1. Производство и его роль в общественном развитии
Для того чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен иметь определенные блага (пищу, жилье, одежду, обувь и т.д.). Но эти блага в большинстве своем не даются природой в готовом виде. Чтобы их иметь, человек должен их производить, т.е. воздействовать на вещество природы и приспосабливать его для удовлетворения своих потребностей.
Итак, производство представляет собой процесс создания материальных благ, необходимых для существования человека, это — основа жизни человеческого общества. Производство включает процесс взаимодействия человека с природой и совокупность возникающих при этом экономических отношений (общественная сторона процесса производства). Процесс взаимодействия человека с природой есть процесс труда, всегда протекающий в определенной общественной форме. Следовательно, всякое производство носит общественный характер.
Животное тоже добывает себе пищу. Но между трудом человека и деятельностью животного есть существенное различие — целесообразный характер труда. Труд человека, как целесообразная деятельность, направлен на созидание благ, он есть условие обмена веществ между человеком и природой, естественное условие человеческой жизни. В процессе труда человек преобразует вещество природы, сам являясь частью природы. Чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он использует принадлежащие ему естественные возможности: физические силы и разум. Поскольку процесс труда есть не только взаимодействие человека с силами природы, но и взаимодействие людей между собой, то труд следует рассматривать с двух сторон: содержание труда (взаимодействие человека и природы), характер труда (взаимодействие людей в процессе труда).
Результатом процесса труда является продукт труда. Это благо, которое благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо потребности человека. Создание таких благ предполагает использование ряда факторов.
В экономической литературе существуют два подхода к определению факторов производства. Первый дан К.Марксом, второй — западной литературой. У К.Маркса в процессе труда участвуют три элемента: предметы труда, средства труда и рабочая сила человека.
Предметы труда — это материалы, подвергающиеся обработке. Они бывают двух видов: данные природой (например, лес, залежи руды, угля, нефти и т.п.) и материалы, прошедшие предварительную обработку (полуфабрикаты). Предметы труда — это историческое понятие в том смысле, что с развитием человеческого общества круг используемых предметов расширяется, появляются искусственные предметы и новые способы употребления уже известных. С развитием познания представления о предметах труда расширяются.
Средства труда — вещь или комплекс вещей, при помощи которых человек воздействует на природу. Еще с древних времен известно, что человек добывал себе пищу при помощи палки, камня и т.д. Поэтому к средствам труда относятся все орудия производства, начиная от грубого каменного топора и кончая сегодняшними автоматами. Различаются три вида средств труда: а) совокупность механических средств труда (машины, станки, инструменты, различное оборудование). Это — орудия труда, их образно называют «костной и мускульной системой» производства; б) совокупность средств труда, предназначенных для хранения предметов труда, т.е. «сосудистая система» производства (трубы, бочки, корзины, сосуды и т.д.); в) материальные
16
условия для того, чтобы процесс производства мог совершиться (здания, каналы, дороги, электросети и др.). Вторые и третьи виды средств труда принято называть производственной инфраструктурой, т.е. условиями производства. С орудиями труда связаны многие виды сырья и вспомогательных материалов, без которых они не могут действовать: топливо для двигателей, смазочные масла для машин, удобрения для земли и др. Специфическим средством труда является земля. В этой роли она выступает прежде всего как место, на котором совершается труд, и как носительница естественных свойств, используемых для выращивания злаков, а также как источник природных ресурсов.
Средства труда в истории цивилизации всегда играли и играют важную роль. Уровень их развития показывает степень технической вооруженности человека перед силами природы, определяет характер экономической эпохи.
Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства, т.е. материально-вещественные факторы производства. Однако сами по себе, без взаимодействия с человеком, они представляли бы груду мертвых вещей. Поэтому решающим моментом процесса производства является наличие третьего элемента — рабочей силы.
Рабочая сила есть совокупность физических и духовных способностей человека, которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Рабочая сила представляет собой субъективный (личный) фактор производства. Это активный элемент производства, так как в процессе труда она развивается сама и совершенствует средства производства.
Все три элемента процесса труда в совокупности составляют производительные силы общества. Они выражают отношение людей, общества к природе, показывают уровень господства человека над силами природы. Решающая производительная сила общества — сам человек.
Производительные силы — одна сторона общественного производства. Другую его сторону представляют производственные отношения людей, в которые они вступают по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производительные силы и производственные отношения в их совокупности и взаимодействии есть способ производства.
