сущность, источники и роль в воспроизводственном процессе
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- 3. Модификация современного цикла
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая теория макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель
- 3. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия
- 4. Эффект мультипликатора
- 5. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» — «ad-as»
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- 1. Различные теории о причинах безработицы
- 2. Типы безработицы и ее последствия
- 3. Различные теории о сущности и причинах инфляции
- 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6. Экономическая политика в условиях инфляции
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- 2. Теоретические взгляды на государственное регулирование
- 4. Государственный сектор в рыночной экономике
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- 1. Понятие финансовой системы и финансовой политики
- 2. Государственный бюджет и бюджетная политика
- Государственных доходов
- 4. Фискальная политика государства: ее виды и механизм воздействия на экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 1. Современное денежное обращение
- 2. Кредит и кредитная система, ее содержание и структура
- 4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Методические указания по выполнению контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Работа над контрольной
- Оформление контрольной работы
- Часть I. Теоретический вопрос
- Часть II. Задачи
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Часть III. Тесты
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Методические указания по выполнению курсовых работ
- Выбор темы курсовой работы
- Составление плана работы
- Отбор и подготовка материала
- Правила оформления курсовой работы
- Защита и оценка курсовой работы
- Темы курсовых работ
- Литература
- Содержание
- Тексты лекций учебной дисциплины «экономическая теория»