К.Маркс исследовал факторы производства в эпоху промышленной революции, в условиях свободного рынка, отсутствия сложной кооперации труда и современной машинной техники. С развитием общества в структуре факторов производства, характере их взаимодействия произошли существенные изменения. Однако в советской экономической литературе они характеризовались так, как были даны К.Марксом.
Западная экономическая мысль к факторам производства относит: землю, труд, капитал, предпринимательский талант.
Земля. Как и в предыдущей концепции, она рассматривается как объект сельскохозяйственного производства и как источник природных ресурсов, имеющихся в ее недрах. Земля есть самый древний фактор производства, т.е. она служит человеку с самых древних времен, когда еще не было ни товарного производства, ни рыночных отношений.
Труд. В качестве фактора производства труд включает всех, кто работает (рабочие, инженеры, крестьяне, служащие и т.д.). В условиях рыночной экономики рабочая сила как потенциальный носитель способности к труду становится объектом купли и продажи, т.е. становится товаром.
Капитал. К этому фактору производства относится все, что является суммой богатства: здания, сооружения, станки, оборудование. Накопление капитала в руках крупных владельцев становится условием поляризации общества, разделения членов общества на богатых и бедных.
Предпринимательский талант. Это особый вид ресурсов. В рыночной экономике люди имеют одинаковые стартовые возможности для занятия бизнесом. Однако, при прочих равных условиях, при наличии ресурсов конечные результаты сильно разнятся. Происходит постоянная дифференциация товаропроизводителей. Объяснение этому — наличие неодинаковых способностей, таланта у субъектов рыночных отношений. Лишь 5–10% бизнесменов преуспевает. Поэтому предпринимательский талант отнесен к фактору производства.
Итак, мы рассмотрели производство как основу жизни общества. Но производство осуществляется в условиях постоянно растущих, ничем не ограниченных потребностей, с одной стороны, ограниченности ресурсов — с другой. Проблема ограниченности ресурсов — вечная проблема, которую вынужден решать субъект производства.
17
2. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЭКОНОМИКУ. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Система экономических знаний представлена различными науками, среди которых можно выделить:
-
экономическую теорию (ранее названную политической экономией);
-
отраслевые науки (экономика промышленности, строительства, транспорта и др.);
-
функциональные науки (кредит, финансы, денежное обращение и др.);
-
межотраслевые науки, находящиеся на стыке различных отраслей знаний (экономическая география, демография, теория управления и др.).
Единство этих наук состоит в том, что они исследуют один объект — экономику, ее структуру, законы развития. Это и выделяет экономические науки в особую систему знаний, отличную от других. При этом под экономикой понимается:
-
совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, экономический базис общества;
-
народное хозяйство страны, состоящее из соответствующих отраслей, видов производства, или часть народного хозяйства.
Особое место в системе экономических знаний принадлежит экономической теории, что обусловлено спецификой ее предмета и метода. Экономическая теория изучает экономику как совокупность производственных отношений, а другие — исследуют конкретные формы проявления производственных отношений применительно к различным сферам производства, видам деятельности.
Впервые экономику начали изучать в рабовладельческом обществе. При описании организации хозяйства рабовладельца Аристотель оперировал термином «экономия» (от греч. слов oikos — дом, домашнее хозяйство и nomos — закон) и производным от него — «экономика». Экономия рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве и существовала в рамках единой науки об обществе.
В качестве самостоятельной науки экономия сформировалась в XVI–XVIII вв. как учение нового класса — буржуазии.
А.Монкретьен впервые ввел в научный оборот термин «политическая экономия» (от греч. слов politikos — государственный, общественный: oikos, nomos — см.выше). В 1615 г. он опубликовал «Трактат политической экономии», давший название целой науке. Данное название стало традиционным и сохраняется по настоящее время.
Вместе с буржуазным обществом развивается и политическая экономия, меняются взгляды на ее задачи, предмет и методы исследования. Эволюция политэкономии рассматривается в курсе «История экономических учений».
В настоящее время сложились два подхода к определению ее предмета. Во-первых, марксистский, который базируется на следующих положениях:
1. Необходимо разграничить материально-вещественное содержание производства (произ водительные силы) и его общественную форму (производственные отношения). Первые выражают отношение человека к природе и не являются предметом политэкономии. Их изучают не политическая экономия и не общественные науки вообще, а науки естественные и технические. Совокупность производственных отношений образует экономический базис общества (экономи ческую структуру), на котором вырастает надстройка. Надстройка — это система политических, правовых, идеологических, национальных, семейных и прочих отношений, а также соответст вующие им взгляды и учреждения.
Политическая экономия изучает производственные отношения (как форму развития производительных сил и, следовательно, в тесной взаимосвязи с ними) и свойственные им экономические законы. Производственные отношения изучаются во взаимосвязи с надстроечными отношениями.
-
Производственные отношения непосредственно связаны с материальными интересами классов, это классовые отношения. Поэтому политэкономия является классовой, партийной наукой.
-
Различают предмет политэкономии в узком и широком смыслах слова. Политэкономия в узком смысле является наукой о капиталистических производственных отношениях. В широком
18
смысле — это наука о производственных отношениях, присущих различным общественно-экономическим формациям (совокупность производительных сил, производственных отношений и надстройки), которые последовательно сменяют друг друга.
4. Объективная необходимость смены общественно-экономических формаций обусловлена действием общего экономического закона — закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Взаимодействие двух сторон общественного производства упрощенно можно представить так. Качественные изменения в производительных силах начинаются прежде всего с орудий труда. Это стимулирует преобразования в предметах труда, технологиях, предъявляет новые требования к квалификации и уровню образования рабочей силы. В результате этого возникает необходимость обновления сложившихся форм организации труда и производства и, соответственно, отношений управления и социально-экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Формой разрешения несоответствия двух сторон общественного производства выступает социальная революция, в ходе которой и утверждается новая система производственных отношений, принципиально новые формы собственности. С их изменением более или менее быстро изменяется надстройка. Так формируется общественно-экономическая формация.
Таким образом, марксизм под политической экономией понимает науку, изучающую общественные отношения между людьми по поводу производства — распределения — обмена — потребления материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества, науку, изучающую закономерности смены одной общественно-экономической формации другой.
До недавнего времени марксистская политэкономия выступала в особом ранге официальной науки, теоретические положения которой являлись незыблемыми. Последнее десятилетие она подверглась энергичной критике. Политическая экономия (как наука и учебная дисциплина) была переименована в экономическую теорию.
Второй подход к определению предмета характерен для западной экономической мысли, современным направлением которой является экономикс. Экономикс в качестве учебной дисциплины изучается во многих западных странах и претендует на роль общей экономической теории. Термин «экономикс» впервые появился в незавершенной работе английского экономиста У.С.Джевонса «Принципы экономикс». Но в научный оборот его ввел и охарактеризовал А.Маршалл, который различал политэкономию и экономикс. Под первой понималась чисто теоретическая наука, а под второй — прикладная экономическая наука, которая на основе прикладного характера изучения экономики вырабатывает практические рекомендации, используемые в экономической политике.
В современной западной литературе используются термины «политэкономия», «экономика», «экономикс» без разграничения. Что изучает экономикс? Содержание его предмета раскрывается в следующих положениях.
-
Специфическим предметом экономикс являются хозяйственные отношения, т.е. отношения по поводу организации хозяйственной деятельности. А поскольку последняя зависит от самих людей, то экономикс изучает побудительные мотивы, стимулы, поведение хозяйствующих субъектов в конкретных ситуациях.
-
Одним из основополагающих принципов экономикс является признание двух фундаментальных фактов:
– во-первых, материальные потребности людей безграничны и неутолимы;
– во-вторых, экономические ресурсы, необходимые для производства товаров, ограниченны,
редки. Поэтому общество для удовлетворения потребностей должно решать: что, сколько,
как производить.
Исходя из этого английский экономист Л.Роббинсон в учебнике по экономике так определил
ее предмет: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения
отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное
использование»*. Это определение является общепризнанным (в силу своей краткости и точности)
и в различных вариациях присутствует в любом западном учебнике по экономике или экономикс.
* Цит. по: Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М., 1993. — С.4.
19
Итак, центральная проблема экономикс — это исследование путей эффективного использования ограниченных экономических ресурсов. Поскольку эта проблема имеет ключевое значение для рыночной экономики, то экономикс и изучает, главным образом, рыночные отношения.
3. В экономике выделены два раздела: микро- и макроэкономика. Первая имеет дело с деятельностью отдельных хозяйствующих субъектов, анализирует их поведение при принятии решений. Почему потребители покупают товар? Что определяет их выбор? Как образуются доходы домохозяйств? Как формируются цены? Вторая изучает экономику в целом (как единую хозяйствен ную систему) или ее отдельные подразделения в обобщенном виде — домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор. Исследует общие экономические показатели: ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний продукт), НД (национальный доход) и др.; совокупный спрос и совокупное предложение.
Вместе с тем, как отмечают авторы «Экономикс», «выделение понятий макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделен на отдельные отсеки, что любую ее тему можно отнести или к макро-, или к микро-; многие темы и разделы экономикс входят в обе эти сферы… в последние годы в важных областях анализа произошло слияние макро- и микроэкономики»*.
4. Экономикс — наука внеклассовая, внепартийная. Как отмечает П.Самуэльсон, ее задача — описать, проанализировать и объяснить экономические явления в системе соответствующих понятий, выработать рекомендации для экономической политики. Однако он признает, что отвлечься при этом от социальных проблем нельзя. Всякая хозяйственная деятельность протекает в обществе, где человек преследует свои цели, имеет свои убеждения и предрассудки, которые являются выражением его экономических интересов.
В России экономическая теория как наука и учебная дисциплина более ориентирована на экономике. Большинство экономистов рассматривают ее как универсальную науку о проблемах выбора ресурсов и экономического поведения человека; как науку, которая изучает поведение людей и групп в производстве — распределении — обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Как наука экономическая теория выполняет ряд функций.
Познавательная функция данной науки выражается в исследовании и объяснении процессов и явлений в экономической жизни общества. Как фундаментальная наука экономическая теория изучает экономические законы и категории, отражающие сущность определенных производственных отношений, взаимодействие последних как с производительными силами, так и с надстройкой.
Методологическая функция. Как уже отмечалось, экономику изучает множество экономических наук. Поскольку экономическая теория изучает экономические законы и категории, а другие — конкретные экономические формы их проявления, то экономическая теория служит в первую очередь теоретической и методологической базой. Задача экономической теории заключается в том, чтобы внести порядок и смысл в набор фактов, связать их воедино, установить надлежащие взаимосвязи между ними и вывести из них определенные обобщения.
Практическая функция экономической теории вытекает из двух предыдущих функций и ее фундаментального положения в системе экономических наук.
- Л. Ю. Руди экономическая теория Учебно-методический комплекс
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел 2. Содержание дисциплины 2.1. Тематический план
- 2.2. Содержание разделов и тем
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- Раздел II. Микроэкономика
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- Тема 6. Предприятие в системе рыночных отношений
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Раздел III. Макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- Тема 15. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная (монетарная) политика государства
- Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
- 3.2. Литература
- 3.3. Нормативные акты
- Раздел I
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- 1. Производство и его роль в общественном развитии
- 3. Экономические законы: общая характеристика
- 4. Метод экономической теории
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- 2. Собственность, ее содержание, типы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- 4. Происхождение, сущность и функции денег
- Контрольные вопросы
- Раздел II
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- 1. Спрос, предложение и цена. Рыночное равновесие
- 3. Эластичность спроса и предложения
- 4. Закономерности потребительского поведения
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- 1. Особенности формирования спроса и предложения на основные факторы производства
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Рынок земли и земельная рента
- 4. Рынок капитала и процент
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Предприятие (фирма) в системе рыночных отношений
- 1. Основные формы предприятий (фирм)
- 2. Издержки фирмы, их сущность и виды
- 3. Доходы фирмы: общий, средний, предельный
- 4. Прибыль как факторный доход
- 5. Максимизация прибыли фирмой
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
- 3. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Контрольные вопросы
- Раздел III макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- 1. Основные макроэкономические понятия и показатели
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- 1. Экономический рост. Факторы экономического роста
- 3. Инвестиции: сущность, источники и роль в воспроизводственном процессе
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- 3. Модификация современного цикла
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая теория макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель
- 3. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия
- 4. Эффект мультипликатора
- 5. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» — «ad-as»
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- 1. Различные теории о причинах безработицы
- 2. Типы безработицы и ее последствия
- 3. Различные теории о сущности и причинах инфляции
- 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6. Экономическая политика в условиях инфляции
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- 2. Теоретические взгляды на государственное регулирование
- 4. Государственный сектор в рыночной экономике
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- 1. Понятие финансовой системы и финансовой политики
- 2. Государственный бюджет и бюджетная политика
- Государственных доходов
- 4. Фискальная политика государства: ее виды и механизм воздействия на экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 1. Современное денежное обращение
- 2. Кредит и кредитная система, ее содержание и структура
- 4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Методические указания по выполнению контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Работа над контрольной
- Оформление контрольной работы
- Часть I. Теоретический вопрос
- Часть II. Задачи
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Часть III. Тесты
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Методические указания по выполнению курсовых работ
- Выбор темы курсовой работы
- Составление плана работы
- Отбор и подготовка материала
- Правила оформления курсовой работы
- Защита и оценка курсовой работы
- Темы курсовых работ
- Литература
- Содержание
- Тексты лекций учебной дисциплины «экономическая теория»